Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ обсуждает производство китайских машин фирмы Dongfeng (произносится «Дунфэн») под брендом Lada, сообщает «Kоммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.
ForPost пообщался с экспертами о перспективах сотрудничества российского автоконцерна с китайскими производителями.
«Дунфэн» и не только
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков рассказал ForPost, что АвтоВАЗ сейчас прорабатывает вопросы сотрудничества со многими китайскими автопроизводителями.
«У АвтоВАЗа стоит цель загрузить все свои производственные площадки, потому что сейчас загружены только две: завод в Ижевске и завод в Тольятти. Соответственно, необходимо найти для каждой площадки своего партнёра. Поэтому АвтоВАЗ уже довольно давно ведёт переговоры с разными потенциальными партнёрами. Это не только Dongfeng», — рассказал автоэксперт.
По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, сотрудничество российского и китайского автопромов должно преследовать несколько целей.
«Нам действительно нужно загрузить наши мощности, которые освободились после ухода западных автобрендов. Не менее важным является насыщение российского рынка автомобилями. В то же время это потребует больших и временных затрат, и ресурсов. Потому что придётся идти по пути постепенной, медленной и глубокой локализации, чтобы создать почву для развития собственных технологий и независимости от внешних факторов», — пояснил экономист.
Читайте по теме: Авторынок в России восстанавливается, но машины скоро подорожают на 15%
Станет ли Китай дешевле
Естественно, возникает закономерный вопрос: если производство китайских машин будет локализовано на территории РФ, станут ли эти авто для россиян дешевле?
Ранее ForPost писал, что разница между ценами на китайские машины в Китае и в России в среднем составляет миллион рублей и более. И эта разница вполне обоснована. Подробнее об этом читайте здесь.
«Дешевле такие машины не будут. У нас есть пример с «Москвичом» и с LadaXCross питерской сборки, которая будет стоить в средней комплектации 2,5 млн рублей или около того. Крупноузловая сборка не даёт никакого выигрыша, а наоборот, создаёт дополнительные трудности. Проще перевезти в Россию готовую машину. Если же будет более глубокая локализация, то это, конечно, дело хорошее. Но всё зависит от того, что и как будет локализовано. Хорошо, если есть некий поставщик из РФ, готовый предоставить какие-то комплектующие дешевле китайских. Но это ещё большой вопрос, будет ли это дешевле китайских компонентов. А если какой-то вид комплектующих вообще не выпускается, то нужно серьёзно вложиться деньгами и отбить их. В таком случае локализация даёт развитие промышленности и технологий, независимость от внешних факторов. Но ничего не даёт в плане выигрыша в деньгах», — пояснил Кадаков.
По его словам, удешевление китайских машин, производство которых будет локализовано в РФ, возможно лишь при гигантских объёмах производства.
«Но если каждую собирать в объёмах до 50 тыс. штук в год, никакого влияния на цену это не окажет», — заключил автоэксперт.
Читайте по теме: В России придумали, как унять непомерные аппетиты продавцов автомобилей
Получим ли мы технологии?
По словам главреда журнала «За рулём» Максима Кадакова, сейчас АвтоВАЗ преследует цель не только получить возможность собирать и производить китайские машины на своих мощностях, но и получить доступ к технологиям китайцев.
«Dongfeng — хорошая компания и по объёмам, и по модельному ряду, поскольку у них есть легковые машины, лёгкие коммерческие грузовики и тяжёлая грузовая техника. Всё это находится в периметре интересов нашей страны, в том числе и со стороны потребителей. Но у АвтоВАЗа есть свои требования. Потому что они хотят не только выпускать машины под своим брендом, но и получить право на их локализацию и возможное внесение изменений. А это требует получения конструкторской и прочей документации, помимо согласия самого партнёра. Если Dongfeng пойдёт на это, то почему нет?» — рассказал Кадаков.
По его словам, если удастся достигнуть договорённостей с китайским Dongfeng, то АвтоВАЗ пойдёт по пути, аналогичному тому, что было сделано на заводе в Санкт-Петербурге, где производится Lada X-Cross 5, прототипом которой является китайский Faw Bestune T77.
«Это будет быстроорганизованная крупноузловая сборка — чтобы показать какой-то результат. Ну а потом — постепенная локализация. Насколько быстро пойдёт эта локализация, сейчас сказать сложно», — пояснил эксперт.
В свою очередь экономист Михаил Беляев уверен, что китайцы не поделятся с Россией своими технологиями в области автомобилестроения.
«Более того, никто и никогда не будет этого делать. Потому что ни одному производителю не нужно, чтобы на рынке появился конкурент, использующий твои же собственные разработки. Ещё раз отмечу, что в нашем случае речь может идти лишь о постепенном углублении локализации китайского автопрома на территории РФ и развитии собственных технологий», — подытожил экономист.
Читайте по теме: Российским чиновникам предложат Lada представительского класса за 2 млн рублей
Зависимость АвтоВАЗа
Эксперты отметили, что развитие собственных технологий необходимо российскому автопрому, чтобы освободиться от зависимости от импортных компонентов.
По словам главреда журнала «За рулём» Максима Кадакова, флагман российского автопрома АвтоВАЗ до сих пор серьёзно зависит от иностранных комплектующих.
«Комплектующие совершенно разные. От некоторых электронных блоков до «железа» типа синхронизаторов в коробках передач, некоторых подшипников и так далее. Иными словами, даже в двигателях какие-то детали импортные. Поэтому импортная составляющая есть. Насколько она велика в деньгах или удельном весе, не готов сказать, потому что всё постоянно меняется. Одно из главных направлений, откуда всё это сейчас привозят, — это Китай», — пояснил главред журнала «За рулём».
Читайте по теме: «АвтоВАЗ» назвал сменщика Granta — что возгорится из «Искры»?
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
Развитие собственных технологий необходимо не только российскому автопрому, но и многим другим отраслям, в связи с чем непонятно: чем с 2015 года занималось огромное кодло народа, возглавляемое аж целой Правительственной комиссией по импортозамещению, кроме получения жирных должностных окладов и просиживания уютных кресел?
Развитие собственных технологий автомобильного производства для рынка условных потребителей в 148 миллионов человек не приведет ни к чему хорошему.
Позорище! У китайцев технологии заимствуем. Своего ни чего не осталось, всё продано и разрушено собственными руками.