Новости Крыма

«Живу, работаю, обжираюсь»: какие приключения пережил в Крыму писатель Куприн

Очеркист мастерил речные души и «охотился» на Толстого.

Для Александра Куприна Крым стал местом творческого подъёма.
Для Александра Куприна Крым стал местом творческого подъёма.
Фото:
коллаж ForPost|Елена Фокина

Для многих русских писателей поездки в Крым были связаны с невероятными приключениями. Здесь драматург Островский охотился за кумысом, а сатирик Зощенко делил автобусную скамью с козой. Не стал  исключением и писатель-реалист, автор множества рассказов и очерков Александр Иванович Куприн. 

К 155-й годовщине со дня рождения классика ForPost узнал о некоторых приключениях, пережитых им в Крыму.

Здоровенная любовь

Александр Куприн впервые приехал на полуостров весной 1900 года, в возрасте 29 лет. По воспоминаниям писателя, к тому времени в Ялте уже обосновался Антон Чехов, к которому, словно к магниту, тянуло молодых литераторов.

«Чаще других здесь бывали Горький, Бунин, Фёдоров, доктор-писатель Елпатьевский и я, — писал Александр Куприн в "Отрывках воспоминаний". — Иногда мы ездили верхом в лес, в ущелье Уч-Кош. Горький никогда не принимал участия в этих прогулках. Он если не всегда, то очень часто чувствовал себя нездоровым, да, вероятно, и стеснялся, не считая себя хорошим наездником».

Прогулки по крымским лесам сильно сблизили писателей. Начиная с того года, Чехов и Куприн регулярно встречались в Крыму, а изредка к ним присоединялся и Бунин. Кроме того, Александр Иванович всегда использовал возможность пригласить других своих близких знакомых на полуостров, рассказывая о его красотах.

Например, в одном из писем писатель сравнил Крым с бонбоньеркой — красиво оформленной коробкой для конфет.

В письмах к Ивану Бунину писатель сравнивал природу Крыма с «милой и бледной» природой севера.

Первые крымские приключения Александра Куприна случились весной 1901 года. Тогда писатель вновь отправился в Ялту к Чехову — и неожиданно попал под влияние женских чар. Как писал в одном из писем к Ольге Книппер Антон Чехов, «Куприн влюбился в громадную, здоровенную бабу».

Речь шла о владелице гурзуфского имения Суук-Су, вдове-миллионерше Ольге Михайловне Соловьёвой-Березиной, которую в своих письмах Александр Куприн часто называл «матерью-дьяконицей».

«Мать-дьяконица кормила нас прекрасными обедами. Один раз была в ударе и по моему совету разрушила свою идиотскую причёску вверх, разобрала волосы прямым рядом, а сверху их повязала, точно кичкой, красной лентой. И вышла из неё сразу ядрёная, здоровенная красавица баба Орловской или Тамбовской губернии: руки большие, грудь — во! глазищи огромные, заманчивые», — написал об одной из встреч писатель.

Ольга Михайловна Соловьёва-Березина.

Впрочем, интерес к овдовевшей миллионерше у Александра Куприна погас так же быстро, как и возник. Вскоре выяснилось, что Ольга Михайловна — «трусиха» и не умеет держаться в седле. 

Поэтому следом автор повестей переключился на дочь писателя Сергея Елпатьевского Людмилу, а после и вовсе бросил затею курортного романтического общения.

Речной душ и самый важный пароход

В феврале 1902 года Александр Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой — приёмной дочери виолончелиста Карла Давыдова и издательницы журнала «Мир Божий» Александры Горожанской. Летом того же года молодожёны отправились в Крым уже вместе и поселились на даче в Мисхоре «отшельниками».

«В Мисхоре жил мой брат Николай Карлович, на даче, которую после смерти своей матери получил в наследство. Дача находилась на арендованной земле, принадлежавшей графу Шувалову. В то время Мисхор ещё только начинал застраиваться. Лишь три года как эта часть шуваловского имения была разбита на арендные участки, и пока здесь стояли всего четыре дачи», — написала много позднее Мария Давыдова в своей книге «Годы молодости».

На новом месте Александр Куприн сразу постарался обустроить комфортный быт: в нескольких метрах от дачи с помощью кадки и лейки он соорудил душ прямо на протекающей рядом реке. Вода в источнике была холодной, так что сразу после утренних умываний писатель занимался гимнастикой на брусьях.

По воспоминаниям супруги, пара поселилась на втором этаже дома, в большой комнате с открытой террасой. Окна оттуда выходили на море, и Куприн даже добавил описание помещения в свой рассказ «Корь».

«По утрам, когда он просыпался, ему не надо было даже приподымать голову от подушки, чтобы увидеть прямо перед собой тёмную синюю полосу моря, подымавшуюся до половины окон, а на окнах в это время тихо колебались, парусясь от ветра, лёгкие, розоватые, прозрачные занавески», — цитировала рассказ мужа Мария Давыдова.

Современный Мисхор.

В том же году Александр Куприн попал в ещё одно крымское приключение. От своего близкого друга, писателя Сергея Елпатьевского, он узнал, что 25 июня 1902 года на пароходе «Святой Николай» из Ялты уедет Лев Николаевич Толстой. Мечтая встретиться с литератором, Куприн заранее забрался на судно и стал ждать встречи.

«Уверяю вас, что на этого человека я глядел, как на чудо. Пройдёт лет пятьдесят — шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит бог его дни), будут так же глядеть, как на чудо. <…> Он шёл как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. <…> Потом прошло ещё пять минут. Приехали новые знакомые Льва Николаевича, и я увидел нового Толстого, — Толстого, который чуть-чуть кокетничал», — описывал метаморфозы в поведении Льва Николаевича Куприн.

Встреча двух писателей была короткой, всего 10-15 минут, но оставила в воспоминаниях Александра Ивановича яркий след. Он часто писал Толстому письма и однажды даже предлагал встретиться, но пересечься лично двум писателям уже было не суждено.

Заманчивые перспективы

Весной 1903 года Александр Куприн вновь отправился в Крым. В этот раз он захотел взять с собой за компанию своего близкого друга, киевского журналиста-фельетониста Михаила Никаноровича Киселёва. Начиная с конца февраля, автор многочисленных рассказов буквально заваливал товарища письмами.

«Зато, эфиоп, сколько удовольствий. 1. Две недели мы с тобой посвятим на то, что обойдём почти весь Южный берег Крыма пешком. <…> 2. Купанье в море (в апреле). 3. Ловля скумбрии, морских ершей, султанки. 5. Экскурсии — верхом в Ливадию, Ореанду. <…> 6. Увидишь самое интересное время — весну. Цветут персики, миндаль, глицинии, белая акация и безмерное количество роз. 7. Под вечер бутылка доброго красного вина. Водки — абсолютно никакой, ибо я за эти два с половиной месяца должен написать три рассказа», — писал Куприн.

В попытке завлечь молчаливого товарища Александр Иванович в других своих посланиях упоминал и проводника Меджиба — крымского татарина, о котором в 1909 году вышел рассказ «В Крыму», и его лошадей Букета и Красавчика, и всех маломальских знакомых, находившихся в то время на полуострове.

Александра Куприна особенно завораживало весеннее цветение.

Однако ряд писем так и остались без ответа. Тогда Куприн решил пойти на крайние меры. Предположительно в марте 1903 года в своём письме к Михаилу Киселёву он сперва заговорил о работе и выгодных знакомствах для киевского журналиста в Крыму, а затем расписал полуостровную жизнь в самых ярких красках.

«Зато, брат, горы, море, кипарисы, розы, тополя, татары — красота неописанная и в таком количестве, что прямо охлебаешься. Подумай-ка об этом хорошенько. <…> Впечатлений — бездна. Я живу, работаю, обжираюсь, знакомых — миллион. Водок и пив — буквально никаких. Пьём вино, но и то изредка и немного. Да здесь и выпивать, голубчик, даже и думать нельзя и не хочется», — признавался писатель.

Провокация сработала, и Михаил Киселёв согласился посетить Крым. Но писатель и его друг журналист так и не встретились на берегу Чёрного моря: судя по письмам, которые Александр Куприн посылал позднее, фельетонист не приехал на полуостров. А в июне того же года стало известно о его скоропостижной смерти.

Мальчик, дедушка, пёс

В середине лета 1903 года Александр Куприн вновь отправился в Крым, на этот раз с женой. Пара обосновалась на даче в Мисхоре. По воспоминаниям Марии Давыдовой, в тот год к ним стали захаживать бродячие артисты: старик с шарманкой, дрессированный пудель и подросток-акробат по имени Серёжа.

«Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители — турки-каменщики, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие. После представления старик получал деньги, и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями», — описала встречи с артистами жена писателя.

Александр Куприн никогда не упускал возможности пообедать вместе с бродячей труппой. И если старик был не особо разговорчив, то Серёжа с удовольствием рассказывал о своём прошлом и мечтал о будущем. Оказалось, в своих длинных путешествиях артисты однажды дошли даже до Одессы. Там мальчик побывал в цирке, и с тех пор горел мечтой стать профессиональным акробатом.

А в другой день, по словам Серёжи, их ручного пуделя заприметила одна богатая барыня.

«Но разве можно нам остаться без пуделя? Дедушка отказался отдать собаку. Барыня очень обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли. Поэтому мы ушли скорее из города», — процитировала мальчика в своей книге Мария Давыдова.

Позднее трогательная история труппы легла в основу рассказа Александра Куприна «Белый пудель».

За свою жизнь Александр Куприн ещё не раз возвращался в Крым и попадал во всевозможные приключения. Например, в 1904 году он, будучи пьяным, отправил русскому императору телеграмму из Севастополя, а в 1905-м написал скандальный очерк об очаковском восстании, после которого его выслали из города.

Исследователи творчества писателя сходятся во мнении, что Крым стал для него не только неизменной любовью, но и местом высокого творческого подъёма. Здесь были написаны такие сочинения, как «В цирке», «Трус» и «На покое». А местные сюжеты легли в основу множества рассказов и очерков, среди которых «В Крыму», «Лёгкие нравы», «Рассказ о рыбке “раскасс”», «Гусеница» и «Листригоны».

«Романтизированные произведения Куприна свидетельствуют о том, что он следовал священным для себя заветам: “открыть землю, небо, людей”», — написала в своём исследовании о писателе кандидат филологических наук, доцент Марийского государственного университета Инна Чеснокова.

Напомним, в 1938 году Александр Куприн скончался от рака пищевода. Спустя 70 с лишним лет силами местных жителей и севастопольского скульптора Станислава Чижа писателю установили памятник на набережной Балаклавы. Монумент поставили недалеко от здания бывшей гостиницы «Гранд-отель», где Александр Иванович с женой отдыхали в 1904 году.

Елена Фокина

Фото: Дмитрий Осипенко|ForPost,Artek.org|CC0, Татьяна Воробьёва|ForPost

Для создания статьи была использована информация из следующих источников:

Чеснокова Инна Геннадьевна А. И. Куприн о Крыме // «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник. 2015. №8.

А. И. Куприн. Собр. соч. в 6-ти томах, т. 6. М., Гослитиздат, 1958, с. 603 — 606.

«Врут, как зелёные лошади...». Куприн в воспоминаниях,письмах, документах. Составление, предисловие и научные комментарии Т.А. Каймановой. — Пенза, 2020. — 968 с.

Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. М. : Худ. лит., 1966. 348 с. 

362
Поделитесь:
Оцените статью:
В среднем: 5 (1 голос)

Обсуждение (1)

Profile picture for user Brig
1074
Brig

Хорошая статья!

Главное за день

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
6
609

В Севастополе анонсировали масштабную реконструкцию водоснабжения города

Пока понятно лишь, что проект должен избавить город от водного дефицита.
14:03
38
2772

В Киеве горит здание правительства Украины

Мэр Киева вероятной причиной пожара назвал сбитый беспилотник.
09:40
4
1109

Севморзавод, похоже, всё

Легендарную севастопольскую верфь вскоре могут выставить на торги.
10:07
116
10144

Циклон с Чёрного моря принесёт в Крым дожди на несколько дней

После этого сухая и тёплая осень вернётся обратно.
09:26
7
4130