Глава партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов заявил, что нашей стране нужен национальный проект по созданию «народного» автомобиля стоимостью не выше 500 тыс. рублей.
При этом, по словам Миронова, машина должна быть оборудована всеми современными устройствами, обеспечивающими безопасность и комфорт.
Это и антиблокировочная система (ABS), и система курсовой устойчивости (ESC), и навигация «ЭРА-ГЛОНАСС», и две подушки безопасности, и кондиционер.
По мнению политика, объём двигателя у авто должен быть порядка 1,5 литра, а мощность 100–120 лошадиных сил, коробка передач — механическая, а клиренс — российский, то есть повышенный.
Рассуждая на тему, Миронов отметил, что продажи автомобилей в России постепенно растут, но цены не снижаются. Он добавил, что к нам вряд ли вернутся дешёвые популярные иномарки.
«А значит, необходим специальный национальный проект. Иначе мы обречены на старение автопарка, рост смертей и травм на дорогах», — резюмировал политик.
Очевидное-невероятное
Заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто весьма скептически отнёсся к предложению Сергея Миронова.
По его словам, если говорить об автомобиле, соответствующем требованиям безопасности и комфорта, то сделать его настолько дешёвым не выйдет.
«Когда всё это начинаешь складывать, то получается, что невозможно упереться в какую-то конкретную сумму, не пожертвовав каким-то из этих средств. А без этого нельзя выпускать автомобиль — это опасно», — рассказал Моржаретто в комментарии РИА Новости.
По словам эксперта, спроектировать дорогой автомобиль гораздо проще, чем дешёвый, ведь разработчики не связаны необходимостью снижения себестоимости будущего изделия. Кроме того, сама по себе разработка любого авто может стоить миллиарды рублей.
К слову, сейчас из отечественных автомобилей званию «народный» соответствует разве что Lada Granta. На официальном сайте Lada его стоимость стартует с почти 700 тысяч рублей. Но это машина без ABS. Если же говорить о комфортной комплектации Granta, то её стоимость будет выше 800 тыс. рублей.
Читайте по теме: «Бешеная табуретка»: почему 15 лет назад россиян лишили шустрой маленькой «Оки»
Невозможное возможно?
По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, создать «народный» автомобиль в России можно, но для этого необходимо обеспечить несколько ключевых моментов.
«Во-первых, не нужно ставить некий потолок конечной стоимости машины. Для начала нужно определить минимально необходимый набор опций, которыми должен обладать автомобиль. Например, мы говорим, что эта машина обязательно должна быть оснащена ABS, подушками безопасности водителя и переднего пассажира, а также соответствовать требованиям экологичности. Исходя из этого, нужно определить, каким образом будет обеспечиваться наличие этих опций, производство каких компонентов можно локализовать в России, а что придётся закупать за границей, и так далее. После этого может быть определена примерная себестоимость будущего авто», — пояснил в беседе с ForPost Беляев.
Естественно, создание «народного» авто не обойдётся без субсидирования или какой-то другой помощи со стороны государства.
Поэтому вторым важным моментом, по словам экономиста, является установление государственного контроля над получением и расходованием государственной помощи.
«Наконец, получив готовый автомобиль по какой-то себестоимости и добавив к ней 10% маржинального дохода, государство может внедрить льготные программы для его приобретения конечным потребителем по стоимости, соответствующей максимальному порогу цены для «народного» авто», — резюмировал Беляев.
Читайте по теме: Китайская «экспансия» проедет по России на зелёный
Сын ошибок трудных
Опыт, как говорил классик, — сын ошибок трудных. И он мог бы пригодиться при создании «народного» автомобиля в России.
«Но у нас такого опыта нет. Потому что на начальных этапах, когда в России начали производить «Москвич» и «Победу», никто вообще не задавался вопросом удешевления стоимости машины. Авто воспринималось как роскошь. Позже, когда стали производить «Жигули», там больше стоял вопрос выпуска того продукта, который мог бы абсорбировать избыточные доходы населения. Поэтому, когда в Тольятти строился автозавод, реально никто не задумывался над тем, что автомобили должны быть «народными», — отметил экономист Михаил Беляев.
Впрочем, это не совсем так. На самом деле в 90-е годы была попытка создать «народный» автомобиль, получивший название «Мишка».
По сути, это был некий конструктор из деталей отечественного автопрома, который в гараже мог собрать любой автолюбитель. Однако проект был закрыт из-за экономических неурядиц в стране.
Первый российский «народный Мишка». Фото: За рулем
Хотя вполне может быть, что это и к лучшему. Потому что «смерть Мишки» спасла жизни многим нашим согражданам.
«Эта конструкция была просто очень опасной. Такая табуретка — колесница смерти», — пояснил автоэксперт Игорь Моржаретто.
По словам Моржаретто, несколько лет назад в Индии был разработан бюджетный автомобиль с корпусом из фанеры и дверными замками-щеколдами. Мотор у авто был от мотоцикла, а стоимость 2 тыс. долларов. Но и этот проект не был реализован. Даже непритязательные индийцы сочли такую «зверушку» опасной.
Из успешных подобных затей можно вспомнить разве что немецкий Volkswagen, который изначально позиционировался как «народный». Сюда же можно отнести и Renault Logan, который тоже 20 лет назад преподносился как «народный», хотя его стартовая цена составляла аж 7 тыс. евро.
Читайте по теме: Поворот не туда: почему дорожает Lada, которой нет
Андрей Мединский