Глава российского правительства Михаил Мишустин согласился с предложением вице-премьера Александра Новака и ввёл на полгода запрет на экспорт бензина из России, а также увеличил с 12,5 до 16% объём продаж дизеля на бирже.
Запрет на экспорт не коснётся поставок по уже существующим контрактам в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию.
Мера начнёт действовать с 1 марта.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал ForPost, с чем связана необходимость введения этого ограничения.
Он выделил несколько факторов, которые сейчас могут повлиять на ситуацию на топливном рынке России и вызвать кризис.
Высокий сезон
Игорь Юшков напомнил, что осенью этого года правительство уже вводило запрет на экспорт топлива.
«Но тогда мера была связана со стремлением прекратить топливный кризис в стране, который возник летом из-за намерения Минфина снизить выплаты по топливному демпферу. Теперь же меры направлены на предотвращение развития кризисных явлений», — пояснил он.
Главной целью нынешнего запрета на экспорт бензина является недопущение возникновения его дефицита внутри страны.
«Показательно, что запрет коснулся именно бензина. Потому что в России лишь 10% производимого бензина уходит на экспорт, остальное потребляется внутри страны. Но примерно с середины апреля начинается активный автомобильный сезон, потребление топлива резко возрастает. Поэтому, если предположить, что потребление возрастёт, а размеры существующего экспорта сохранятся, в России действительно может возникнуть дефицит топлива.
С дизелем ситуация немного иная: половина российского дизеля уходит на экспорт, а половина потребляется внутри страны. Потому тут и не потребовались столь жёсткие меры, хотя увеличение объёмов продаж на бирже будет способствовать насыщению топливом розницы и тоже будет тормозить рост цен», — пояснил Юшков.
Поэтому, по мнению аналитика, вполне логичным является решение властей ограничить экспорт бензина и увеличить продажи дизеля на бирже за месяц-полтора до активного роста спроса на топливо.
Таким образом, будет удовлетворён не только текущий спрос на него, но и появится возможность сформировать необходимые запасы.
Ситуация в разрезе
В то же время нынешняя ситуация с топливом интересна и в более детальном виде, ведь высокий автомобильный сезон — это ежегодное явление, которое получило своё развитие после ковидных ограничений в мире и закрытия многих международных туристических направлений для россиян из-за санкций.
«Дело в том, что не так давно случилась авария на Нижегородском НПЗ компании «Лукойл». Сейчас ситуация выправляется, а сама компания уже заявила, что к апрелю работа будет восстановлена в полной мере. Однако нужно понимать, что этот НПЗ — один из крупнейших в России заводов по производству именно бензина. Объёмы производства составляют как раз примерно 10% от общего количества бензина в стране. Если предположить, что этот завод полностью выпадет, то Россия будет производить ровно столько, сколько и потребляет. Соответственно, в таких условиях любой экспорт будет вызывать дефицит. Поэтому пока в стране не будет перепроизводства бензина, целесообразно ограничить его экспорт», — пояснил Юшков.
Он также добавил, что 10% экспортного бензина — это величина средняя по году, но основные объёмы экспорта приходятся на зимний период, когда внутри страны топливо потребляется в существенно меньших объёмах.
Поэтому действительно есть риск получить дефицит топлива на внутреннем рынке, если хотя бы его часть будет уходить на экспорт в условиях, когда один из крупнейших заводов пока не работает в полную силу.
Внешняя угроза
К внутренним факторам стоит добавить и внешнюю угрозу, которая связана с атаками Украины на российские нефтеперерабатывающие мощности и хранилища нефтепродуктов.
«Они целенаправленно бьют беспилотниками и по топливным базам, где хранится готовое топливо, и по НПЗ. Это большой риск. Хотя пока им удавалось попадать по перерабатывающим мощностям, которые ориентированы на экспорт и не специализируются на выпуске бензина. Например, это нефтебаза в Туапсе, перерабатывающий комплекс «Новатэка» в Усть-Луге, который занимается переработкой газового конденсата и отправляет продукцию на экспорт. Но тем не менее, не совсем ясно, какое сейчас производство топлива на остальных НПЗ — Минэнерго закрыло свою статистику и по производству, и по экспорту. Поэтому сложно предположить, что будет, если украинцы попадут по ещё какому-то НПЗ и Россия сократит производство топлива», — пояснил Юшков.
Резюмируя, он отметил, что принятое правительством решение по запрету экспорта бензина и увеличению биржевых продаж дизеля является своевременным и правильным.
«Сейчас важно не просто обеспечивать внутренний рынок топливом, но и накапливать его запасы перед высоким автомобильным сезоном. Причём это стоило бы сделать даже без украинской угрозы», — заключил эксперт.
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
Не поможет! Как всегда: посевная, курорт, уборочная.....