О возможности введения запрета на импорт подержанных автомобилей сегодня заявил помощник президента России Андрей Белоусов. Такая меры обсуждается с августа, но окончательное решение до сих пор не принято. По словам Белоусова, он надеется, что Россия не будет вводить такие ограничения.
Но Минэкономразвития уже подготовило перечень товаров, которые могут попасть под запрет: кроме подержанных автомобилей под эмбарго могут попасть и одежда из стран, вводивших санкции против России.
Впрочем, запрет на импорт подержанных автомобилей на российском рынке никак не скажется, уверены эксперты.
— Санкции если и будут введены, то на российском рынке практически не скажутся. Импорт подержанных автомобилей осуществляется в основном физическими лицами, юридические лица и ИП ввозят всего 10–15 тыс. в год. Если считать вместе с физическими лицами, то получается, что в Россию привозят примерно 150 тыс. подержанных автомобилей в год, на $2,5–3 млрд. Это менее 3% от всего рынка подержанных автомобилей в России. Зато эти санкции вполне могут оказать влияние на авторынок периферийных стран еврозоны, — рассказал «Известиям» гендиректор исследовательской компании Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
— Если эти 150 тыс. авто европейцы не смогут продать в Россию, то кому их тогда продадут? Эти автомобили резко упадут в цене, и владельцы их не станут продавать, а решат использовать еще 2–3 года. Значит, владельцы будут откладывать покупки новых автомобилей, что негативно повлияет на автопроизводителей в периферийных странах еврозоны и по цепной реакции на поставщиков комплектующих и на дилерские центры.
По данным компании «Автостат», рынок подержанных автомобилей в первом полугодии 2014 года составил около 4 млн автомобилей, что на 12% больше, чем год назад. Среди автомобилей, срок использования которых не превышает 3 года, лидером продаж стала Lada — 14,8% рынка, у корейской Kia доля 8,1%. В пятерке также корейская Hyundai с долей в 7,7% рынка и японская Toyota — 6,9%.
— Санкции не ударят по российскому рынку, — уверен аналитик ВТБ Владимир Беспалов. — Официально ежегодно мы импортируем примерно 10 тыс. автомобилей, также есть еще ввоз физическими лицами. Спрос на подержанные автомобили, если это не какие-то винтажные, легко покроет наш вторичный рынок.
— Место, которое на рынке подержанных автомобилей занимает импорт из Европы и США, настолько мизерное, что рынок не заметит даже действия этих санкций. По моим оценкам, импорт б/у автомобилей (старше 3 лет) составляет около 15 тыс., — говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. — Что касается импортеров, то на этом рынке в основном физические лица, крупных игроков в этом сегменте нет.
Сами же дилеры не считают, что возможные санкции повлияют на их бизнес: всегда можно найти альтернативные рынки, через которые можно будет импортировать автомобили, уверены они.
— Всегда есть способ ввезти автомобили не через Европу или США, а через другие рынки. В любом случае мы сможем найти способ привезти автомобили для наших клиентов, — говорит руководитель отдела продаж дилера «Авто-Лейманн», специализирующегося на автомобилях с пробегом luxury-сегмента, Оливия-Вероника Тессари. — Даже если не говорить про массовые автомобили, то сейчас подержанные машины в основном люди покупают друг у друга через интернет, а не ввозят из заграницы — эту процедуру санкции не осложнят.