То, что со склона над Красным спуском в Севастополе убрана так называемая зелёная сетка, не повлияет на безопасность дороги, только оставит ее грязной в сильный дождь. Об этом ForPost рассказал Сергей Кочетовский – генеральный директор московского НПО «Базальтум», которое по договору с «Севавтодором» выполняло укрепление спуска.
Глава компании и специалист, обеспечивающий научную обоснованность проекта, сами обратились в редакцию, чтобы рассказать о работах на Красном спуске и ответить на подозрения, высказанные севастопольским архитектором.
«Основные удерживающие элементы – это полутораметровые анкеры в скале и металлическая сетка двойного кручения, удерживающая глыбы, которые могут выпасть на дорогу. А всю силовую нагрузку принимают тросы. Под металлической сеткой при полноценной защите располагается геомат – объемная путанка черного или зелёного цвета. Она останавливает эрозию и выветривание, но последствия того, что её убрали, не самые значительные. Максимум, к чему это может привести, – к грязевым ручейкам, которые при сильных ливнях будут попадать на Красный спуск. Чисто технически мы, конечно же, за то, чтобы все было как предусмотрено, но, конечно же, без зеленого эта конструкция менее заметна», – говорит Сергей Кочетовский.
Вся система в комплексе останется такой же устойчивой и будет защищать дорогу не менее трёх лет – а это хороший срок в случае аварийных работ, которыми было укрепление Красного спуска, отмечает он.
… а получилось как всегда
Существуют ли другие, не строительные способы обезопасить склон – вопрос, который заслуживает отдельного изучения. С представителями «Базальтума» мы говорили о тех методах, которые требуют их участия.
Как выяснилось, зелёный геомат – заметно дороже чёрного, который, как говорят строители, имеет «очевидно техногенный характер». Поскольку речь идёт об историческом центре Севастополя, замену заложенной в проекте чёрной «путанки» на зеленую согласовывали дополнительно.
«С ней было бы лучше, чем без неё. Но не критично, раз она по цвету не понравилась. Хотя через год она бы, выгорев и запылившись от известняка, приобрела бы естественный охристо-коричневый окрас и полностью бы слилась со склоном; с чёрной такого бы не произошло. На пологой части скалы выросла бы трава, а вьющиеся растения очень любят металлическую сетку, которая остаётся защищать склон. Но решение принято и реализовано, этого зеленого цвета нет», – говорит директор компании.
БОльшую часть расходов по демонтажу обеих сеток и повторной установке стальной компания взяла на себя – хоть и выполняла всё по проекту. Не была заложена в проект и уборка склона от мусора – а, как стало ясно после зачистки, невидимый за кустами мусор скапливался десятилетиями(!) и далеко не только бытовой.
«Одних покрышек мы оттуда вывезли – гораздо более пятидесяти. Как они там оказались, непонятно», – говорит Сергей Кочетовский.
Впрочем, тревоги по поводу реакции севастопольцев всё равно остались.
«Мы уже задали вопрос в департамент транспорта: «Эти тросы точно не будут никого раздражать?» Но если будут – надо готовиться к закрытию дороги. Будет красота, на которую придется смотреть издалека», – предупреждают строители.
Красота или безопасность – вечная дилемма, соглашаются они, «но в любом случае что-то перевешивает». Можно делать укрепление максимально приближенным к природе, но всё равно это будет техническое решение, и от сетки, панели или арматуры никуда не уйти, отмечает Сергей Кочетовский.
Пока гром не грянул
Работы на Красном спуске были аварийными, и перед ними проводились комплексные буровые и лабораторные работы, говорит глава «Базальтума».
«Так совпало, что ни одного случая попадания в машину не было, слава Богу. А вот блоки, нависающие над контактной сетью, часто приводили к её повреждению, – говорит Сергей Кочетовский. – Склоны были дотошно исследованы в геологическом отношении, были сценарные разработки для оценки опасностей. Их главных две – выпадающие из склона камни до 30 см и угроза от нависающих «козырьков», которые осыпались на дорогу».
Кроме анкеров и стальной сетки, в данный момент устанавливается противокамнепадный барьер длиной в 300 и высотой в 3 метра. Он будет ловить камни, которые могут прилететь сверху от старых стен или выхода пород.
«Сегодняшнее решение полностью функционально, и оно убирает главную опасность: никаких камнепадов на Красном спуске быть не должно. Таких, когда блоки оседают, когда крупные осколки по 20–30 см падают на дорогу и угрожают проезжающему транспорту», – подчеркивает Кочетовский.
Вариант «оставить всё как есть» отодвинул бы движение от стены, в два раза сузив автопоток на Красном спуске – со всеми стопорящими последствиями, отмечает он.
Если надо
Противоаварийная конструкция, купировавшая проблему на Красном спуске, в дальнейшем может войти в состав капитальных работ по укреплению спуска – если они потребуются городу.
«Тем решением, которое сейчас есть, проблема будет полностью убрана, а двигаться ли дальше или оставить как есть – это большой вопрос, и решать его городу. Потому что то, что есть, – функционально и работает», – говорит Сергей Кочетовский.
Вариантов капитального укрепления немного, и все они гораздо дороже сегодняшнего решения.
Первый из них – это строительство железобетонных панелей, но они, кроме очевидной инородности, скапливают за собой воду, как за дамбой, и это может усиливать подвижность грунта.
Фото предоставлено НПО «Базальтум»
Второй вариант еще дороже, но прозрачен для воды и более «природен»: панели из оцинкованной арматуры, в декоративных целях заполненные камнем.
Фото предоставлено НПО «Базальтум»
«В Севастополе для этого можно использовать ваш прекрасный мраморовидный известняк, – говорят представители «Базальтума», но предупреждают: всё железо – анкера, арматура, болты все равно будут видны при приближении».
Стоит ли это делать – вопрос: у всего есть своя цена и экономическая целесообразность, отмечают они.
«Но если же позже будет принято решение о капитальном укреплении – ничего из сделанного переделываться и выбрасываться не будет, эта конструкция ляжет в основу новой», – говорит Сергей Кочетовский.
Будет как старенький!
Если бы работы не были остановлены на «переосмысление», они были бы выполнены в срок, заверяет НПО «Базальтум», сегодня же их планируется завершить в течение 10 дней.
За это время начали возвращаться растения, от которых был зачищен склон.
К слову, то, что растения укрепляют склоны, – не всегда правда, объясняют специалисты. К примеру, разветвленные корни деревьев действительно «стягивают» подвижный слой земли (идеальный пример – фисташка туполистная), уходящий вглубь корень сосны работает как естественный анкер, а вот корни кустов на скале, как у Красного спуска, – наоборот, ввинчиваются в щели, увеличивая их и разрушая верхний слой камня.
Тем не менее новая зелень уже пробивается через стальную сетку, но теперь уже без опасности для людей, машин и проводов.
«Нас радует, что склон начал зарастать растительностью. К следующему лету будет зеленый», – говорят строители.
Они со своей стороны продемонстрировали добрую волю и небезразличие к тому, какая репутация сложится у них в Севастополе.
Остаётся надеяться, что и составители госконтрактов все, даже самые правильные с инженерной точки зрения решения перед утверждением будут «приземлять» на местность – чтобы не уродовать город в стремлении его обновить и укрепить.
Светлана Косинова
Обсуждение (30)
"Вся система в комплексе останется такой же устойчивой и будет защищать дорогу не менее трёх лет – а это хороший срок".
30 млн на 3 года это 10 миллионов в год. Сколько мужиков для уборки можно нанять на 833 000 рублей в месяц?
молодцы, большое дело сделали. хорошо, что учли все пожелания. сетка покроется травой и почти пропадёт. вон, корейцы ту же технологию используют. ещё и анкера огромные цепляют:
Если вернуться на 200 метров назд, то с той же стороны дороги можно увидеть разрушающуюся подпорную стенку. Это кудо критичнее грязи на лороге, но ремонт сооружения будет стоить в 10 раз меньше, а размер отката Румянцеву пропорционален.
Теперь будет готовый полигон для скалолазов. Да и обычным индивидам можно будет сокращать путь. Если не пропустят эл. ток. Эти могут )).
Скальная стена была много десятилений неизменной.
Мусор падал сверху, когда по кустам лазили бомжи.
Достаточно было только сверху убрать мусор и сделать там
метровую бетонную стеночку, а они соорудили из сетки трамплин для разгона камней
и покорчевали кусты дерезы обыкновенной, которые их сдерживали.
Теперь, увы, ждите аварий...
По мне, если действительно делать хорошо и капитально - нужно делать прочную железо-бетонную подпорную стену с дренажем от скапливания воды. При качественной работе простоит 100 лет, а не 3 года.
Растения приобрели навыки и умения перелётных птиц? От такого открытия ботаники реально могут упасть в ступор
Отвратительно... теперь в городе за решеткой не только море, но т скалы....
Отличный бизнес-план - каждые три года по 30 лямов. Куда там обычным подпорным стенкам, которые по полвека могут простоять.
Не мы первые, не мы последние. Опутанные металлической сеткой склоны я видел над шлюзами Тролльхеттен-канала в Швеции. Это искусственное инженерное сооружение с шестью шлюзами прорублено в скалах. И места красивейшие. Ещё тогда подумал, что между эстетикой и безопасностью шведы все-таки выбрали безопасность.
Ещё один ужас многострадального города! Сколько вас ещё понаедет,жадных до денег,самонадеянных и бездарных,чтобы окончательно изуродовать неповторимую красоту города,когда-то "достойного поклонения"!
В историеском центре города эта лабуда вовсе не уместна. Сам по себе каменистый склон является частью композиции городского центра и остается в визуальной памяти людей, проезжающих по спуску.
Весь подтекст с "согласованием дополнительно" настолько очевиден и потому сама история противна.
К тому же я что-то не припомню, чтобы на данном участке каждый день в темечко прилетали булыжники и грязевые потоки сходили.
Но теперь-то точно будет разрушаться склон, когда его продырявили столькими полутораметровыми анкерами.
Какая же это безопасность, если всего на 3 года?
to Токумен: между эстетикой и безопасностью шведы все-таки выбрали безопасность.
Просто пострадали хернёй
Очередной распил денег с видом из Москвы. Склон надо было очистить от мусора и подровнять выветривания, без всяких сеток и ещё на 50 лет было бы достаточно.
На эту сетку наложить рулоны канадской травки и казацкий можжевельник, склоны станут плюшевыми и красивыми, а травка и можжевельник корнями укрепят склоны!
По этой сеточке камни отлично так будут скатываться беспрепятственно сверзу вниз на дорогу. А если установят как выше сказано 3х метровую ограду для сдерживания камней - будет совсем уродство, как по моему мнению. Ну хотя бы нет зеленой сетки - это невероятная идея была. Как её могли утвердить???
to ∆∆∆: Пройдитесь по Аллее Дружбы, что на Малаховом кургане - это Вы про такую травку написАли? Эта травка с ежедневным поливом имеет не очень хороший вид, а кто будет поливать ее на Красном спуске? Нет, я верю, что есть хорошая травка, но у нас как всегда - купят задорого то, что потом вылезет боком, то есть, простите, будет раздражать глаз, а не радовать.
Какие камни, там глыбы, оказывается, падают на дорогу, правда пока ни разу не видел, но для для распила прокатит...
Все говорят, что мы вместе. Все говорят, но немногие знают - в каком.(цы)
и будет защищать дорогу не менее трёх лет за 30 миллионов я готова лично защищать её сама каждый день!
И повылезали диванные специалисты всех мастей и дают дельные советы.
Ну, если Москва (за что ей большое спасибо!) даёт деньги, почему не срезать эту скалу и не сделать на её месте трёх-четырех этажную автостоянку с заездом с площади Ушакова? Возможно, даже нависающую над автодорогой. Да, дорого. Но места в центре все-равно нет и не будет. А вот количество машин будет увеличиваться и в дальнейшем. Ведь М.П. Лазарев смог срезать вершину холма и построить на её месте знаменитые казармы! И Пересыпь засыпал! А ведь у него техники не было! А любовь к городу и честность - были!
to Регина Матвеева(Верещагина):
У меня знакомую чудом спасли, после того как с такой скалы упал камень на голову, но глаз один так спасти и не удалось. В городе камни не должны падать на голову.
Как не красиво!
После дождя покрытие спуска становится очень скользким, машины часто переворачивает. Этим то же надо заняться
Безусловно, М.П.Лазарев великий военачальник, не проигравший ни одного сражения и яркая страница в изторыи Севастополя.
Известная историческая байка про крестьян, раскопавших и подводами возящими грунт в р-н современного ж/д вокзала кроме улыбки у людей, имеющих хоть какое-то представление о реалиях строительства, особенно с нашими грунтами, не может ничего вызвать.
Про крестьян и матросов, неизвестных строителей, построивших из блоков крымбала комплекс задний, ныне известных как "Лазаревские казармы" либо "Казармы учебного отряда". Проводили исследование, пытались дойти до фундамента, заглубились экскаватором у стены казармы на 6-8м., а фундамета не видать...
Вот это были люди!))) Богатыри, не мы!
Крестьяне с лопатами и мотыгами - бац-горы нет, ровное плато. Бац-комплекс циклопических зданий, бац-обратная засыпка на десяток метров и опять выровняли. И все без техники
Вы серьезно?!
to AlexNSN: .....Какие камни, там глыбы, оказывается, падают на дорогу, правда пока ни разу не видел, но для для распила прокатит....
Не хочется злословить,но что бы вы сказали если бы кто то из ваших родственников оказался в транспорте в это время?
to NKLM: Оставим в покое "исторические байки". Я об идее строительства большой автостоянки в центре! А то уже всё центральное кольцо в автостоянку превратили...
Кстати я подвал (около 30м3) выдолбил вручную сам (в 90-е перфов ещё не было), а у соседа - бассейн - кубов, наверное, 200...Живем у Малахова. Т.е. - было бы желание...
to AlexNat1969: