В этот день, 22 июня 1941 года, в 3 часа 48 минут вражеская мина обрушилась на улицу Подгорная (ныне Нефёдова). Вот уже на протяжении 5-и лет общественники Севастополя, детская-юношеская футбольная лига и простые жители и гости города приходят на место гибели первых жертв Великой Отчесественной Войны среди мирного населения, чтобы почтить их светлую память.
Когда-то здесь находился жилой дом, а теперь вместо него лишь скромная стела с мемориальным текстом и гранитная плита с именами погибших.
Президент детско-юношеской футбольной лиги Севастополя Евгений Репенков считает, что присутствие детей на таких мероприятиях очень важно и им обязательно нужно рассказывать о том, как все было на самом деле.
«Мы последние 5 лет проводим подобные мероприятия. Это важно для всех, прежде всего – для наших детей. Важно, чтобы они понимали, что происходило. Если не мы будем рассказывать им, если не мы будем учить их, то придут другие люди, и повернут все это таким боком, что мы потом этому точно не обрадуемся», – объясняет Евгений.
На митинг приехали юные футболисты со своими тренерами. Каждый из них приехал осознанно: им не раз рассказывали обо всех ужасах войны. Член детской-юношеской футбольной лиги Севастополя Александр Буймирский уже точно знает, что своим детям будет рассказывать историю Великой Отечественной войны.
«Я люблю такие мероприятия, мне очень интересно узнавать о войне. Это наша история, история нашего родного города, это должен знать и помнить каждый, а также передавать эти знания другим поколениям. Я обязательно буду рассказывать своим детям о событиях 1941-1945 годов. Если бы не было этих подвигов, мы бы и не жили сейчас», – поделился своим мнением юный футболист Александр Буймирский.
Началось мероприятие с минуты молчания, после чего к детям обратилось старшее поколение. Рассказать и напомнить ребятам о масштабах потерь советских войск в результате Великой Отечественной войне захотел и экс-член Общественной палаты Севастополя Григорий Донец. Он попытался донести до пришедших информацию о том, что из себя представляла одна вражеская мина, весом в 989 килограмм. Он объяснил подрастающим футболистам, что осколки от такой мины разлетаются на расстояние равное 4-м футбольным полям.
«Я очень рад, что я присутствую здесь уже не первый год, что сюда приходят дети и взрослые просто по зову души. Это наш долг перед всеми погибшими и мы обязаны не только не забывать последствия Великой Отечественной войны, но и никогда не допускать, чтобы это повторилось. Прежде чем приводить детей к этому памятнику, я считаю, их нужно обязательно собирать отдельно и объяснять, что это такое, когда произошло и наглядно все показывать. Когда детям все расскажут про ту же мину, тогда они и будут приходить с интересом и удовольствием смотреть, где это произошло», – считает Григорий Донец.
На митинге-реквиеме присутствовала депутат Законодательного собрания Севастополя Татьяна Щербакова. Она также постаралась напомнить подрастающему поколению, что такое война. Депутат поведала детям, что война – это не только, когда умирают военные.
«Мы не только празднуем победу над врагом, но и понимаем, какой ценой она нам досталась. Каждый раз возвращаясь к 22 июня 41 года, мы ещё раз напоминаем о тех, кто погиб не на фронтах, мы напоминаем о том, что война – это жертвы не только среди военнослужащих. Мы напоминаем о том, что даже, не понимая каким будет финал, всё равно люди продолжали сражаться и продолжали выполнять свой долг. 22 июня эта дата личная для многих севастопольцев», – сказала Татьяна Щербакова.
На встречу с юными севастопольцами также приехали члены «Союза добровольцев Донбасса», чтобы из личного опыта рассказать им, как страшна война на самом деле и каковы у нее последствия.
«На Донбассе, к сожалению, до сих пор идет очень жестокая война. Кто прав, кто виноват – это покажет история. Но помните, что мы отстоим ваше будущее, а вы помните, что люди не зря погибли на этой войне. Мы не забываем о вас, а вы не забывайте о нас», – обратился к детям доброволец Валерий Тысленко, позывной «Сват».
По окончании мероприятия воспитанники детской-юношеской футбольной лиги Севастополя вместе с тренерами отправились на экскурсию в военно-исторический музей фортификационных сооружений в Балаклаве.
Анна Пронина
Фото автора
Обсуждение (16)
надавно по ТВ в одной из передач рассказывалось о конференции школьников из немецкого города Зуль и его побратима российского города Калуга. Конференция была посвящена второй мировой войне и проводилась в Германии. Школьники из Калуги отказались участвовать в конференции, когда им не разрешили прочитать подготовленный ими материал, а подсунули тексты в стиле Коли из Уренгоя. И это радует. Радует то, что есть еще кому донести правду о войне подрастающему поколению, хотя участников тех событий остается все меньше и меньше. И я надеюсь, что наши дети и внуки смогут разобраться, где правда, а где ложь. И никогда не забудут, какой ценой досталась победа. Ведь недаром говорят- "если войну забывают, начинается новая ". А война не нужна никому
А моя бабушка утверждала, что первый налет авиации был в 2.48
to Наш Двор: Хронологию событий(Книга Морозова-Воздушная битва за Севастополь)
1,15ночи-по флоту объявлена готовность №1
1,55ночи-по флоту объявляют БОЛЬШОЙ СБОР
после этого принимают решение о затемнении ВСЕГО ГОРОДА,по воспоминаниям старожилов-город реально погрузился во тьму,а вот маячок горел довольно ярко и выглядел на фоне тёмного города довольно заметно!
3,07 - пост СНиС на Константиновском мысе фиксирует звук авиационных моторов
после этого принято решение открыть зенитный заградительный огонь
доклады о минных постановках (которые принимали за парашютистов) поступали по телефону с 3,10 до 3,50
по воспоминаниям и лётчиков,и зенитчиков,и жителей города-небо было прорезано лучами прожекторов - значит не так светло было,как кажется теперь,иначе зачем шарить по светлому небу прожекторами?
в 3,48 и 3,52 -две мины упали на берег и самоликвидировались-одна на отмель у памятника Зат. Кораблям,вторая-на ул.Подгорная(первые жертвы войны,кстати похоронены на кладбище по ул.Пожарова на почётном месте-прямо напротив церкви)....
"...В 03 часа 13 мин. прожекторами-искателями ПВО главной базы был обнаружен двухмоторный самолет без опознавательных знаков, идущий на высоте около 500 м вдоль линии Инкерманских створных маяков."Последовало приказание открыть заградительный огонь, — вспоминал старший лейтенант Телегин, — но вслед за этим приказанием поступило приказание не открывать огня, так как в это время в этом районе должен был пролететь У-2. В результате всей этой суматохи и неразберихи первый вражеский самолет не был обстрелян".
По словам начальника штаба 61-го ЗАП И.К. Семенова, в этот момент из штаба ПВО ЧФ последовало распоряжение выключить прожекторные станции и прекратить наблюдение, ограничившись лишь прокладкой на планшете курса самолета, а начальник ПВО ЧФ И.С. Жилин утверждал, что не открытие огня объясняется тем, что зенитная батарея № 76, в зоне действия которой находился самолет, "не имела четкого приказа с КП полка". Вторично прожекторы были включены в 03 часа 15 мин. В их свете было видно, как самолет сбросил на фарватер два предмета на парашютах (первоначально их приняли за парашютистов и даже послали за ними катера), развернулся над боновыми воротами Севастопольской бухты и скрылся в северо-западном направлении. Зенитная артиллерия главной базы молчала..."
По одной из версий приказ на открытие огня отдал начальник штаба Елисеев, когда появился второй самолет, т.е. в 03.22., хотя на его могиле написано, что это было в "3часа 06мин. 22.июня1941г." , по другой оперативный дежурный штаба. Створ Севастопольской бухты во время налета вражеской авиации был обозначен включенными маяками, которые не смогли выключить, т.к. перерезали провода телефонной связи... Вылет истребителей с Бельбека опоздал:"...В 03 часа 42 мин. командиру 62-й истребительной авиабригады ПВО ЧФ было приказано поднять в воздух звено истребителей для патрулирования над аэродромом Бельбек на высоте 2000 м. Но штаб бригады находился достаточно далеко от Севастополя — в Евпатории и связь с ним 6ыла ненадежной, а командир бригады вообще был в отпуске." Третий самолет появился в 03 часа 45 мин. со стороны мыса Фиолент в направлении Братского кладбища на Северной стороне. Попав под огонь зенитных батарей 3-го дивизиона 61-го ЗАП и зенитной артиллерии стоявших в бухтах кораблей, он сбросил две мины, развернулся и со снижением стал уходить на юго-запад. Первая из сброшенных самолетом мин упала в 03 часа 48 мин. во двор жилого дома на улице Подгорная и взорвалась. Вторая мина взорвалась в 03 часа 52 мин. на мелководье у набережной Приморского бульвара в районе Памятника затопленным кораблям." Т.е. этот самолет шел вдоль оси Южной бухты, но ошибся в сбросе на пятьсот - семьсот метров в линии створа, или не учел снос. Четвертый над главной базой появился в 04 час 10 мин. это был последний зафиксированный самолет. Он был обстрелян 55, 357 и 359-й зенитными батареями и, по данным исторического журнала штаба ЧФ (так утверждается!), был сбит в 04 часа 12 мин. над огневой позицией 359-й батареи (лейтенант И.Е.Котов) и упал в море в районе Северной косы. Сброшенные самолетом две мины упали: первая — на пустыре за заводом № 54, вторая — на мелководье в районе береговой батареи № 13, с которой доложили, что сброшен парашютист и он плывет к берегу (эта мина через некоторое время взорвалась). Зенитная артиллерия главной базы прекратила огонь (всего в эту ночь она произвела 2150 выстрелов)."
to Мурман:
to Ляпсус-Городской:
Спасибо! Учитывая расстояние до-совпадает!
Но! 40-45 минут от пролета до бомбометания....учитывая подлет с территории Румынии для самолета того времени....
;
to Наш Двор: А с чего эта цифра "40-45" минут? Для Не - 111 в то время и 4 часа в воздухе не предел, а наши потом на ДБ-3ф с Эзеля на Берлин летали, а это много дальше.
Людмила Гусельникова
Приспустите знамёна. Сегодня случилась война,
Но за давностью лет наша боль притупилась порядком.
Приспустите знамёна. Налейте в бокалы вина,
И смахните слёзу, набежавшую как-то украдкой.
Приспустите знамёна. На этой цветущей земле
Не должно быть ни смерти, ни горя, ни жизни тревожной.
Дань отдайте всем тем, чьей попыткой хотели уже
Отмолить те потери, хотя отмолить невозможно.
почему-то создается впечатление, что детям все равно, что им рассказывают о войне. На лицах и во взгляде читается желание поскорей свалить на море. А ведь в 1941 году многие спали с желанием пойти на море, позагорать, искупаться, прогуляться по Приморскому...
Безусловно. Забывать нельзя. Тем более, что подвиг этот совершили наши родные люди, дедушки и бабушки.
Но предать - это не только помнить, но и быть достойными. А мы достойны? Мой опыт говорит, что нет. Слишком ленивы, трусливы и безразличны. Нам застраивают центр, а мы в сетях возмущаемся. А Шиес и Екатеринбург вышли за свои интересы. У нас даже на разрешенный митинг против пенсионной реформы вышло 300 человек. Вот и думайте - достойны мы своих дедов, не предали ли?
to Ляпсус-Городской:
физика...скорость..расстояние, запас топлива на возврат ...боевая нагрузка- минус топливо
Разные самолеты получаются...
При этом был проигнорирован чиновниками и "общественниками" концерт-реквием Андрея Соболева на береговой батарее № 11 (мыс Хрустальный)!
ФорПост обещал сообщить об этом концерте...
Удаляю фейковый ФорПост из подписки.
to Наш Двор: Не надо гадать просто почитайте http://www.airwar.ru/enc/bww2/he111h.html
Вечная память всем кто пал в той войне.
22 июня 1941 года.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски…
Константин Симонов.
До нападения фашистской Германии на СССР оставалось еще 8 минут, а в Севастополе уже были первые погибшие мирные жители.
Одна из первых бомб ( а точнее морская мина) Великой Отечественной войны упала на улице Подгорной. Улица находится в центре города, и сегодня называется Нефедова.
22 июня 1941 года за 45 минут до нападения немецко-фашистских войск на Советский Союз немецкие самолёты «Ю-88» и «Хе-111» появились над Севастополем. На парашютах с них собирались сбросить донные неконтактные мины, чтобы заблокировать, лишить маневра, а затем уничтожить корабли Черноморского флота, стоящие в севастопольских бухтах.
Самолеты стартовали с аэродромов в Румынии, и в 03 часа 06 минут появились над Севастополем. Служба наблюдения установила приближение к Севастополю неизвестных самолетов со стороны моря. Начальник штаба Черноморского флота адмирал Иван Дмитриевич Елисеев приказал открыть огонь по ним. Скажем, что он сильно рисковал, отдавая такой приказ, ведь в то время советское руководство страны неоднократно заявляло о том, что германские войска никогда не нападут на СССР, а слухи о надвигающейся войне распускают провокаторы. А как с ними поступали в те годы все знают. Но тем не менее И.Д. Елисеев не побоялся отдать такой приказ!
Он оказался прав. Это были немецкие самолеты, прилетевшие сюда для нападения, и в 3 часа 15 минут первые две мины были сброшены ими на фарватер. Затем в 3 часа 30 минут были сброшены ещё две мины, одна из которых упала в море. В 3 часа 48 минут и в 3 часа 52 минуты ещё несколько мин обрушились на город. Одна взорвалась у памятника Затопленным кораблям, другая — на улице Подгорная.
Последние две мины упали в 4 часа 10 минут: первая в районе завода № 54, вторая у башенной батареи № 13.
На улице Подгорная от взрыва мины погибли 18 человек, 136 получили ранения (по другим данным, около 200). На старом городском кладбище около Всесвятского храма на каменном
обелиске можно прочесть печально-трогательную эпитафию: «Здесь покоятся: мать Александра Белова, дочь Варвара Соколова, внучка Леночка, погибшие 22/V1-41 г. от вражеской бомбы». Точнее от мины — на улице Подгорная…
22 июня 1996 года на месте гибели севастопольцев — первых жертв Великой Отечественной открыли памятник (архитектор Ю. Н. Ковалёв) — скромную стелу с мемориальным текстом и гранитную плиту с именами севастопольцев, ставших первыми жертвами Великой Отечественной Войны.
«… Памяти севастопольцев, первых жертв Великой Отечественной войны среди мирного населения, погибших и раненых здесь, на ул. Подгорной, 22 июня 1941 в 3 часа 48 минут при взрыве магнитной мины, сброшенной с германского самолёта, минировавшего бухту…».
Каждый год в этот день и в это время сотни местных жителей и гостей города приходят к этому памятнику почтить светлую память не только погибших 22 июня 1941 года севастопольцев, но и миллионов, павших в боях, умерших от ран и голода, сгинувших в оккупации, замученных в лагерях смерти наших соотечественников.
Светлая Вам память!
Мы ПОМНИМ.
И мы это никогда не забудем! Хотя бы потому, что для нас, жителей Севастополя, забыть – значит предать!
А еще мы помним, что за 22 июня 1941 года пришло 9 мая 1945 года!
На протяжении 5 лет, очевидно, приходят именно юные футболисты. Точнее - их приводят.
Общественники и жители ходят намного дольше.
Когда на таком митинге-реквиеме (организованном клубом любителей истории) Геннадий Александрович Черкашин подписал мне и моей дочке свою книгу "Возвращение", дочурке, сидевшей у меня на руках, было полтора года.
Сейчас ей 27,5. А тот митинг был уже не первый. Второй или третий - минимум.
ЗЫ: а книгу "учитали". Так обидно ((((((((((
Спасибо тренерам, которые приводят своих воспитанников на такие мероприятия!
Им, детям, надо рассказывать о нашем Городе, о его истории, и о его людях.