Ориентир «на пятом километре» в Севастополе уточнять не надо — сразу ясно, что речь идёт о Балаклавском шоссе. Только вот где же первый, второй, третий и четвёртый?
Этот вопрос нечасто приходит в головы горожан, а если и приходит — обычно остаётся без ответа. Это подтвердил и опрос, который ForPost провёл на том самом 5-м километре.
Казалось бы, если искать ответ не на улице, а у специалистов, это будет несложно — в Севастополе знают и ценят историю города. Однако, когда речь зашла о куда-то подевавшихся километрах, стали превалировать гипотезы.
Начало Балаклавского шоссе — это главпочтамт? Или площадь Ушакова? Или соседствующая с ней Балаклавская улица? Или место старой городской заставы?
Развёрнутый ответ дал Вадим Хапаев, доцент кафедры «Всеобщая история и мировая культура» ИОНМО СевГУ.
Он напомнил, что расстояния между городами — а Балаклава раньше была именно другим городом, а не районом Севастополя — считаются между их главпочтамтами. Так что точка отсчёта в Севастополе — Большая Морская, 21.
— У нас традиционная цифра от Севастополя до Балаклавы — 12 км. Если вы проложите маршрут в Яндексе между главпочтамтом и площадью 1-го Мая, где находится почта, то вы на эти 12 километров — плюс-минус — и выйдете. И тогда первый километр — это часть Большой Морской, площадь Ушакова и начало улицы Гоголя, — объясняет историк.
А вот чтобы понять, куда делось «балаклавское» название первых четырёх километров, надо окунуться в историю.
Первой после основания Севастополя стали строить улицу, которая сегодня — Ленина, а тогда — Балаклавская дорога, что и вела к древнему городу.
Далее — по пунктам.
После приезда Екатерины II в 1787 году часть этой дороги между сегодняшними площадями Нахимова и Ушакова назвали Екатерининской улицей. Соответственно, Балаклавская дорога стала начинаться от нынешней улицы Гоголя.
Примерно к 1820 году Севастополь расширился где-то до нынешнего здания университета на улице Гоголя. Там, где сейчас находится снесённый хлебозавод, была городская застава. Официальный конец города: шлагбаум и полосатые столбики.
После Крымской войны небольшая часть Балаклавской дороги — от нынешней площади Ушакова до заставы — получила название «улица Гоголевская». А дорога за заставой стала называться Монастырским шоссе.
Само шоссе вело вправо, к Георгиевскому монастырю на Фиоленте, но от него была развилка влево — на Балаклаву. Это ответвление и стало Балаклавской дорогой, Балаклавским шоссе. Мальпост (почтовая карета) ехал туда 5 часов.
— «Балаклавская дорога» как понятие улицы, к которой можно привязать адрес дома, всё время сокращалась. И первые километры Балаклавского шоссе, по сути, существуют поверх социальной топонимики, — заключает Вадим Хапаев.
Представлять себе старинную Балаклавскую дорогу на месте сегодняшнего проспекта Генерала Острякова будет неправильно — это нам подсказал уже другой севастопольский историк, Степан Самошин.
«Проспект прокладывали с нуля, а вот улицу Хрусталёва строили поверх существующей большой дороги», — отметил он.
С подтверждением этого ежедневно сталкиваются пассажиры автобуса № 13а — на его маршруте по улице Хрусталёва есть остановки «3-й километр Балаклавского шоссе» и «4-й километр Балаклавского шоссе». Правда, бывает непросто найти подтверждение существования самого этого маршрута😀.
Светлана Косинова
Обсуждение (13)
Очень интересная и познавательная статья.
Познавательно, пока не набежали "фсёпропальщики", автору спасибо!!!
Попытаюсь успокоить автора, т.к. автобусом № 13А пользуюсь каждый день - утром на работу в центр, а в середине дня - от Лазарева до остановки, что на картинке обозначена как ДСУ 46.
Остановки "3-й" и "4-й километр" были еще тогда, когда балаклавская "девятка" ходила от Центрального рынка по Хрусталева. У 13-го троллейбуса была остановка "3-й километр", а 4-й превратился в его конечную, да и котельную, расположенную рядом, всегда называли "Котельная на 3-м километре".
p.s. скорее всего, автобус № 13А - явление временное, т.к. контактная сеть 13-го троллейбуса демонтирована на подъезде к "огурцу", в связи с реконструкцией последнего. Правда 13-й троллейбус тоже "временно"прикрыли еще за несколько лет до начала работ на "огурце"...
Elsa lebn,
А вам обязательно язвить - "Попытаюсь успокоить автора")))
zitramon,
ну, вот такая я зараза. За пять лет, после моего последнего бана, могли бы уже привыкнуть...
Светлана порадовала нормальными историками, спасибо, познавательно и полезно!
За технико-экономические подробности изменений на ул. Хрусталева спасибо Elsa Lebn.
Про то что все пропало, вот таки 1,2,3,4 й пропали?
а может все таки надо, под пятым километром может подразумеваться и кладбище....
Если конечно вернуться к царю батюшке, то ямщикам ясен пень было удобней мерить от почты ,через трактиры, до почты.
А у Советской власти свои мотивы были, и шоссе начиналось скорее всего, где Кожанова/Гоголя заканчивалось.
И я думаю, что если бы старые, до 77 года паспорта посмотреть, то может там и прописка бы была соответствующая. Так как родители получили квартиру на Хрусталевавозле 43й школы, только в 66 м году, в моем архиве нет подтверждения. Но думаю легко можно установить, как ул. Хрусталева до 1965 г. называлась.
Дома на ней стоят с начала 60х
Старожилы наверняка могли бы подсказать.
d dd,
да так и называлась - "Балаклавское шоссе". У моего дома, 62-го года постройки, даже номер не изменился - как был по Балаклавскому шоссе, так по Хрусталева и остался.
Потом потихоньку Хрусталева удлинялась по мере застройки. В 1965 году она заканчивалась кажется на повороте на Силаева, вот, только, не помню - была ли тогда сама Силаева или только проезд без асфальта. т.к.в том районе, после 8-й школы, была пустыня, лишь один дом по Острякова, 90 торчал в полном одиночестве.
... многое забылось, т.к. в те времена для нас, остряковских/хрусталевских, главной была "война" с куликовскими и Молочкой/Матюхой...
По проспекту ген. Острякова, от Ц. Рынка, автобус "9-А", потом его переименовали в "8", (далее в Балаклаву по Ялтинскому шоссе)
*Последний рейс 8-ки от Ц.Рынка на Балаклаву 00.02 - помню это время))
По ул. Хрусталёва, от Ц. Рынка, автобус 9 и 9Э (далее по Балаклавскому шоссе в Балаклаву).
Так кажется было.
zitramon,
И какому дб. не понравился текст))))что аж минуснул)))
Да и в подтверждение слов ув. Либн Элзе, в детстве бродили "свалку золотоискать" туда на 4й км и котельная да, на 3 м км
d dd,
точно! Притащил тогда со свалки килограмма два черного цвета металлических армейских пуговиц, что потом на службе видел на древних кальсонах.
... матушка сначала ругалась при виде такой "ценности", но потом пустила в хозяйство. Даже сейчас, если хорошо порыться в коробке с разными пуговицами, то их можно найти, но уже как "раритет"😜
Спасибо Светлане за замечательную статью!
Можно продолжить цикл под названием "Люби и знай свой город"
Отдельное спасибо Вадиму Вадимовичу Хапаеву, одному из самых эрудированных севастопольцев! Горжусь Вами!
Главное за день
Почему в «Севэлектроавтотрансе» массово уволились водители
В Севастополе открылся Салон изобретений и инноваций «Новое время»
Место встречи с Гагариным и «крымского Нюрнберга» встало на пути девелоперов в столице Крыма
Эксперты сказали о последствиях изменения ядерной доктрины России
В Севастополе придумали способ борьбы с последствиями ливней
Кроме жителей Севастополя, «Аквариуму», похоже, надеяться не на кого