Дайверы уверены, что подняли со дна моря винт британского фрегата "Принц", затонувшего в середине XIX века. Тогда, во время урагана, у берегов Балаклавской бухты потерпело крушение множество судов, обломки которых до сих пор покоятся на дне моря.
Но лишь "Чeрный принц" вот уже ни одно десятилетие привлекает к себе внимание искателей приключений и учeных.
Репортаж Алeны Иваниченко.
В Балаклаве, на рейде и в бухте, ураган в одночасье уничтожил 11 военных кораблей. В том числе и знаменитый английский винтовой пароход "Принц", который по слухам, вез 30 бочек золота - жалованье британских войск, осаждавших Севастополь.
Легенда о сокровищах "Черного принца" до сих пор будоражит умы как любителей подводного плаванья, так и серьезных ученых.
Сергей Воронов, директор департамента подводного наследия института археологии НАН Украины: "Объект очень интересен для науки. Это самое легендарное судно Черного моря, на котором зарегистрирован официальный клад. В момент гибели "Принца" на его борту находилось от 200 000 до 500 000 фунтов стерлингов в серебре и золоте".
Специально снаряженная экспедиция отправилась в море на поиски "Черного принца". Возле скал исследователи обнаружили винт от потерпевшего бедствие неизвестного парохода-фрегата.
Сергей Денисов, исследователь, участник экспедиции: "Мы увидели этот винт с двумя поломанными лопастями, это говорит о том, что действительно фрегат сражался, уходя от шторма, на полном ходу он пытался уйти от волн. Но его выкинуло на берег, он зацепил винтом, винт отломился, то есть с валом".
Задача экспедиции - поднять винт на поверхность. Водолазы протягивают трос между лопастями, закрепляют. Две лопасти обломаны при ударе о скалы. По центру хорошо заметен обломок вала. Неизвестно, кто первым назвал его "Черным принцем". Может быть солдаты экспедиционного корпуса Великобритании, так и не получившие зарплату.
Или многочисленные охотники за сокровищем Черного моря, сразу после Крымской войны, устремившиеся в Балаклаву. Золото "Принца" не досталось никому из них. А Британское адмиралтейство хранило таинственное молчание.
Сергей Воронов, директор департамента подводного наследия института археологии НАН Украины: "Была масса экспедиций. Очень много экспедиций американских, японских, итальянских, но не было британских экспедиций. Благодаря "Черному принцу" в Советском союзе был создан "Эпрон", самое известное подводное предприятие, которое в течение большого времени занималось подъемом судов".
Сдвинуть винт с места, где он провел полтора столетия, оказалось непросто. Лопасти заклинило в камнях, но наконец винт поддается.
Сергей Денисов, исследователь, участник экспедиции: "Когда он начинает подниматься, оцениваешь, что когда он был целый, размах его лопастей достигал, наверное, 3 метров. И вес, наверное, полторы тонны как минимум. Чугунный такой винт. Просто монстр!"
Свою находку участники экспедиции доставили на причал в Балаклаву, и с помощью подводного крана вытащили из воды.
Антолий Копнин, участник экспедиции: "Есть большая вероятность, что это фрагмент с "Принца". Потому, что у нас есть медицинское стекло, есть фрагменты посуды с английскими гербами, у нас есть ядра, у нас есть пули".
Не обнаружили исследователи только золото "Принца". Черное море пока не раскрывает свою тайну.
Обсуждение (1)
Англичане давно заявили,что на "Принце" не было золота. Оно было сгружено в Турции.