Россияне ринулись за автомобилями: в апреле банки выдали наибольший объём автокредитов за последние 10 лет. Люди скупают нашу «Ладу» и китайские Haval и Geely.
Рекордной стала не только общая сумма займов на машины, но и средний размер автокредита: он достиг 1,42 млн рублей.
Всего за апрель жители России оформили 77 тысяч автокредитов на 109,5 млрд рублей, сообщает РБК со ссылкой на данные аналитической компании Frank RG.
В общей сложности продано 54 270 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Это на 5856 машин больше, чем в марте этого года, и на 22 464 больше, чем в апреле 2022-го, сообщила Ассоциация европейского бизнеса.
Читайте также: «Народный» автомобиль за 500 тысяч: реальность или популизм?
«Эффект гречки»
Всплеск спроса на автокредиты можно объяснить и желанием людей вложить деньги, и необходимостью купить машину. Ведь есть риски, что потом не будет ни того, ни другого. Поэтому покупатели берут авто, даже несмотря на высокую стоимость.
При этом скоро машины подорожают ещё больше, так как вырастет курс доллара и евро, говорит Юлия Корчагина-Озджан, основательница Академии бизнеса и стратегического маркетинга.
«Плюс сработал эффект, который возник с гречкой: несколько лет назад люди поняли, что грядёт кризис, а это значит, что цены скоро ещё сильнее вырастут <и стали покупать этот продукт с запасом>. Людям проще и лучше вложить свои средства если не в недвижимость, то в автомобиль. Есть страх, что потом будет дороже, а денег меньше», — отметила она.
Читайте по теме: Рубль могут искусственно обвалить до 120 рублей за доллар
По её мнению, спрос на авто не носит характер панического, но ажиотаж есть:
«Людям хочется вложиться, не потерять деньги и при этом увеличить уровень своего комфорта. Ведь на фоне кризиса людям очень важно сохранять психологическое спокойствие, а своё жильё, свой автомобиль как раз закрывают базовый уровень потребностей человека».
Причины роста автокредитования перечислил Дмитрий Матвеев, генеральный директор «Мой автопрокат» — сети автопрокатов в России и за рубежом. Они заключаются в дефиците машин на российском рынке, волатильности рубля и опасении людей, что цены вырастут ещё больше.
И тенденция повышенного интереса к покупке машин в кредит продолжится, полагает он:
«В прошлом году практически во всех регионах РФ выросли выдачи автокредитов благодаря снижению ключевой ставки <Центральным банком РФ>. Когда она снижается, проценты по кредитам уменьшаются. Банками ободрялись примерно 30% заявок на кредиты. Выдача автокредитов в ближайшие месяц-два ускорится из-за того, что под лето активизируется бизнес для закупки транспортных средств под свои нужды. В этом году ниши, связанные с личным, не общественным, транспортом, растут с заметным опережением».
Пресс-служба группы компаний АВТОДОМ, комментируя повышенные продажи авто в апреле 2023 года в сравнении с апрелем 2022-го, отметила: полученная сейчас статистика не отражает реальных трендов. И пояснила: низкий спрос на машины, отмеченный в 2022 году, сформирован не рынком, а внешними факторами и покупательским поведением, основанным на эмоциях.
«В условиях отсутствия централизованных поставок европейских автомобилей в Россию и низкого потребительского спроса значительного роста продаж новых автомобилей в России по итогам 2023 года ожидать не стоит», — добавили в ГК АВТОДОМ.
Читайте по теме: Поворот не туда: почему дорожает Lada, которой нет
Какие авто берут
Больше всего в январе-апреле этого года россияне купили новых отечественных и китайских машин, таковы данные Ассоциации европейского бизнеса:
- «Лада Гранта» — 64 315 штук;
- «Лада Нива» — 25 288;
- Haval Jolion — 11 145;
- ГАЗ Gazelle — 10 547;
- Geely Coolray — 10 345.
За это же время были куплены лишь 9205 новых машин от производителей — фаворитов наших водителей: «Фольксваген Груп» (марки Audi, Volkswagen, Škoda), KIA, «Хёндэ груп» (марки Hyundai и Genesis), Toyota. И ни одного нового автомобиля Nissan и Renault. Потому что в России, от которой отвернулись зарубежные компании, почти не осталось иномарок массового сегмента.
А вот за весь 2022 год был продан 230 671 такой автомобиль, по статистике ассоциации.
«На данный момент ниши, которые до недавнего времени занимали европейские бренды автомобилей, постепенно заполняют отечественные и китайские автопроизводители. Доля китайских автомобилей на авторынке России в апреле составила около 44%, тогда как российские автопроизводители заняли примерно 35%. К концу 2023 года доля китайских авто может достигнуть 60%. В числе основных преимуществ автомобилей китайских брендов — технологичная комплектация. Базовые версии китайских авто оснащены кондиционером, АБС, а также подушками безопасности», — рассказала пресс-служба группы компаний АВТОДОМ.
«Лада», конечно, бьёт рекорды продаж, но как долго это будет продолжаться, в свою очередь задался вопросом Дмитрий Матвеев, генеральный директор «Мой автопрокат» — сети автопрокатов в России и за рубежом.
Он напомнил: основным преимуществом российских авто всегда была относительно низкая цена. И производителю нужно постараться сохранить это, чтобы продажа машин более или менее велась на уровне рекомендованной розничной цены, уверен Матвеев.
По его мнению, россияне крайне редко готовы купить отечественный товар, который дороже иностранных аналогов, что подтвердили результаты ранее проведённых опросов. Однако, добавил Дмитрий Матвеев, российский автомобиль, в отличие от китайского, в будущем легче сбыть с рук.
Россияне раньше настороженно относились к китайским машинам, уточнил руководитель сети «Мой автопрокат». Так как, пояснил он, не были уверены, смогут ли потом более или менее выгодно продать их. Но за последний год дефицита отношение к китайским брендам изменилось и у частных лиц, и у компаний: например, «Яндекс.Такси» в Москве обновлено «китайцами» Chery и Haval, сказал Матвеев.
«Уважающий себя российский автолюбитель, у которого не так много денег, будет сначала анализировать, какой китайский автомобиль ему подойдёт, смотреть все варианты, а потом покупать, в том числе автомобиль и из Китая. Уважающий себя российский автолюбитель, у которого есть бюджеты, скорее всего, будет смотреть и заказывать что-то из Европы», — отметила в свою очередь Юлия Корчагина-Озджан, основательница Академии бизнеса и стратегического маркетинга.
Читайте ещё: Китайская «экспансия» проедет по России на зелёный
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (1)
Лада Нива-выгодное вложение кровно заработанных +долговое ярмо? Никогда бы не подумал.