Жители Орска в Оренбургской области, оказавшиеся заложниками наводнения, вышли на стихийный митинг вечером понедельника, 8 апреля.
Люди, которые собрались перед городской администрацией, взывали о помощи к президенту России, скандируя:
«Путин, помоги!».
Они также отказывались разговаривать с мэром Василием Козупицей, требовали его отставки и кричали ему: «Уходи!».
«В Старом городе без хлеба люди сидят! Я со Старого города! Ни хлеба нету, ничего», — рассказала женщина.
«Уважаемый Владимир Владимирович, у нас творится полнейший беспредел — простой полнейший! Нам ничем не помогают. Здесь собралась тысяча сотрудников (МВД — прим.), а нас обворовывают. Помогите нам. Хоть вы помогите», — отметил мужчина.
На митинг пришли более 3000 человек, сообщила депутат Госдумы Нина Останина, которая приехала в Оренбургскую область.
Глава города Василий Козупица и вице-губернатор Оренбуржья Игорь Сухарев не стали общаться с людьми — высокопоставленные чиновники, охраняемые полицией, «просто ретировались» в здание горадминистрации, позвав к себе инициативную группу, добавила она.
Мэр в свою очередь заявил, что «встретился с орчанами», которые «пришли к администрации и задавали вопросы».
«Пообещал землякам, что помощь и поддержка будет оказана каждому, что один на один с бедой никто не останется», — уточнил Василий Козупица.
Параллельно с этим прокуратура региона выпустила предупреждение о возможных арестах за организацию либо проведение несанкционированных массовых акций, за призывы и участие в них.
«Главная беда власти города Орска и Оренбуржья в целом — не природная стихия, а неумение власти разговаривать с людьми. Это самая большая беда... Каналы коммуникации отсутствуют, люди не информированы, на телевидение глава города не выходит. Испугавшись своего собственного заявления накануне трагедии, третьего числа, когда он успокоил всех, что прорыва не будет, глава просто закрылся от людей сейчас», — считает парламентарий Нина Останина.
Людям пообещали помощь
Губернатор Оренбургской области Денис Паслер вечером понедельника, 8 апреля, всё же встретился с некоторыми жителями Орска, которых региональное правительство назвало «инициативной группой».
Общение с людьми глава региона начал с требования убрать телефоны:
«Здравствуйте. Так, телефоны свои убрал! Телефоны все убрали».
По словам орчан, телефоны им были нужны, чтобы зафиксировать ход встречи.
Видео «Урал56.ру»
Позже правительству пришлось оправдываться за эти слова губернатора:
«Денис Владимирович Паслер очень воспитанный и корректный человек. Эта фраза не была ни грубостью, ни хамством, ни оскорблением. За 5 лет работы в регионе ни один человек не слышал от него грубого резкого слова. Начиналось всё очень напряжённо: крики, ругань… А именно благодаря способности губернатора общаться с людьми в уважительном тоне, закончилось всё миром и объятиями», — сказали в правительстве изданию «Подъём».
В итоге Паслер рассказал пострадавшим от наводнения о той поддержке, которую оказывают власти:
- Предусмотрена компенсация полной утраты жилья — размер пока не озвучен;
- Выплачивается единовременная помощь — 20 000 рублей на человека;
- Назначена помощь за частичную и полную утрату имущества первой необходимости — 50 000 и 100 000 на человека соответственно;
- Будут полностью компенсированы средства на выплату сотрудникам зарплаты тем работодателям, которые приостановили деятельность из-за наводнения;
- Жителей города освободят от уплаты коммунальных платежей и предоставят им кредитные каникулы, если они брали банковские займы;
- Из бюджета области орчане получат деньги на временное размещение в гостиницах, общежитиях и санаториях — ежемесячно по 10 000 рублей на человека в течение полугода;
- Уже открыты три отдельных медпункта, которые наполняются всем необходимым, для временного пребывания в лечебных учреждениях.
Кроме того, начнётся проектирование новой дамбы в Орске, уточнила пресс-служба губернатора и правительства Оренбургской области.
Возвращение в каменный век
Объяснение резкому поведению жителей Орска — в том, в каком тяжёлом положении они оказались не по своей вине.
Депутат Госдумы Нина Останина, которая 8 апреля объехала город, подробно рассказала о сложившейся ситуации и настроениях местных жителей.
Одна из встреч с ними была в пункте временного размещения. Его создали в школе №17 посёлка ОЗТП. Там находятся 68 человек, в том числе 18 детей. Организация взаимодействия с ними, решение их бытовых вопросов легли на плечи учителей и старшеклассников.
Люди спят на матах или матрацах, брошенных на пол. Обычную кровать удалось найти только для тяжелобольной пожилой женщины.
По оценке Останиной, главная проблема в том, что у людей из этого пункта нет информации, которая бы, с одной стороны, успокоила их, а с другой — дала понять, какие у них перспективы.
«Люди отрезаны от мира. Выбраться они отсюда не могут, телевизора нет, интернета практически тоже нет», — пояснила она.
Парламентарий привела пример многодетной семьи: мать-одиночка с четырьмя сыновьями.
Один из них — в девятом классе. Он переживает, как ему сдавать Основной государственный экзамен. Парень учится в другой школе, занятой пунктом временного размещения, ему 25 апреля сдавать пробный ОГЭ.
«Мне сказали, что есть там дистанционное обучение, но никакого дистанционного обучения нет, потому что нет интернета. Какое дистанционное обучение может быть?! Они купили ноутбук в кредит за 46 000 рублей в Почтабанке. Ноутбук остался у них на чердаке, дом затопило полностью. Она взяла маткапитал, использовала на реконструкцию дома. В итоге, кроме слёз, у этой женщины нет ничего. Во-первых, она никуда выбраться не может отсюда, не организовано перемещение людей в центры. С другой стороны, думаю, что недостаёт взаимодействия с органами власти, которые бы рассказали ей, что кредитная история решаема, — будем обращаться в Почтабанк для того, чтобы ей не просто заморозили кредит, а списали его! А то тут пришла начальник управления из администрации города и сказала, что заморозят, а она ещё пуще слёзы пустила, потому что у неё дом не восстановить, денег нет, а ей — уже 56 лет, она не работает. Какая заморозка кредита?!» — возмущена Нина Останина.
Другая встреча депутата была в посёлке Малый Кумачек в Советском районе Орска.
В этой части города люди который день живут без воды, газа, электричества, интернета. Они не могут уехать на работу: маршрутных автобусов нет, а такси не приезжает туда. Да и могут ли люди с зарплатой 15 000 — 20 000 тысяч рублей позволить себе поездку на такси за 3500 рублей?
«В посёлке Малый Кумачек — 26 домохозяйств, где есть домашний скот. Они затоплены, а коровы и собаки, свиньи остались там, их надо кормить, а сена нет, поить их надо. Народ находится в состоянии возбуждённом. Глава администрации района за четыре дня не удосужился ни разу приехать к людям, встретиться с ними и рассказать, почему отрезали свет, когда он будет, когда будет вода, когда будет газ, когда, наконец, будет восстановлено маршрутное сообщение. Эти вопросы требуют ответа от власти! Все понимают, что, безусловно, иногда мы бессильны перед стихией, но наша сила — в объединении в тяжёлые минуты. Быть вместе с людьми у власти пока не получилось», — констатировала Останина.
Виноваты грызуны?
Пока власти решали, что им делать с жителями Орска, в город пришла ещё одна беда.
Вечером в понедельник, 8 апреля, произошёл второй прорыв дамбы, защищающей Орск от реки Урал. Первый был вечером 5 апреля.
Во второй раз разбушевавшаяся река пробила себе путь возле посёлка Лесоторговый — и мощный поток рванул в сторону посёлка, рассказали «Известия».
Видео «Известий»
Из-за прорыва орской дамбы, возведённой в 2010 году, Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности и нарушении правил безопасности при строительстве.
Как стало известно, после ввода в эксплуатацию дамбы были выявлены нарушения в её содержании, контролирующие органы выдавали предписания об их устранении.
В марте этого года первый заместитель главы Орска получил предостережение «о недопустимости нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
«В связи с несвоевременно принятыми мерами, направленными на содержание гидротехнического сооружения в надлежащем техническом состоянии, 05 апреля 2024 года произошёл прорыв дамбы», — сообщила прокуратура Оренбургской области 8 апреля.
Сергей Комаров — директор компании «Спецстрой», возводившей дамбу, — предположил две вероятные причины прорыва: человеческий фактор и животные. Впрочем, первую он отмёл.
«Посмотрев по съёмкам, в каком месте получился прорыв, этот фактор <человеческий> у меня отпал. Остался только фактор — грызуны, которые могли эту дамбу проточить, и этой двух-, трёхсантиметровой дырочки хватило бы, чтобы вода пошла через дамбу», — цитирует Комарова РБК.
Ситуация в регионе
Контроль над ситуацией в Оренбургской области и других 38 регионах, где возникли наводнения, возложен на специальную правительственную комиссию. Ею руководит глава МЧС РФ Александр Куренков. Поручение о её создании дал президент России Владимир Путин 8 апреля.
По данным правительства Оренбуржья на восемь часов утра 9 апреля, в регионе были затоплены 10327 домов и 12821 приусадебный участок в 73 населённых пунктах.
Из опасных зон эвакуировали 6399 человек (в их числе 1768 детей), из которых в пунктах временного размещения устроили 1585 человек (в том числе 269 детей).
Кроме того, закрыты для движения транспорта 44 моста. Движение по федеральным трассам в области не ограничено.
«В ликвидации чрезвычайной ситуации задействованы 4385 человек, 816 единиц техники, 164 плавсредства и 18 БАС (беспилотных авиационных систем — прим.)», — уточнило правительство региона.
По информации МЧС на вечер понедельника, 8 апреля, в Оренбургской области уровень воды в разлившейся реке Урал немного опустился. Хотя за несколько часов до того он рос.
В Орске, где сложилась одна из самых трудных ситуаций, в зоне затопления находились 260 улиц, а это — 6929 домов, сообщил глава города Василий Козупица сегодня утром, 9 апреля.
По его информации, вода уходит из Старого города, Шестого микрорайона — «люди возвращаются в свои дома». Уровень воды падает также в посёлках Никель и Строителей, в Рабочем посёлке и на Втором участке, в районе автовокзала и площади Гагарина, добавил чиновник.
«Развёрнуто 15 пунктов временного размещения, в них находятся 1485 человек, из них 242 ребёнка. Свободных мест достаточно. Сегодня утром принято решение приостановить начисление родительской платы за детские сады на период ЧС. Обращаюсь к коллегам из соседних территорий, которые приняли наших дошколят, также поддержать людей, попавших в беду», — уточнил Козупица.
Он заверил, что на затопленных территориях будет увеличено число полицейских патрулей для охраны от мародёров, так как местные жители переживают за имущество в оставленных ими домах.
В горадминистрации добавили, что для обеспечения безопасности в Орске отключён газ в семи посёлках, остановлена работа газовых котельных в Старом городе и посёлке Никель, прекращена подача электричества на части улиц.
По городу запустили машины с водой для жителей северной части Орска, где возникли перебои с водоснабжением, обратили внимание муниципальные власти.
Пётр Фальков
Обсуждение (2)
На что-то другое эта организация не способна? Например, установить виновных в наводнении и не оказании помощи людям? (
(Параллельно с этим прокуратура региона выпустила предупреждение о возможных арестах за организацию либо проведение несанкционированных массовых акций, за призывы и участие в них.)
Почему только Оренбуржья? Где-то дела обстоят по-другому? И речь не столько о "неумении", сколько о нежелании (
(«Главная беда власти города Орска и Оренбуржья в целом — не природная стихия, а неумение власти разговаривать с людьми)
Да, дела, стихия! "Кто бы мог подумать" как говорится. Там кстати собравшимся в начале сказали "расходиться по домам", как то забыв что дома у них утонули, а главный подрядчик строивший дамбу за миллиард утверждал что ее "прогрызли грызуны". Таковы реалии сегодняшней нашей страны, эвакуироваться граждане согласно указа президента должны были за свой счет, а кто этого не сделал вовремя, тот может еще и оказаться должным бюджету. К лету ждем сезон пожаров, а к осени прорывов в ЖКХ, или рывков, как там нынче принято именовать эти "достижения"?