Новости России

Поезда на юге России превратились в духовки на колёсах

«В вагоне — +36 и выше. Дети раздеты до трусов, взрослые с мокрыми полотенцами на головах».

Фото:
Арина Розанова / Freepik / ForPost

Пассажирские поезда, которые ходят на юг России, в летнюю жару превращаются в печки на колёсах.

Пассажиры жалуются на нефункционирующие кондиционеры в вагонах, где людям становится плохо, а железнодорожники игнорируют проблемы или отделываются стандартными отговорками.

В некоторые ситуации уже пришлось вмешаться прокуратуре.

Духота, жара, неработающий кондиционер

Всероссийскую огласку получил случай, произошедший в поезде №289 Анапа — Екатеринбург в воскресенье, 13 июля. Его пассажиры пожаловались на обстановку в вагонах, в которых температура поднялась до +33 градусов. И это во время аномальной жары на юге страны.

Люди рассказали, что в вагонах не работали кондиционеры, и этой «роскоши» были лишены даже купе повышенной комфортности. Им обещали замену вагонов в Ростове-на-Дону, но этого не произошло, написал телеграм-канал «Осторожно, новости».

«Внутри вагонов стоит духота, жара от 32 до 36 градусов. Много семей с детьми, инвалидов. Начальник поезда обращался к руководству и просил снять с продаж места, где не работают кондиционеры. Но пассажиры всё прибывают и прибывают», — отметили пассажиры, которым ехать в составе Анапа — Екатеринбург двое с половиной суток.

Публичной реакции перевозчика на это пока не было.

Накануне также возникло ЧП в электропоезде «Ласточка», который шёл из Ростова-на-Дону в Кисловодск. Ехавшие на нём люди рассказали, что в вагонах не работал кондиционер из-за перенапряжения и жары, а окна открыть не получалось.

Пассажирам становилось плохо, а начальник поезда не смог им помочь. Последовали обращения в компанию «Российские железные дороги» и МЧС за помощью, но «никто ничего не сделал», отметили пострадавшие.

На эту историю отреагировали в Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД), где происшествие объяснили отказом системы кондиционирования в электропоезде из-за аномально высокой температуры воздуха.

«Работа системы охлаждения салона поезда была восстановлена, пассажиры обеспечены охлаждённой питьевой водой. Задержка поезда составила порядка 1 часа. РЖД приносят извинения за доставленные неудобства», — заверили в СКЖД.

Оба случая привлекли внимание Южной транспортной прокуратуры. Она проинформировала, что сотрудники надзорного ведомства проверяют «соблюдение прав пассажиров на обеспечение надлежащего температурного режима» в поездах Анапа — Екатеринбург, Ростов-на-Дону — Кисловодск.

«Начало отпуска уже испорчено»

О том, что это — не единичные случаи на отечественных железных дорогах, свидетельствуют жалобы пассажиров других поездов, которые ходят в южном направлении. В частности, оператора перевозок на Крымский полуостров — компании «Гранд Сервис Экспресс».

Пассажиры оставляют жалобы в её паблике в соцсети «ВКонтакте». Например, 13 июля пользователь Елена Бодрова, которая с детьми ехала в поезде №177А Санкт-Петербург — Симферополь, рассказала об «ужасе и кошмаре» в вагоне №15.

«В вагоне — +36 и выше. Дети раздеты до трусов, взрослые с мокрыми полотенцами на головах. Понятие ''кондиционер'' — это из будущего… за что берутся деньги, за умышленный вред здоровью? В вагон была вызвана ''скорая'' — двум пассажирам было плохо из-за жары. Ещё ехать более 14 часов, а начало отпуска уже испорчено. Претензий к проводникам нет, ребята стараются помочь, как могут, но почему выпускают на маршрут заведомо неисправные вагоны? Я считаю, что услуга оказана ненадлежащего качества. Вагоны не пригодны для перевозки людей», — поделилась она своими переживаниями.

К её отзыву присоединилась другая пассажирка из вагона №11.

Представитель «Гранд Сервис Экспресса» принёс извинения за произошедшее и, получив информацию о вагонах, уведомил о сбоях в работе установки кондиционирования воздуха «из-за очень высоких температур за бортом».

«Кроме того сообщаем, что вагоны с классом обслуживания 2л и 3л не гарантируют наличие кондиционера, о чём есть информация на сайте при покупке билета», — оправдали ситуацию в компании-перевозчике.

«Вагоны с таким классом должны быть уже списаны, а не возвращены с консервации, и стоимость билета должна соответствовать оказанной услуге. Также согласно СП 2.5 1198-03 (санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте) температура в вагонах не должна превышать +28 градусов, если на улице выше +30. Однако температура в вагоне более +36», — парировала Елена Бодрова.

«Вагоны без кондиционера — это издевательство»

Ещё один инцидент, о котором рассказала пользователь Мария Кочеткова 13 июля, возник в поезде №164С Феодосия — Москва компании «Гранд Сервис Экспресс». По словам женщины, в вагоне №15 этого состава едет её мама, которой стало плохо.

«На улице — за 30 градусов, в вагоне полно людей, а кондиционер не включают. Вагон — старый и вонючий. Мне тяжело в жаре, а представьте, как пожилым людям, уже 2 часа едут в духоте. У человека может случиться сердечный приступ. Ужасное отношение!», — пожаловалась Мария Кочеткова.

Представитель «Гранд Сервис Экспресса» снова сообщил о сбоях в работе вагонного кондиционера из-за жары, принятии поездной бригады всех возможных мер, не гарантированном кондиционере в вагонах определённых классов.

«При обращении пассажиров к работникам поездной бригады по причине плохого самочувствия, принимаются незамедлительные меры к вызову медицинских работников на ближайшей станции, где расписанием движения предусмотрена стоянка поезда, а в случае угрозы жизни пассажира — вплоть до внеплановой остановки поезда в местах ожидания реанимационных бригад», — добавил он.

В итоге, как позже сообщила Мария Кочеткова, «вопрос решился проездной бригадой, но всё же летом вагоны без кондиционера — это издевательство, тем более в Крыму!».

Подобные случаи, описанные пассажирами в последнее время, можно перечислять и перечислять. Хотя, и это нужно признать, были и положительные отзывы о поездках в составах «Гранд Сервис Экспресса». Что характерно, при описании как положительных, так и отрицательных моментов, люди отмечали хорошую работу и заботу проводников.

Такая ситуация для перевозчика не в новинку.

Прошлый курортный сезон стал «вызовом с точки зрения погодных условий», ранее сообщила ForPost компания «Гранд Сервис Экспресс». Так как, пояснила она, «в некоторых вагонах кондиционеры не справлялись с аномальной жарой», а пассажиры чаще обращались к перевозчику за компенсацией.

Тогда «сложная ситуация касалась незначительного количества вагонов относительно всего вагонного парка, задействованного для пассажирских перевозок в Крым», считает предприятие. Но оно только с мая по сентябрь 2024 года получило 2300 обращений пассажиров о качестве услуг — и «90% заявлений были рассмотрены положительно», по остальным основания для компенсации отсутствовали.

Нужно защищать свои права

Один из способов повлиять на железнодорожные компании, плохо оказывающие услуги пассажирам, — предъявить им претензию и потребовать от них добровольной выплаты компенсации. Если они отказываются это сделать, обращаться в суд. Подробности читайте в нашем материале.

Получается, людям постоянно нужно предавать огласке все подобные инциденты, писать индивидуальные и коллективные жалобы, судиться с железнодорожными предприятиями, чтобы как минимум обратить их внимание на необходимость создания человеческих условий в поездах?

«Естественно, жалобы, особенно коллективные, способствуют нормализации оказания услуг, коими перевозка пассажиров и является. И чем больше людей всё-таки будут использовать защиту своих прав и выражать свою чёткую законную гражданскую позицию, тем быстрее мы придём к должному уровню сервиса и обслуживания», — сказал ForPost член Ассоциации юристов России Никита Тарновский.

Он напомнил, что перевозчики — зачастую публичные компании, которые «имеют публично размещённые активы в виде акций», и подобные скандалы приводят к значительным снижениям стоимости активов.

Однако, «так как у нас перевозчик это в основном монополист», при отсутствии конкуренции последствия жалоб могут попросту не наступить, добавил наш собеседник.

«Так как у людей просто отсутствует вариант не пользоваться их услугами (железнодорожных перевозчиков). Остаётся только ждать, когда перевозчик сам решит что всё-таки нужно улучшать технологии и процессы, чтобы создавать достойный комфорт. Как пример: буквально недавно пользовался фирменным поездом ''Таврия'' (компании ''Гранд Сервис Экспресс''). Там действительно сервис присутствует, кондиционирование поддерживается, а проводницы вышколены и общаются на уровне сервиса авиакомпаний», — заключил юрист.

Алексей Лохвицкий

2309
Поделитесь:
Оцените статью:
3
В среднем: 3 (2 голосов)
Обсуждение (10)
Profile picture for user Рекрут
927
Рекрут

И что? В советских поездах не было кондиционеров от слова "совсем". Ехали, терпели. Понимали. 

Чем больше у человека благ, тем больших благ ему хочется. 

Profile picture for user ОлегПеретятко
4189
ОлегПеретятко

К нам со всей страны едут греться - так во всяком случае объяснили мои знакомые из Сибири, которые регулярно ездят в Крым. А тут процесс согревания устроили им прямо в пути. Какие в таком случае могут быть вообще претензии?

Profile picture for user ОБертон1
417
ОБертон1

     Наших транспортным перевозчиков -тоже не мешало бы проверить Роспотребнадзору на Соблюдение  стандартов перевозки пассажиров. Рекомендаций Минтранса о СОБЛЮДЕНИИ температурного режима в салоне автобуса..По простому-(при температуре,выше 25 градусов -включать кондиционер)..Интересно ,когда, роспотребнадзор проверял Соответствие санитарной среды и температурной в общественном транспорте города     

Profile picture for user Карпов
180
Карпов

Так уж прям "превратились", да они всегда такими были. Наоборот, исправный (и включённый!!!) кондиционер это редкость. Позор!

Profile picture for user Patriot1.
5052
Patriot1.

Ехали люди из Москвы в Симферополь...В вагонах при жаре несносной кондиционеры молотили на уровне, предположительно плюс 10*...Обратились к проводнице-холодно - реакции ноль...Дошли до начальника поезда -ответ обескуражил- кондиционерами управляет Искусственный Интеллект -мы ничего сделать не можем...ЗАНАВЕС...Кондиционер пришлось закрыть одеялом, залепив скотчем...Верной ли дорогой идем, товарищи?

Profile picture for user ОлегПеретятко
4189
ОлегПеретятко

Patriot1.,

Ну вот... согреться людям не дали. Безобразие!

Profile picture for user Patriot1.
5052
Patriot1.

Надо немедленно открывать аэропорты Юга РФ и прежде всего Симферополь, Краснодар  и Севастополь...

Profile picture for user Шо, опять?
2182
Шо, опять?

Patriot1.,

А разве их ещё элитным жильём не застроили?

Profile picture for user Егор Егорович Егоров
101
Егор Егорович Егоров

Коллективный иск поможет сдвинуть ситуацию, но не радикально.

Profile picture for user Norder
2588
Norder

Позорище! 30 лет капитализма, а кондиционирование не налажено. На Марс они собрались... Ну да.

Главное за день

Пятница 16:00. Прямой эфир «На троих». Будущее Северной стороны / Сбер возле Артбухты / Экономические перемены

Какие новости выделялись в общем информационном пространстве на этой неделе?
14:01
0
180

Земляне чудом избежали столкновения с крупным метеоритом

Об этом население планеты узнало уже постфактум.
17:54
2
976

Путин поговорил с Алиевым на «чувствительную тему» катастрофы самолёта AZAL

Российский президент озвучил факторы, из-за которых произошла авиатрагедия возле Актау.
17:17
1
693

Погода в Крыму испортится на два дня

Жителей и гостей полуострова просят быть внимательнее.
17:40
0
3173

Путин едет в Таджикистан: какое значение для России имеет Центральная Азия

Какие есть сложности с центральноазиатским регионом, рассказал эксперт.
17:15
0
522
Туризм

Идём в поход из Бахчисарая: три простых маршрута по крымским куэстам

К точке старта каждого маршрута легко добраться на городском транспорте.
19:32
0
1814

Автобусы из Севастополя в Симферополь поедут по новому маршруту

Он пройдёт через несколько севастопольских сёл.
16:05
6
3457

Рекордные новогодние каникулы в 12 дней уже сейчас отразились на россиянах

Количество бронирований на каникулы уже на 60% выше, чем годом ранее.
14:19
0
732

Крымские леса вновь открыли для туристов

Во время прогулки нельзя забывать о мерах безопасности.
09:30
0
338

МВД отреагировало на информацию об ошибках в загранпаспортах россиян

Некоторые туристы на погранконтроле узнали о недействительности своих загранпаспортов.
13:25
0
1148