В Севастополе в четверг, 18 января, в 16.50 произошло обрушение фрагмента подпорной стены на Красном спуске, который соединяет центр города с вокзалами. В результате обвала проезжающий по спуску троллейбус получил незначительные повреждения.
На следующий день здесь же, только чуть выше, произошло ещё одно обрушение. В этот раз повреждений удалось избежать.
Напомним, в 2020 году нижнюю часть нависающего над Красным спуском скального массива укрепили анкерами, специальной сеткой и противокамнепадным барьером. Конструкция призвана была защищать проезжую часть от камнепадов и осыпания породы.
Поначалу строители использовали зелёную сетку, из полимерного материала. Против этого выступили севастопольские архитекторы, использование зелёного цвета в этом месте, по их мнению, разрушило бы уникальный севастопольский пейзаж. Подрядчик прислушался к специалистам и заменил зелёную сетку на оцинкованную рабицу.
Надо признать, что укрепление полностью справляется с нагрузкой — за три года на Красном спуске не было зафиксировано камнепадов. Новые обрушения произошли в местах, где сетка не установлена.
За комментариями ForPost обратился к генеральному директору московского НПО «Базальтум» Сергею Кочетовскому, чьё предприятие по договору с «Севавтодором» выполняло укрепление спуска.
Директор компании пояснил, что на склоне любые процессы, будь то оползень, эрозия или камнепады, всегда происходят из-за воды — именно она способствует размыванию и грунта, и удерживающих его подпорных стен. Именно поэтому для стабилизации склона начинают всегда с воды — осушают склон. Такие меры позволяют в разы сократить возможные риски.
«Где наш участок [с сеткой] заканчивается, если идти снизу наверх, там дальше идёт ручей. И мы заказчику говорили про этот ручей. Но бюджет был ограничен, соответственно, заказчик сказал, что нужно выявить самые проблемные места и их устранить в первую очередь. Возможно, теперь потребуется второй этап, чтобы перейти на следующие участки», — пояснил директор компании.
Что делать?
По его мнению, на Красном спуске нужно проводить целый комплекс мероприятий, которые предполагают не только длительные и дорогостоящие работы, но и целый ряд согласований с разными инстанциями. Он напомнил, что дорожные службы имеют право действовать только в рамках своих территорий — на дорогах и полосах отвода.
Во время работ на этом участке необходимо будет перекрыть движение транспорта, прокопать траншею под дорогой, чтобы пропустить трубу для водоотведения. Кроме того, нужно построить очистные сооружения, которые будут очищать воду перед сбросом её в море. Это уже комплексное взаимодействие на уровне всего города.
«Там нужно очень много чем заниматься. Это длительная, кропотливая работа. Нужно пройти каждый участок, оценить и понять, что с ним делать. Там и Троллейбусный спуск тоже проблемный, им тоже надо заниматься», — заметил Сергей Кочетовский.
Смеем предположить, что ухудшить ситуацию на склоне Красного спуска мог и выпавший 13 декабря снег, а за ним и морозы, которые могли «разорвать» напитавшуюся водой подпорную стенку, что и привело к её последующему обрушению.
К слову сказать, это не единственный камнепад за последние дни. В пятницу 19 января около 10 утра произошёл обвал камней с подпорной стены на улице Героев Севастополя. В обе стороны образовалась небольшая пробка.
К сожалению, по прогнозу на эти выходные Севастополь ожидает очередное похолодание и снег. Сегодня после обеда город уже начало засыпать мокрым снегом. Но ещё до этого утром на проезжую часть улицы Героев Севастополя сошёл оползень. Движение транспорта на этом участке прекратилось. Упавшее со склона дерево оборвало провода троллейбусной контактной сети. Прибывшие на место происшествия сотрудники ДПС организовали реверсивное движение, а дорожные службы приступили к разбору завалов.
Смотрите по теме: ГИБДД Севастополя просит водителей не повторять ошибок прошлых заснеженных выходных — интервью на ForPost
Напомним, 25 ноября 2023 года аварийная подпорная стена на площади Восставших не выдержала проливных дождей и рухнула прямо на проезжую часть, на несколько часов парализовав автомобильное движение по улице Адмирала Октябрьского.
О том, что оставшаяся после демонтажа нижняя часть аварийной стены напитывается дождевой водой и всё больше кренится в сторону дороги, что может в любой момент привести к её обрушению, ForPost предупреждал в начале ноября.
Тогда и.о. заместителя губернатора Евгений Горлов поспешил успокоить севастопольцев, сказав, что этот вопрос находится у городских властей на особом контроле.
Ника Заринская
Видео: ForPost
Обсуждение (8)
Ну вот, Исполнитель работ оказался нормальным и ответственным, выявил проблемы и озвучил. Но дело у нас почти всегда в Заказчике ! "и так сойдет"- это стиль всего происходящего (
Если возьмутся за ремонт,то сами подумайте что будет...Лучше пусть само высохнет.
Опять работы? А что, зелёные сетки вместо вырубленных кустов не помогли?) А сколько денег прос освоили не напомните?
Хорошо что не "Диалог" подмытый дождями рухнул, тогда бы весь город бухал.
Лучше бы не трогали. Пока не испортили, всё было норм.
Видео и комментарии очевидцев к этим событиям в соцсетях лучше смотреть без звука. Такое ощущение, что люди нормально говорить вообще разучились.
И снова здравствуйте, текст читали вообще?
Зеленые сетки по желанию общественности убрали, оставили только металлические. И да, они помогли - на участке с сетками никаких обвалов не было.
to Светлана Косинова:
А Вы читали мой пост вообще? Пока там были насаждения, там такого никогда не было!