Продажи новых машин в РФ за первые шесть месяцев 2023 года выросли на 14%, при этом в июне было продано в 2,5 раз больше новых авто, чем в июне 2022 года. В абсолютных значениях за полгода было продано 401,5 тыс. новых машин, в июне — 84,4 тыс., пишут «Известия».
Лидером продаж остаётся АвтоВАЗ, который в июне продал 23,7 тыс. машин. В то же время его доля на рынке упала на 2 процентных пункта и составляет 28,9%. Далее сплошным порядком идут китайцы. Их доля на российском рынке сейчас составляет 39%. К слову, корейская Кiа, которая долгое время была лидером среди иномарок в России, сейчас находится лишь на седьмой позиции.
О тенденциях российского авторынка ForPost пообщался с экспертами.
Повод для радости?
По словам руководителя московского общественного центра Автомобилист» Максима Едрышова, приведённая статистика хотя и выглядит оптимистично, но особых поводов для радости пока не даёт.
«Если посмотреть на статистику продаж 2021 года, то мы увидим 157 тыс. автомобилей, проданных в июне. То есть пока мы отстаём от досанкционного уровня вдвое. Если сравнивать с прошлым годом, у нас действительно есть рост продаж. Но это некорректное сравнение, потому что именно на летние месяцы в 2022 году пришлась самая тяжёлая ситуация на российском авторынке», — пояснил он в разговоре с ForPost.
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, в свою очередь, отметил, что в нынешнем росте продаж нет ничего удивительного.
«Всё это ожидаемо. Увеличился объём ввоза китайских авто, постепенно увеличивается производство на АвтоВАЗе и российском заводе Haval. Это накладывается на низкую базу прошлого года, где первые два-три месяца были ещё более-менее удачными, а период с апреля по июнь был просто пустым, когда ничего не производилось, не ввозилось, а АвтоВАЗ ничего не делал, и продавалось то, что было выпущено раньше», — рассказал он ForPost.
Читайте по теме: В России придумали, как унять непомерные аппетиты продавцов автомобилей
Как будет дальше?
По мнению Максима Кадакова, нынешние продажи в течение лета, вероятно, снизятся.
«Сейчас, скорее всего, будет проседание в связи с ослаблением рубля. Но осенью возможен подъём продаж. В итоге к концу года мы увидим около миллиона проданных авто. Однако если будет какой-то «отскок» назад, то мы выйдем на уровень примерно в 850 тыс. проданных новых авто в году. То есть как это и прогнозировалось ещё в конце прошлого года. Для сравнения, в 2022 году было продано 670 тыс. новых авто», — высказал точку зрения автоэксперт.
По его словам, сейчас многое будет зависеть от АвтоВАЗа и выполнения им собственного плана.
«Сейчас почти 40% рынка уже занимают китайцы, а до конца года, полагаю, у них будет уже 45–50% российского рынка. При этом общий успех будет зависеть в значительной степени от активности АвтоВАЗа. У него по-прежнему сохраняются проблемы с комплектующими, и пока непонятно, сможет ли АвтоВАЗ выполнить свой план в 401 тыс. машин, из которых 370 тыс. должны пойти на внутренний рынок. От этого будут зависеть и общий результат по году, и распределение долей на российском рынке между АвтоВАЗом и китайцами», — пояснил Кадаков.
Читайте по теме: В России решили возродить «Оку» — будет ли она маленькой, да удаленькой?
Цены вырастут
Оба эксперта рассказали также о том, что цены на новые автомобили в ближайшее время могут существенно вырасти.
«На повышение стоимости автомобилей повлияет нынешнее падение рубля. Кроме того, сейчас АвтоВАЗ ставит вопрос о повышении утилизационного сбора до 300 тыс. с каждой ввезённой на территорию РФ иностранной машины. Мне известно, что это поддерживает Совет Федерации. Сейчас утильсбор равен 178 тыс. с одной машины. Повышение этого налога скажется на стоимости китайских авто в первую очередь. Уже сейчас только на падении рубля автомобили могут подорожать на 10–15%, а если и утилизационный сбор будет поднят, то цены на машины будут ещё выше», — рассказал автоэксперт Максим Едрышов.
Он также отметил, что вторичный авторынок отреагирует на повышение цен на новые машины собственным повышением стоимости б/у машин. Правда, оно вряд ли будет таким же существенным.
В то же время главред журнала «За рулём» Максима Кадаков отметил, что вопрос повышения утилизационного сбора пока не решён. Однако он согласен, что уже сейчас можно точно говорить о повышении стоимости авто из-за падения рубля.
Читайте по теме: «АвтоВАЗ» назвал сменщика Granta — что возгорится из «Искры»?
Спрос на авто снизится
Автоэксперт Максим Едрышов уверен, что по втором полугодии спрос на новые машины снизится.
«Рост стоимости авто, дороговизна кредитов и увеличение закредитованности населения приведут к снижению спроса на новые автомобили. При этом часть покупателей переметнутся на вторичный рынок. Собственно, это уже происходит. Потому что люди видят, сколько стоит, например, новый «Москвич», и идут на «вторичку» в поисках более дешёвой машины, а может быть, и авто лучшего качества», — пояснил он.
По словам Максима Кадакова, спрос на автомобили также будет зависеть от доходов населения.
«Многое будет зависеть от того, сколько денег будет растекаться по стране. В то же время у большинства населения доходы не растут, хотя статистика показывает обратное. Но если человек условно работал за 20 тыс. рублей, а стал получать 40 тыс., то доходы у него выросли вдвое. Только он как не мог купить авто, так и не может», — отметил эксперт.
Читайте по теме: Иномарки с пробегом, которые принадлежат россиянам, переделают в электромобили
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
to Олег Перетятко: полагаю, именно таких там не было, они, как раз, четко осознавали, зачем уезжают.
В СССР маркетплейсы тоже были - например тот же Посылторг. Просто их деятельность регулировалась и им не давали особо барыжничать. Сейчас кстати они тоже не сильно барыжничают, потому там сейчас многое покупаю. А вот крупные торговые сети и всякие магазины барыжничают конкретно. Например та же карта памяти там стоит в 2 раза дороже, чем на Алиэкспрессе, а в маркетплейсе в 1,5 раза.
Так что закрыть в данном случае лучше барыжный DNS, а маркетплейсы не трогать. И вообще, здесь идёт речь о валютных спекулянтах.
to еще одна мама школьников: "Получать" права можно по разному, я ж не присутствовал при вашем "получении", так что если обидел, извиняюсь, но версия имеет место быть, а разница в наших заявлениях в том, что я говорил из личного опыта , а вы из "ОБС" ( один, ну пусть - Блумберг сказал).