Новости Севастополя

Зачем Ушаков хотел цепью перекрыть вход в Балаклавскую бухту

При чём он был не первым, кто озаботился этим вопросом.

Гравюра "Вид на Балаклавскую бухту и крепость Чембало"
Фото:
иллюстрация доклада В. Н. Прокопенкова

Одной из инициатив командующего Черноморским флотом адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова по развитию Севастополя и его окрестностей в 1793-1795 годах, было обустройство защитного заграждения в Балаклавской бухте.

О том, был ли этот проект реализован, рассказал в ходе II всероссийской научно-практической конференции «Ушаковские чтения» кандидат исторических наук, председатель общественной организации «Исторический клуб «Севастополь Таврический» Вадим Прокопенков.

Русская Балаклава 

Первые десятилетия функционирования Балаклавы после принятия Крыма в состав Российской Империи остаются во многом не исследованы и сегодня.

«Материалы есть, но они настолько сложны в расшифровке, настолько не систематизированы, что, считаю, наше исследование поможет приоткрыть эти неизвестные страницы истории. Исследование базируется на материалах одного архивного дела, которое мы несколько лет назад обнаружили в Государственном архиве Республики Крым. В нём собран очень интересный комплекс документов, который связан с этой инициативой», — пояснил севастопольский историк.

История российского присутствия в Балаклаве достаточно ранняя. Это и победоносный для России морской бой, произошедший 23 июня (5 июля) 1773 года во время первой русско-турецкой войны, и получивший название Балаклавский. Это и корабль «Модон» (в некоторых источниках «Мадон»), который годом позже под командованием тогда ещё молодого лейтенанта Фёдора Ушакова зимовал в Балаклавской бухте.

После службы на Балтийском флоте и работе по строительству кораблей в Херсоне Ушаков прибыл в Севастополь, и весной 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. В его ведении находился порт и севастопольская эскадра. По окончании русско-турецкой войны адмирал Ушаков занялся обустройством города: строились и начинали строится казармы, дороги и городская инфраструктура.

Севастополю, безусловно, был необходим вектор развития, а Балаклава оставалась пока в стороне. Тем не менее, местечко периодически попадало в поле зрения гражданских потребностей Севастополя. В частности, Ушаков решал вопрос недостатка пресной воды в Севастополе. Для изготовления водопроводных труб изначально предлагалось использовать балаклавскую глину, однако, она обладала несравненно худшими качествами, нежели качинская. Тогда, несмотря на более высокую стоимость транспортировки, Ушаковым было принято решение о производстве труб из глины у реки Кача.

Данные, которые свидетельствуют о том, как Балаклава выглядела в 1790-х годах разнятся. Есть сведения, что в этом местечке проживало около 200 человек при 40 дворах. Другие данные говорят, что было всё-таки 135 дворов и 1283 жителей мужского пола. Но сельскохозяйственного округа, в том числе, населённые пункты Алсу, Кадыковка, Камары, были гораздо шире, чем сама Балаклава.

Заграждение Балаклавской бухты

Чтобы разобраться в вопросе установки заграждения Балаклавской бухты, историки в работе с фондами Российского государственного архива ВМФ, Российского государственного исторического архива (РГИА) и даже Российского государственного архива древних актов (РГАДА) пытались найти какие-то планы, чертежи, карты, связанные с Балаклавой периода 1790-х годов. К сожалению, в архивах чертежей бухты практически нет.

«Мы узнали, что 360 лет до инициативы Ушакова данное событие уже было в Балаклаве. В 1434 году флот генуэзского военачальника Карло Ломеллини уже разрубал цепь, которая была установлена в Балаклавской бухте. Сложно сказать, знал ли об этом Фёдор Фёдорович Ушаков — нигде в его переписке об этом ничего не говорится. Тем не менее, событие 360-летней давности имело место быть», — продолжает своё повествование Вадим Прокопенков.

При этом известно, что лейтенантская служба Фёдора Ушакова в 1772-1773 годах была связана с Доном и Таганрогом, поэтому он не мог не знать о цепи, которая хранилась в крепости Святой Анны в Екатеринославском наместничестве, и которой в своё время перекрывали Дон.

Существует архивный документ, который описывает эту цепь: её длина 262 метра (уже в переводе на современное исчисление), вес 5 тысяч килограмм.

«Мы промерили, сколько же ширина Балаклавской бухты в разных местах. Да, во многих местах — около 200 метров. Грубо говоря, если цепь была 262 метра, то как раз около 60 метров уходит на её провис, потому что 5 тысяч килограмм — это очень серьёзный вес», — продолжает историк.

Ушаковым было принято решение привезти эту цепь из Таганрога в Севастополь. Работы начались в 1794 году. Данные об этом удалось обнаружить в объёмном 135-страничном деле, которое так и называется «О заграждении цепью Балаклавской бухты», которое заканчивается не особо интересным письмом о стоянке купеческого судна в Таганроге в 1795 году.

В апреле 1795 года цепь привезли 20-вёсельным судном в портовую контору Севастополя.

Историками была обнаружена интересная деталь — для установки 200-метровой цепи были выделены всего три человека — два плотника и кузнец. Вероятнее всего, они всё-таки опирались на силы некоторых воинских формирований, которые стояли в то время Балаклаве, либо на военнослужащих греческого пехотного Балаклавского батальона.

Причины установки заградительной цепи в Балаклавской бухте

Бухта, конечно, не находилась в фокусе постоянного внимания центрального флотского командования, тем не менее, большая часть документов посвящена организации её обороны, карантинной службе, а также взаимодействию различных ведомств.

Например, в письмах адмирала Ушакова часто упоминаются вопросы, связанные с заносом чумы судами из Константинополя и Молдавии. А в одном из докладов адмирал Ушаков обосновывает Григорию Александровичу Потёмкину необходимость размещения в Балаклаве брандвахтенного судна и береговой батареи на Восточном мысу с целью недопущения проникновения в гавань иностранных купеческих судов. Купцы под прикрытием торговли могли собирать сведения о защищенности Балаклавы и состоянии кораблей Черноморского флота.

Таким образом, в сложившейся в то время структуре административной практики по решению задач регулирования режима бухты было три взаимосвязанных задачи: повышение обороноспособности, организация таможенного контроля и обеспечение строгих карантинных мер.

Провесили цепь или не провесили?

Что же касается главного вопроса, то однозначного ответа, была ли при Ушакове установлена цепь через Балаклавскую бухту, историки не нашли.

Не помогли в этом вопросе и воспоминания путешественников, которые посещали Балаклаву в ближайшие десятилетия. Например, Павел Сумароков в 1803 году ограничился лишь указанием ширины бухты — от 20 до 80 сажень, не упоминая о самой цепи. В очерках В. Б. Броневского 1815 года также отсутствуют сведения о цепи, лишь сообщается о руинах крепости Чембало.

Изучение всевозможных планов и чертежей, связанных с обустройством вооружения по берегам Балаклавской бухты, которые могли обнаружить остатки каких-либо конструкций для крепления цепи, также не дали желаемых результатов.

Резюмируя вышесказанное, Вадим Прокопенков считает, что в условиях частых штормов, когда судам приходилось заходить в Балаклавскую бухту ради сохранения кораблей и жизни корабельного состава, постоянное открывание и закрывание бухты было сложно реализуемым мероприятием.

«Балаклава не была в приоритете — это раз. Второе — бюрократизм. Отсутствие людей, отсутствие денег, отсутствие механизмов в конце XVIII не позволяло развернуть такую крупномасштабную операцию инженерно-технического порядка», — добавил историк.

Несомненно, Фёдор Фёдорович Ушаков преследовал очень важные цели, в том числе оборонного характера, доставляя эту цепь. Однако, условия, при которых данную цепь ранее устанавливали на реке Дон, ни в какое сравнение не идут с условиями Балаклавской бухты.

По мнению Вадима Прокопенкова, после прибытия из Таганрога, цепь, скорее всего, легла на склад и хранилась там достаточно долгое время.

Напомним, боносетевые заграждения установили в Балаклаве в конце 2024 года. Сделано это для защиты акваторию от диверсантов и морских дронов. 

Ранее ForPost рассказывал, как адмиралы Ф.Ф. Ушаков и Н.С. Мордвинов боролись с извечными севастопольскими проблемами — самостроями и порчей зелёных насаждений.

Ника Заринская

Главное за день

Зачем Ушаков хотел цепью перекрыть вход в Балаклавскую бухту

При чём он был не первым, кто озаботился этим вопросом.
19:00
0
456

Берегитесь солнца: как в Крыму борются с артритом

Хроническая болезнь меняет жизнь пациентов.
16:28
0
1003

Почему в Севастополе туристы могут ночевать на виноградниках, а в Крыму — нет

Крымский полуостров привлекает всё больше любителей энотуризма.
10:24
7
1053

Вокруг строительства многоэтажки в Крыму разгорелся скандал

Местных жителей беспокоят оползни и близость с античным некрополем.
17:30
4
2345

Почему в севастопольскую повестку вернулся мазут

В новом выбросе нефтепродуктов виноват недавний шторм.
17:02
4
1834

Ждать потепления? Россия и Азербайджан одновременно распахнули СИЗО

Освобождения из следственных изоляторов произошли на фоне встречи Путина и Алиева.
16:18
0
418
Туризм

Почему в Севастополе туристы могут ночевать на виноградниках, а в Крыму — нет

Крымский полуостров привлекает всё больше любителей энотуризма.
10:24
7
1053

Чем привлекало крымское Предгорье выходцев из Голландии два столетия назад

По восточным отрогам Долгоруковской яйлы проложен простой маршрут для осеннего похода.
12:31
0
1364

Идём в поход из Бахчисарая: три простых маршрута по крымским куэстам

К точке старта каждого маршрута легко добраться на городском транспорте.
19:32
0
2539

Автобусы из Севастополя в Симферополь поедут по новому маршруту

Он пройдёт через несколько севастопольских сёл.
16:05
6
3969

Рекордные новогодние каникулы в 12 дней уже сейчас отразились на россиянах

Количество бронирований на каникулы уже на 60% выше, чем годом ранее.
14:19
0
865