В Крыму только один из 12 мусорных полигонов имеет лицензию. Остальные 11 представляют собой свалки, которые никто не контролирует. Такие выводы сделали активисты общероссийской общественной организации «Зелёный патруль», проинспектировав организацию работы по утилизации отходов на территории полуострова.
Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках.
«В Крыму 12 мусорных полигонов, но по факту это свалки. Лицензирован только один, по всем правилам не работает никто», – написала крымская общественница Юна Никитина в группе «Крымустройство» социальной сети Facebook, разместив в ней видеорепортаж о третьей Крымской экологической экспедиции «Зелёного патруля», посвящённой этой проблеме.
Крымские мусорные дельцы не спешат приводить полигоны в порядок, так как им уже дважды продлевали переходный период, разрешив на это время работать без лицензии. По мнению руководителя ООО «Зелёный патруль» Андрея Нагибина, это привело к тому, что они расслабились.
«Им дали льготу на два-три года, чтобы они имели возможность привести всё в порядок. Потом эту льготу продлили. И теперь получается, что местные подумали: нам один раз дали, так и второй, и третий раз, и четвёртый дадут – мы просто ничего делать не будем», – сказал он.
Так, мусорный полигон в Джанкое оставляет желать лучшего. Ограждение вокруг этой свалки бутафорское – забор стоит только возле въезда, вероятно, для демонстрации чиновникам. Мусор на полигоне не пересыпается и поэтому постоянно горит. Из-за отсутствия забора объект становится доступным для сборщиков металлолома, которые обжигают металл прямо на месте – это также приводит к возникновению пожаров. Кроме того, из-за того, что нет ограждения и не ведётся пересыпка полигона, мусор со свалки разлетается во все стороны и происходит повторное загрязнение территории.
Подобную картину можно наблюдать и в соседнем Армянске. Полигон Красноперекопского района организован «с нарушением всех норм и правил» и фактически находится в воде, так как расположен среди озёр и в непосредственной близости со шламонакопителем содового завода.
Ещё один случай – свалка в посёлке Вилино Бахчисарайского района была закрыта в 2018 году, как оказалось, только на бумаге – самосвалы продолжают свозить сюда мусор.
Не отличается чистотой и другие районы Крыма и даже жемчужина республики – Ялта. Инспектируя Южный берег Крыма, общественники обнаружили несанкционированную свалку строительного мусора с разливами горюче-смазочного материала на остановке у дорожного знака населённого пункта «Ялта». Информацию об этом будет направлена в надзорные органы.
Общественники проверили и так называемый рекультивированый полигон в Гаспре (в черте Ялтинского заповедника) и заметили, что эта свалка, невзирая на свой статус, продолжает наполняться, а так как она находится на горном склоне, запросто может съехать вниз.
«Визуально состояние тела полигона и подпорных стенок выглядит удовлетворительно. Однако, по данным специалистов «Зеленого патруля» эта закрытая свалка не имеет систем отвода свалочных газов и дренажных канав, что чревато смещением тела полигона», – предупредили экологи.
Стратегические задачи
Мусорная реформа в Крыму, считает эксперт ООО «Зеленый патруль» Ярослав Князев, находится в зачаточном состоянии.
«Ни чиновники, ни бизнес не понимают, зачем нужна реформа, что с ней делать и как с этим быть. Потому что большая часть объектов размещения отходов никак не внесены в государственный реестр и не имеют соответствующей документации. Ни один из объектов, которые мы посещали, должным образом не обслуживается», – резюмировал он.
Экологи подчёркивают, что замусоривание полуострова в настоящее время опережает темпы ликвидации свалок.
«Мы уже сделали несколько запросов в центральный аппарат Росприроднадзора, в которых описали реальную экологическую обстановку в регионе, после чего получим ответы, и я думаю, что они будут положительные как для нас, так и для местных жителей. Перед нами сейчас стоят две важные стратегические задачи: защитить права граждан на благоприятную окружающую среду и сохранить уникальную природу Крыма», – поделилась планами координатор ООО «Зелёный патруль» Анастасия Фатеева.
Напомним, как сообщал ForPost, вторую крымскую экспедицию активисты «Зелёного патруля» провели в Белогорске, исследовав реку Биюк-Карасу, которая питает город. Оказалось, что водная артерия Белогорская одновременно является и его сточной канавой, питая нечистотами сёла вниз по течению.
Читайте по теме: В Севастополе на мусорные грузовики повесят системы слежения
Власта Пидпалая
Видео: Зелёный Патруль/YouTube
Обсуждение (1)
http://А может пора уже радикально подойти к теме? Со всех сторон сразу? Действительно , начать мусор упаковывать пока что в северокрымских низинах, а рекультиваионный грунт для этого брать из присивашских болот. Еще и делать попутно некоторого рода фарватеры и прифарватерные дамбы. Как в Балтийских заливах. Вот вроде как все более назревает, становится актуальным северокрымский "панамский" канал для судов "река-море" из Азовского в Черное. Вот ко всей этой эатее легко привязать "Порт Армянск" , мощный "мусорный химпром" - явно не более тяжелый для тамоших просторов, чем их сегодняшний. От имени всекрымской "мусорной ФЦП" , глядишь, и все остальные тамошние экопроблемы можно будет одолеть. Ктати, что бы да не взяться и за производство мусоробетонной дорожной "шашки" - покрытия для второстепенных межпоселковых дорог. Что уже реально практикуется .