Ущерб от разрушительного паводка в Оренбургской области составил 21 млрд рублей. Эта сумма увеличится, уверены эксперты: по прогнозам 10 апреля большая вода доберётся до областного центра, Оренбурга, и разрушений станет ещё больше.
О том, на какие компенсации стоит рассчитывать людям, чьё имущество пострадало, — в материале ForPost.
Как паводок стал ЧС федерального характера?
Губернатор Оренбургской области Денис Паслер озвучил две цифры, от которых власти отталкиваются при назначении компенсаций пострадавшим от паводка:
- Инфраструктуре нанесён ущерб на сумму в 21 млрд рублей;
- Агропромышленный комплекс пострадал на 65 млн рублей.
Денег в областном бюджете на покрытие всех убытков не хватит.
Если говорить о конкретных цифрах, то, согласно данным правительства Оренбургской области, в этом году объём доходов в региональный бюджет запланирован в сумме 144,8 млрд рублей. Сумма расходов равна 155,3 млрд рублей — плановый показатель 2023 года превышен на 7%.
«Принято решение отнести чрезвычайную ситуацию в Оренбургской области к ЧС федерального характера и установить федеральный уровень реагирования», — написал в своём телеграм-канале Паслер.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 2007 года, происшествие признаётся таковым, когда количество пострадавших превышает 500 человек, а размер ущерба составляет свыше 1,2 млрд рублей. По данным на 8 апреля, в Оренбургской области было подтоплено более 10 тыс. жилых домов и порядка 18 тыс. приусадебных участков. Из зоны подтопления эвакуировано 6127 человек, включая 1478 детей, из которых более 1000 размещены в ПВР.
Кстати, спасают не только людей, но и животных. По сети разлетелось видео спасения 40 хаски. За кадром осталась эвакуация 570 коров, овец и других животных.
Видео паблик во «ВКонтакте» «Настоящий Волгоград»
Материальная помощь от власти
«Принял решение увеличить все выплаты пострадавшим в два раза. Единовременно — 20 тысяч рублей на человека. При утрате имущества — от 50 до 100 тысяч рублей на каждого», — написал 6 апреля в телеграм-канале оренбургский губернатор.
На встрече с инициативной группой жителей Орска 8 апреля глава региона уточнил, что пострадавшие получат 20 тысяч без дополнительных условий, 50 тысяч — при частичной утрате имущества, 100 тысяч — при полной утрате имущества.
Освободят пострадавших от паводка и от уплаты коммунальных услуг и предоставят им кредитные каникулы. Также будут компенсированы расходы по пребыванию людей в гостиницах, санаториях, общежитиях в пределах стоимости в 10 тысяч рублей ежемесячно в течение 6 месяцев.
Помогут оренбургские власти и бизнесу. Работодателям, приостановившим работу из-за паводка, будут компенсированы средства на выплату сотрудникам заработной платы в полном объёме.
Хватит ли этих денег?
Согласно доске объявлений, размещённой на сайте «Работник.ру», стоимость ремонта жилья в Орске составляет:
- капитальный ремонт «под ключ» от 4 до 10 тыс. рублей за квадратный метр;
- косметический — от 2 до 5,5 тыс. рублей за квадратный метр.
А вот новое жильё, естественно, обойдётся гораздо дороже.
Строительные компании Орска предлагают строительство одноэтажного дома площадью 57 квадратных метров примерно за 1,1 млн рублей.
Квартира стоит ещё больше. Согласно объявлениям, опубликованным на сайте «Домклик», на покупку «однушки» площадью 31 квадратный метр нужно 1,5 млн рублей, а двухкомнатной квартиры площадью 48,2 квадратных метра — 2 млн рублей.
Важно отметить, что порядок компенсаций для людей, жилища которых не подлежат восстановлению, ещё не определён. В каждом конкретном случае он будет решаться властями отдельно.
«Как только вода сойдёт, начнём поадресный обход для оценки ущерба, который нанесла стихия, для последующей компенсации утраченного жилья», — сказал Паслер в интервью KP.RU.
Первый заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Журавлёв уверен: выплат от государства «недостаточно для покрытия всех расходов». Поэтому он настаивает на пересмотре размера компенсации, так как «эти суммы не индексировались 10 с лишним лет».
В интервью интернет-изданию Газета.ру народный избранник заявил, что в тесной связке с МЧС РФ законодатели «готовы усовершенствовать механизм оценки ущерба при ЧС».
А адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько объяснил Газете.ру, что делать владельцам утонувших автомобилей:
«ОСАГО это (ущерб) не покрывает. Если есть страховка КАСКО, она может тоже не покрыть, как правило, стихийные бедствия являются исключением из страхового покрытия. Ущерб, который причинён стихийным бедствием по КАСКО возмещению не подлежит. Это оговаривается и в полисе, и в правилах страхования».
Он подчеркнул, что паводок в Оренбургской области начался из-за разрушения дамбы. Следовательно, если будет доказано, что ЧС произошло по вине человека или группы лиц, то в судебном порядке с них можно взыскать моральный и материальный ущерб.
Адвокат Игорь Маркелов добавил ясности:
«Дамба находится у кого-то на балансе, кто-то должен заниматься её обслуживанием. Если параметры воды, на которые она рассчитана, не были превышены, а разрушение произошло из-за технологических нарушений, ненадлежащего обслуживания, в гражданском порядке можно взыскивать вред с виновных», — сказал ForPost Маркелов.
СК РФ уже возбудил уголовное дело по статьям УК о халатности и нарушении правил безопасности при строительных работах. Провела свою проверку и прокуратура. В ходе неё было установлено, что «ответственные не приняли мер по содержанию технического сооружения в надлежащем состоянии».
Маркелов уверен: подача исков о компенсации морального вреда — вопрос времени. Однако пока жители Орска добиваются справедливости не в суде, а на улице. Вечером 8 апреля они вышли на стихийный митинг к зданию администрации.
Страховка всё порешает?
Чтобы обезопасить себя от ситуации, в которой оказались жители Орска, член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб советует гражданам страховать свои риски, а не всецело полагаться на государство.
«С одной стороны, было бы хорошо, если бы каждый из нас имел возможность быть уверенным, что, если что-то случится, нам полностью компенсируют все потери. С другой стороны, наверное, у государства нет таких средств, чтобы также предусмотреть все стихийные бедствия, события, связанные с природными катаклизмами», — сказала Газете.ру Бессараб.
Председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов также считает, что компенсации, которые предусмотрели власти, «не в полном объёме покроют убытки пострадавших от паводка».
Он тоже советует россиянам задуматься о страховании своего имущества.
«Сейчас в стадии завершения разработка законопроекта, решающего эту проблему. На протяжении последних нескольких месяцев мы с председателем думского комитета по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым проводили переговоры, писали письма в правительственные структуры, Центробанк. Цель — появление страхового продукта, который бы страховал имущество, находящееся в зоне риска. Без помощи страховых компаний не обойтись», — сказал ForPost Нилов.
Народный избранник уверен: государству «проще застраховать граждан», чем «искать дополнительные резервы из регионального и федерального резервных фондов».
Возникает вопрос: готовы ли власти помочь гражданам оплачивать страховку? Нилов так ответил на этот вопрос:
«Если есть зона риска, то нужно предусмотреть возможность, чтобы государство взяло на себя расходную часть по страхованию имущества граждан в каком-то размере».
Экономист Виталий Калугин также настаивает на создании механизма субсидирования страховых рисков, связанных с природными катаклизмами и техногенными авариями. Наш собеседник считает, что государство «не должно полностью оплачивать страховой взнос за граждан, которые живут в потенциально опасных районах». В противном случае, «может возникнуть соблазн не нести ответственности за свои действия и поступки», отметил экономист.
«Надо приучать людей быть ответственными. Если им предложили застраховаться, а они отказались, то все материальные риски граждане обязаны нести самостоятельно», — сказал ForPost Калугин.
Получается, на поверхности лежит решение не финансовых, а ментальных проблем.
«Если государство придёт и скажет ''Я за всё заплачу'', то мы получим безответственное население», — подчеркнул Калугин.
Меж тем, по данным ТАСС, страховые компании уже ввели упрощённое урегулирование убытков из-за прорыва дамбы в Орске. В частности, «Ингосстрах» рассматривает 10 обращений от клиентов. Их сумма ущерба оценивается на сумму более 20 млн рублей.
Американский опыт поможет?
Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что для решения возникшей проблемы, страховые компании «должны опираться на американский опыт». По его словам, в США страховщики не просто страхуют, а «принимают активное участие в утверждении планов строительства по линии экспертизы».
«Страховщики внимательно изучают местность: высоки ли риски лавинной или сейсмической опасности, находится ли участок в затопляемой зоне. Также внимательно изучаются материалы, из которых строится дом. Они должны быть наименее пожароопасные. Таким образом страховые компании минимизируют для себя риски и при этом берут на себя нагрузку — достаточно серьёзную», — сказал ForPost Беляев.
Наш собеседник отметил: этот опыт неприменим к домам, построенным в Оренбургской области в советское время.
«Думаю, в этом случае следует провести экспертизу, по завершению которой разделить страховую ответственность между страховщиками и властью», — уточнил наш собеседник.
Он уверен: граждане будут охотно страховать своё имущество, когда «увидят, что их соседи по линии страховой компании получили серьёзную компенсацию за подтопленный дом».
Изучив предложение на интернет-портале «Сравни.ру», удалось высчитать среднюю стоимость страхования дома от стихийных бедствий. Страховой полис на 365 дней стоит от 1200 до 194 500 рублей. В случае наступления страхового случая размер страховой выплаты может составить от 100 000 до 50 млн рублей. Бонус: страхование от ограбления, пожара, прорыва водопровода, взрыва газа.
Эксперты советуют не откладывать поход в страховую компанию. Большая вода продолжает угрожать жителям ряда регионов. Так, например, режим ЧС уже введён в Курганской области, угроза подтопления сохраняется в Тюменской области. Продолжается эвакуация жителей Оренбургской области.
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
Так и люди не просили сброс воды делать, и дамбу строить так, что её размывает через 10 лет эксплуатации (
(Это тот самый случай, когда «государство не просило селиться вас в подтопляемой зоне»)
Т. е. людям можно ждать только неадекватных компенсаций? Что-то адекватное от властей ещё ожидать можно? (
(В ГД объяснили, почему пострадавшим от стихии не стоит ждать адекватных компенсаций)
"ГРЫЗУНЫ", всё о народе думают!