Уровень автомобилизации, то есть количество автомобилей на 1 тысячу человек, — это своеобразный показатель общего экономического уровня страны и благосостояния её граждан. Тем более что автомобиль давно уже не роскошь, а средство передвижения.
Недавнее социологическое исследование показало, что только треть россиян в возрасте старше 18 лет не имеют собственной машины.
Однако экономическая ситуация в стране далека от идеальной, более того, всё чаще можно услышать о грядущем подорожании машин. Да и обслуживать авто становится дороже.
ForPost пообщался с экспертами о том, как эти тенденции скажутся на возможности и желании россиян иметь личный автотранспорт.
Немного статистики
Уровень автомобилизации в разных странах мира хорошо показывает статистика, правда, не самая свежая. В развитых странах число автомобилей на 1 тыс. человек, включая детей, в целом превышает 500 штук.
В США, например, в 2019 году на 1 тыс. американцев приходилось 838 машин, в Германии — 561, в Италии — 625, во Франции — 478. А в России в то же самое время этот показатель был равен 381 автомобилю на 1 тысячу граждан.
При этом, по словам старшего менеджера консалтинговой компании A.T. Kearney Дмитрия Колякова, пределы автомобилизации не безграничны.
«Иметь в гараже или у дома по два автомобиля на каждого члена семьи может быть просто непрактично. Таким образом, около 800 автомобилей на 1000 человек населения — это своего рода естественная граница даже для стран с самым автомобилизированным образом жизни, таких как США», — отметил эксперт.
Читайте также: «Народный» автомобиль за 500 тысяч: реальность или популизм?
Едем или катимся?
Естественно, с 2019 года в мире многое поменялось. Но главное — поменялось в России.
«Наша страна всегда отставала от развитых стран по уровню автомобилизации — примерно на 50% от Европы и ещё больше от США. Было время, когда мы медленно, но всё же догоняли Запад, но теперь темпы роста числа личных авто скорее всего замедлятся, а то и поползут вниз», — отметил в разговоре с ForPost заместитель главного редактора издания «За рулём» Игорь Моржаретто.
Сейчас показатель автомобилизации для России составляет примерно 350 машин на 1 тыс. человек.
«Но в прошлом году рынок сильно просел — было продано почти втрое меньше автомобилей, чем обычно. Если в предыдущие годы продавалось примерно 1,6 млн автомобилей, то в 2022-м всего 630 тыс. Более того, нынешний год тоже не обещает быть удачным из-за падения рубля и возможного повышения утилизационного сбора», — отметил автоэксперт.
Читайте по теме: Авторынок в России восстанавливается, но машины скоро подорожают на 15%
Психология рулит
Впрочем, по словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, пока в российском обществе остаётся психологический стереотип о том, что автомобиль является предметом первой необходимости.
«В мышлении многих россиян автомобиль — это, как говорится, musthave. В зависимости от достатка люди так или иначе стремятся иметь собственные колёса, пусть даже это будет и весьма подержанная и недорогая машина. Допускаю также, что для многих это вопрос некого социального статуса. Пожалуй, именно этим и можно объяснить отчасти всплеск интереса к автокредитованию сейчас — при падении доходов населения и удорожании автомобилей. В то же время я думаю, что сменится ещё одно поколение и этот стереотип исчезнет, а наши граждане будут воспринимать личный транспорт просто как один из способов передвижения наряду с общественным транспортом, такси и каршерингом. В то же время, если сейчас негативные тенденции на российском авторынке и вообще в экономике продолжат развиваться, думаю, многие россияне отложат приобретение авто до лучших времён», — высказал мнение эксперт.
По словам заместителя главного редактора журнала «За рулём» Игоря Моржаретто, пока в России не зафиксировано тенденции к отказу от автомобиля вообще.
«Однако в предыдущие годы многие люди стали отказываться от второй машины в семье, потому что это дорого в обслуживании и содержании. Иными словами, второй автомобиль стал восприниматься как излишняя роскошь. Думаю, эта тенденция точно продолжится», — добавил он.
Читайте по теме: «Эффект гречки»: россияне кинулись скупать новые машины, даже не имея денег
Автомобилю «да», но «нет»
По словам координатора общественного движения автомобилистов «Синие ведёрки» Юлии Каблиновой, помимо экономических факторов на отказ от личного автотранспорта влияет и странная политика местных властей в крупных городах.
«В России стремятся поднять продажи автомобилей, но при этом, например, в центре Москвы все парковки платные — 450 рублей в час. Думаю, что к Новому году тариф ещё поднимут. Поэтому, чтобы ездить на личной машине на работу каждый день, нужно иметь бесплатную офисную парковку или соответствующий доход. Кроме того, многие сталкиваются с проблемой парковки машины у дома. Построенные в советские времена гаражи снесли, мест под стоянку не хватает. Всё это вынудило многих москвичей отказаться от своих машин и ездить общественным транспортом. Хотя это не всегда удобно: расписание движения общественного транспорта далеко от идеала, удалённость остановок от необходимых мест тоже разная и так далее», — пояснила она.
Более того, по словам Каблиновой, такое положение вещей является целенаправленной политикой местных властей по снижению личного автотранспорта.
«Автомобилистов как будто «выдавливают» из города. Недавно московская ГИБДД сообщила, что планирует организацию «островков безопасности» для пешеходов возле подъездов домов. Поэтому часть машин из дворов нужно будет убрать. А куда их убирать?» — задала риторический вопрос Каблинова.
Читайте по теме: «Лада» с двойным дном: российская марка может стать китайской машиной «Дунфэн»
Андрей Мединский
Обсуждение (8)
Это очень хорошо - посвободней на дорогах станет
а когда уберут самокаты, как опасный вид транспорта, с пешеходных зон и тротуаров? зачем вообще запустили такой вид передвижения без специальных дорожек и без правил пользования? на пустом месте создана масса проблем.
Во многих крупных городах мира въезд в центр города на личном авто давно уже платный. Это неизбежность, иначе город просто лопнет.
Если бы в Севастополе общественный транспорт и инфраструктура дорог были как в Москве, я бы еще понял, но учитывая географию города и места проживания ЛЮДЕЙ! когда до остановки 15-20 минут ходьбы, а у кого дети? Выезд из Казачьей бухты превращается в кошмар. Вместо строительства дорог проще усложнить жизнь? В мегаполисах тоже все на трамваях ездят? Спросите тех, кто сидит в ГД РФ! Как они перемещаются по городу и ходят в магазины, на прием к врачу!
а кто подписывает разрешения на уплотнительную застройку бетонными многоэтажками, когда у страны самая большая в мире территория? а потом им машины виноваты.
to olga-smirnova2006: так он там явно для всех платный, без пропусков "для своих". И тот центр полностью деловой, без жильцов.
to seva24: зачем так далеко ходить? Можно спросить у севастопольских депутатов.
to litkon: не радуйтесь раньше времени. кто на машине ездил, тот и будет ездить.