Россия

«Затопит» ли последствиями всю остальную Россию после наводнения в Оренбуржье?

Как стихийное бедствие в одном регионе может оставить другие без детсада или больницы.

Фото:
официальная страница администрации Орска в «ВКонтакте»

Разрушительное наводнение в начале апреля принесло беду регионам России, население которых оказалось в страшных условиях из-за затоплений.

Большая вода повреждает и уничтожает дома, дороги и другие объекты. Из-за неё эвакуируют местных жителей и останавливают работу предприятий.

Ущерб только Оренбургской области, где одна из самых сложных ситуаций, предварительно оценён в 21 миллиард рублей. И это только по данным, которые были несколько дней назад. Точная сумма будет известна по результатам обследований после ухода воды.

Но даже то, что есть сейчас, — уже неподъёмная сумма для бюджета Оренбуржья. И губернатор региона Денис Паслер надеется на помощь со стороны.

«Мы, безусловно, справимся со всеми задачами — с поддержкой федерального центра и других регионов, социально ответственного бизнеса, вместе со всеми жителями, которые сегодня помогают справиться с паводком», — сказал Паслер 10 апреля.

А ведь есть ещё Алтайский край, Курганская область и ещё более 30 регионов, столкнувшихся с наводнениями. Каждому из них, возможно, понадобятся ресурсы бюджета РФ, который нельзя запрограммировать на постоянную генерацию денег: «Горшочек, вари!»

Поэтому если федеральный центр кому-то средств прибавит, то у кого-то их отнимет — в соответствии с ломоносовским законом сохранения материи.

Условно говоря, должны были профинансировать строительство школы на Кубани и больницы в Ростовской области в этом году — перенесут на более поздний срок.

Деньги из небездонной казны важнее направить Оренбургской и Курганской областям — на первоочередную помощь пострадавшим от затоплений.

Способен ли потоп в Оренбуржье «затопить» последствиями жителей остальной России, узнавал ForPost.

Проблемы будут?

Чрезвычайная ситуация в Оренбургской области не отразится на финансово-экономической ситуации в России, полагает заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Мария Байнова.

«Потому что в зоне бедствия нет больших сельхозугодий или стратегического предприятия, а экономика России — устойчива», — уточнила она.

По её мнению, вопрос последствий наводнения в Оренбуржье, скорее всего, будет решаться, также, как на Дальнем Востоке в 2013 году. Тогда, по данным МЧС России, общий объём ущерба составил 527 миллиардов рублей.

«Тогда собирали пожертвования (граждане и благотворительные организации перечислили более двух миллиардов рублей — прим.), но сейчас так много не набрать. Или будут выделены деньги из федерального бюджета, но в нём тоже денег не так много», — пояснила она.

В РФ недостаточно развиты программы софинансирования страхования недвижимости, считает Мария Байнова. Она напомнила, что в Москве был такой проект: предлагалось в платёжки за коммунальные услуги добавлять ежемесячно небольшую сумму страховки, но сейчас этого уже нет.

Кроме того, продолжила она, Минфин России два года назад предложил проект изменений федерального закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, чтобы установить обязанность регионов разработать и утвердить программу страхования жилья от ЧС. Но депутаты не приняли документ.

«Сейчас регионы обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, но не для помощи населению. Поэтому необходимо вновь вернуться к обсуждению обязательных программ страхования на региональном уровне, в том числе софинансирования регионами страховых программ для граждан», — уверена завкафедрой государственного и муниципального управления Университета «Синергия».

Риски есть всегда?

Наводнения, которые происходят в одном или десятках регионов, естественно, могут повлиять на обстановку в стране в целом, в частности, на финансово-экономическую ситуацию, уверена кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева.

Она напомнила, что есть план распределения бюджетных средств по отраслям и регионам, в том числе на поддержку граждан в период чрезвычайных ситуаций.

«Заложенная в <федеральном> бюджете минимально необходимая сумма может быть недостаточной для решения вопросов соцподдержки пострадавших, финансирования действий по предотвращению больших рисков и угроз, а также на восстановление инфраструктуры, разрушенных зданий и так далее. И в этой связи может потребоваться перераспределение средств, которые изначально предназначались для других целей», — отметила собеседница ForPost.

То есть увеличивается риск невыполнения регионами планов развития городских и сельских территорий, зависящих от федерального финансирования, обратила внимание экономист. И привела пример: были заложены деньги на реконструкцию школы, но потребовалось перераспределить их на ремонт пострадавших от наводнения детсада, больницы или другого соцобъекта.

Поэтому возникает вопрос, а должны ли считаться особо опасными действия/бездействие ответственных лиц, допустивших возникновение стихийных бедствий с огромными ущербами, тем более в условиях, в которых сейчас оказалась Россия?

«Ответственность может возлагаться на степень готовности служб в период ЧС, на исправность системы оповещения, на слаженность механизма работы органов власти и так далее. Мне не представляется возможным назначить ответственного за наводнение, землетрясение и прочее. Тут требуется выяснить причины, повысившие опасность стандартной для ряда региона ситуации», — сказала наша собеседница.

Она также напомнила о статистике, благодаря которой можно утверждать, что в определённые периоды возникают отклонения от средних показателей температур, объёмов осадков, уровней подъёма рек, глубин промерзания почвы, скорости разлива и других факторов.

«Поэтому предсказать стопроцентное значение перечисленных параметров не представляется возможным. Риск существует всегда. Другое дело — если одной из причин бедствия стали не естественные причины, а человеческий фактор, то однозначно в этом случае виновные должны и будут нести ответственность», — заключила Татьяна Марцева.

Алексей Лохвицкий

788
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user ulogin_yandex_1452224833
1585

Другое дело — если одной из причин бедствия стали не естественные причины, а человеческий фактор, то однозначно в этом случае виновные должны и будут нести ответственность», — заключила Татьяна Марцева.

 😒

Александр Коломинов,

А причиной там ( как и у нас здесь и при том главной, а не одной из) является именно человеческий фактор.

Главное за день

Как «подарок Гитлера» стал первым телескопом Крымской обсерватории

Исследовать космос на территории полуострова начали сто лет назад, но всерьёз за астрономию взялись после Великой Отечественной войны
19:16
4
413

Туристам в Крыму предложили экскурсии на необычный объект

Прошлое полуострова становится ближе, чем когда-либо.
16:18
0
906

Ин витро: как в Крыму импортозамещают виноград с помощью пробирок

Уникальный маточник вступит в лозоношение уже в следующем году.
18:18
1
628

Погибающую от жары рыбу в западном Крыму спасают кислородом

Но пока одни спасают живую природу, другие её загрязняют.
17:16
0
902

В аномальную жару в столице Крыма пилят главный парк

Жители беспокоятся за судьбу деревьев.
18:18
4
1781