Новости России

«Народный» автомобиль за 500 тысяч: реальность или популизм?

Служба новостей ForPost

В 90-е годы уже была попытка создать «народный» автомобиль, получивший название «Мишка».

«Народный» автомобиль за 500 тысяч: реальность или популизм?
Эксперты оценили предложение Сергея Миронова о создании дешёвого «народного автомобиля»
Фото:
коллаж ForPost

Глава партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов заявил, что нашей стране нужен национальный проект по созданию «народного» автомобиля стоимостью не выше 500 тыс. рублей.

При этом, по словам Миронова, машина должна быть оборудована всеми современными устройствами, обеспечивающими безопасность и комфорт.

Это и антиблокировочная система (ABS), и система курсовой устойчивости (ESC), и навигация «ЭРА-ГЛОНАСС», и две подушки безопасности, и кондиционер.

По мнению политика, объём двигателя у авто должен быть порядка 1,5 литра, а мощность 100–120 лошадиных сил, коробка передач — механическая, а клиренс — российский, то есть повышенный.

Рассуждая на тему, Миронов отметил, что продажи автомобилей в России постепенно растут, но цены не снижаются. Он добавил, что к нам вряд ли вернутся дешёвые популярные иномарки.

«А значит, необходим специальный национальный проект. Иначе мы обречены на старение автопарка, рост смертей и травм на дорогах», — резюмировал политик.

Очевидное-невероятное

Заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто весьма скептически отнёсся к предложению Сергея Миронова.

По его словам, если говорить об автомобиле, соответствующем требованиям безопасности и комфорта, то сделать его настолько дешёвым не выйдет.

«Когда всё это начинаешь складывать, то получается, что невозможно упереться в какую-то конкретную сумму, не пожертвовав каким-то из этих средств. А без этого нельзя выпускать автомобиль — это опасно», — рассказал Моржаретто в комментарии РИА Новости.

По словам эксперта, спроектировать дорогой автомобиль гораздо проще, чем дешёвый, ведь разработчики не связаны необходимостью снижения себестоимости будущего изделия. Кроме того, сама по себе разработка любого авто может стоить миллиарды рублей.

К слову, сейчас из отечественных автомобилей званию «народный» соответствует разве что Lada Granta. На официальном сайте Lada его стоимость стартует с почти 700 тысяч рублей. Но это машина без ABS. Если же говорить о комфортной комплектации Granta, то её стоимость будет выше 800 тыс. рублей.

Читайте по теме: «Бешеная табуретка»: почему 15 лет назад россиян лишили шустрой маленькой «Оки»

Невозможное возможно?

По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, создать «народный» автомобиль в России можно, но для этого необходимо обеспечить несколько ключевых моментов.

«Во-первых, не нужно ставить некий потолок конечной стоимости машины. Для начала нужно определить минимально необходимый набор опций, которыми должен обладать автомобиль. Например, мы говорим, что эта машина обязательно должна быть оснащена ABS, подушками безопасности водителя и переднего пассажира, а также соответствовать требованиям экологичности. Исходя из этого, нужно определить, каким образом будет обеспечиваться наличие этих опций, производство каких компонентов можно локализовать в России, а что придётся закупать за границей, и так далее. После этого может быть определена примерная себестоимость будущего авто», — пояснил в беседе с ForPost Беляев.

Естественно, создание «народного» авто не обойдётся без субсидирования или какой-то другой помощи со стороны государства.

Поэтому вторым важным моментом, по словам экономиста, является установление государственного контроля над получением и расходованием государственной помощи.

«Наконец, получив готовый автомобиль по какой-то себестоимости и добавив к ней 10% маржинального дохода, государство может внедрить льготные программы для его приобретения конечным потребителем по стоимости, соответствующей максимальному порогу цены для «народного» авто», — резюмировал Беляев.

Читайте по теме: Китайская «экспансия» проедет по России на зелёный

Сын ошибок трудных

Опыт, как говорил классик, — сын ошибок трудных. И он мог бы пригодиться при создании «народного» автомобиля в России.

«Но у нас такого опыта нет. Потому что на начальных этапах, когда в России начали производить «Москвич» и «Победу», никто вообще не задавался вопросом удешевления стоимости машины. Авто воспринималось как роскошь. Позже, когда стали производить «Жигули», там больше стоял вопрос выпуска того продукта, который мог бы абсорбировать избыточные доходы населения. Поэтому, когда в Тольятти строился автозавод, реально никто не задумывался над тем, что автомобили должны быть «народными», — отметил экономист Михаил Беляев.

Впрочем, это не совсем так. На самом деле в 90-е годы была попытка создать «народный» автомобиль, получивший название «Мишка».

По сути, это был некий конструктор из деталей отечественного автопрома, который в гараже мог собрать любой автолюбитель. Однако проект был закрыт из-за экономических неурядиц в стране.

народный автомобиль мишка

Первый российский «народный Мишка». Фото: За рулем

Хотя вполне может быть, что это и к лучшему. Потому что «смерть Мишки» спасла жизни многим нашим согражданам.

«Эта конструкция была просто очень опасной. Такая табуретка — колесница смерти», — пояснил автоэксперт Игорь Моржаретто.

По словам Моржаретто, несколько лет назад в Индии был разработан бюджетный автомобиль с корпусом из фанеры и дверными замками-щеколдами. Мотор у авто был от мотоцикла, а стоимость 2 тыс. долларов. Но и этот проект не был реализован. Даже непритязательные индийцы сочли такую «зверушку» опасной.

Из успешных подобных затей можно вспомнить разве что немецкий Volkswagen, который изначально позиционировался как «народный». Сюда же можно отнести и Renault Logan, который тоже 20 лет назад преподносился как «народный», хотя его стартовая цена составляла аж 7 тыс. евро.

Читайте по теме: Поворот не туда: почему дорожает Lada, которой нет

Андрей Мединский

1540
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Главное за день

Севастопольский застройщик не смог через суды заставить ForPost молчать

Компания «КБРСГ» пыталась доказать, что публикации о её методах строительства порочат её репутацию, но суд признал доводы необоснованными.
20:02
10
1651

Севастопольцам на дороге к дому «нарезали» земельные участки

Жители балки Бермана оказались в транспортной изоляции по уже знакомой в городе схеме.
19:00
9
1683

В Крыму стало вдвое меньше волков

В регионе живёт полторы сотни хищников этого вида.
18:30
3
992

Перечислены «двигатели» экономики, которые способны повести Россию вперёд

Стране нужно готовиться к переходу на новые технологии, предупредил глава Минфина.
18:20
3
500

Российский датчик против китайского: севастопольский изобретатель о качестве, санкциях и вредительстве

Павел Гайский стал лауреатом престижного конкурса «Изобретатель года».
18:04
1
1709

Роскошь и кондиционерное уродство старинных домов Краснодара

Архитектурные жемчужины были свидетелями удивительных и трагических судеб людей.
15:15
0
452
Туризм

Знание дзюдо помогло японскому повару отбиться от медведя

После чего победитель продолжил готовить суп.
10:50
0
1253

К эксперименту с гостевыми домами в Севастополе пока есть вопросы

Что делать тем, кто не попал под действие нового закона?
16:01
2
1522

К бассейнам в России предъявили новые требования

Для этих учреждений разработаны собственные ГОСТы.
09:18
0
837

Севастопольское вино вошло в топ-10 лучших красных вин России

Каберне Совиньон Резерв от винодельни «Бельбек» обошло многие именитые вина.
09:00
8
1910

Гранильня Головкинского: где находится в Крыму пляж с «яйцами дракона»

Летом поход можно совместить с купанием в море.
12:31
0
17293