Севастополь

Куда подевались 1-й, 2-й, 3-й и 4-й километры Балаклавского шоссе в Севастополе

Ищем на карте и в истории города.

Ориентир «на пятом километре» в Севастополе уточнять не надо — сразу ясно, что речь идёт о Балаклавском шоссе. Только вот где же первый, второй, третий и четвёртый?

Этот вопрос нечасто приходит в головы горожан, а если и приходит — обычно остаётся без ответа. Это подтвердил и опрос, который ForPost провёл на том самом 5-м километре.

Казалось бы, если искать ответ не на улице, а у специалистов, это будет несложно — в Севастополе знают и ценят историю города. Однако, когда речь зашла о куда-то подевавшихся километрах, стали превалировать гипотезы.

Начало Балаклавского шоссе — это главпочтамт? Или площадь Ушакова? Или соседствующая с ней Балаклавская улица? Или место старой городской заставы?

Развёрнутый ответ дал Вадим Хапаев, доцент кафедры «Всеобщая история и мировая культура» ИОНМО СевГУ.

Он напомнил, что расстояния между городами — а Балаклава раньше была именно другим городом, а не районом Севастополя — считаются между их главпочтамтами. Так что точка отсчёта в Севастополе — Большая Морская, 21.

— У нас традиционная цифра от Севастополя до Балаклавы — 12 км. Если вы проложите маршрут в Яндексе между главпочтамтом и площадью 1-го Мая, где находится почта, то вы на эти 12 километров — плюс-минус — и выйдете. И тогда первый километр — это часть Большой Морской, площадь Ушакова и начало улицы Гоголя, — объясняет историк.

А вот чтобы понять, куда делось «балаклавское» название первых четырёх километров, надо окунуться в историю.

Первой после основания Севастополя стали строить улицу, которая сегодня — Ленина, а тогда — Балаклавская дорога, что и вела к древнему городу.

Далее — по пунктам.

После приезда Екатерины II в 1787 году часть этой дороги между сегодняшними площадями Нахимова и Ушакова назвали Екатерининской улицей. Соответственно, Балаклавская дорога стала начинаться от нынешней улицы Гоголя.

Примерно к 1820 году Севастополь расширился где-то до нынешнего здания университета на улице Гоголя. Там, где сейчас находится снесённый хлебозавод, была городская застава. Официальный конец города: шлагбаум и полосатые столбики.

После Крымской войны небольшая часть Балаклавской дороги — от нынешней площади Ушакова до заставы — получила название «улица Гоголевская». А дорога за заставой стала называться Монастырским шоссе.

Само шоссе вело вправо, к Георгиевскому монастырю на Фиоленте, но от него была развилка влево — на Балаклаву. Это ответвление и стало Балаклавской дорогой, Балаклавским шоссе. Мальпост (почтовая карета) ехал туда 5 часов.

— «Балаклавская дорога» как понятие улицы, к которой можно привязать адрес дома, всё время сокращалась. И первые километры Балаклавского шоссе, по сути, существуют поверх социальной топонимики, — заключает Вадим Хапаев.

Представлять себе старинную Балаклавскую дорогу на месте сегодняшнего проспекта Генерала Острякова будет неправильно — это нам подсказал уже другой севастопольский историк, Степан Самошин.

«Проспект прокладывали с нуля, а вот улицу Хрусталёва строили поверх существующей большой дороги», — отметил он.

С подтверждением этого ежедневно сталкиваются пассажиры автобуса № 13а — на его маршруте по улице Хрусталёва есть остановки «3-й километр Балаклавского шоссе» и «4-й километр Балаклавского шоссе». Правда, бывает непросто найти подтверждение существования самого этого маршрута😀.

Светлана Косинова
 

Скриншот сайта sevdortrans.ru
5907
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.5 (8 голосов)

Обсуждение (58)

Profile picture for user tulskiy3
59

Очень интересная и познавательная статья.

Profile picture for user zitramon
4873

Познавательно, пока не набежали "фсёпропальщики", автору спасибо!!!

Profile picture for user Elsa lebn
2167

С подтверждением этого ежедневно сталкиваются пассажиры автобуса № 13а — на его маршруте по улице Хрусталёва есть остановки «3-й километр Балаклавского шоссе» и «4-й километр Балаклавского шоссе». Правда, бывает непросто найти подтверждение существования самого этого маршрута😀

Попытаюсь успокоить автора, т.к. автобусом № 13А пользуюсь каждый день - утром на работу в центр, а в середине дня - от Лазарева до остановки, что на картинке обозначена как ДСУ 46.

Остановки "3-й" и "4-й километр" были еще тогда, когда балаклавская "девятка" ходила от Центрального рынка по Хрусталева. У 13-го троллейбуса была остановка "3-й километр", а 4-й превратился в его конечную, да и котельную, расположенную рядом, всегда называли "Котельная на 3-м километре".

p.s. скорее всего, автобус № 13А - явление временное, т.к. контактная сеть 13-го троллейбуса демонтирована на подъезде к "огурцу", в связи с реконструкцией последнего. Правда 13-й троллейбус тоже "временно"прикрыли еще за несколько лет до начала работ на "огурце"...

Elsa lebn,

А вам обязательно язвить - "Попытаюсь успокоить автора")))

zitramon,

ну, вот такая я зараза. За пять лет, после моего последнего бана, могли бы уже привыкнуть...

zitramon,

Спасибо, что вступились) На самом деле "успокоить автора" - дело хорошее. Мы всегда рады, когда есть повод успокоиться)

Elsa lebn,

Спасибо за дополнение.

Всегда нравился ваш стиль высказывания.

Profile picture for user Пять пятерок
2953

Светлана порадовала нормальными историками, спасибо, познавательно и полезно! 

За технико-экономические подробности изменений на ул. Хрусталева спасибо Elsa Lebn.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5888

          Про то что все пропало, вот таки 1,2,3,4 й пропали?

Ориентир «на пятом километре» в Севастополе уточнять не надо

         а может все таки надо, под  пятым километром может подразумеваться и кладбище....

         Если конечно вернуться к царю батюшке, то ямщикам ясен пень было удобней мерить от почты ,через трактиры, до почты.

 А у Советской власти свои мотивы были, и шоссе начиналось скорее всего, где Кожанова/Гоголя заканчивалось.

         И я думаю, что если бы старые, до 77 года паспорта посмотреть, то может там и прописка бы была соответствующая. Так как родители получили квартиру на Хрусталевавозле 43й школы, только в 66 м году, в моем архиве нет подтверждения. Но думаю легко можно установить, как ул. Хрусталева до 1965 г. называлась. 

Дома на ней стоят с начала 60х

        Старожилы наверняка могли бы подсказать.

 

d dd,

как ул. Хрусталева до 1965 г. называлась. 

да так и называлась - "Балаклавское шоссе". У моего дома, 62-го года постройки, даже номер не изменился - как был по Балаклавскому шоссе, так по Хрусталева и остался.

Потом потихоньку Хрусталева удлинялась по мере застройки. В 1965 году она заканчивалась кажется на повороте на Силаева, вот, только, не помню - была ли тогда сама Силаева или только проезд без асфальта. т.к.в том районе, после 8-й школы, была пустыня, лишь один дом по Острякова, 90 торчал в полном одиночестве.

... многое забылось, т.к. в те времена для нас, остряковских/хрусталевских, главной была "война" с куликовскими и Молочкой/Матюхой...

Elsa lebn,

       ну моя детская память начинается с  абрикосовой рощи, скорее всего уже за ул.Силаева, а далее пустыри и обломки юнатской станции.

     Я конечно в порядке подкола "историков" "про легко установить" написал, видел какую то бумажку потрепанную на манер ордера, где было написано Балаклавское .ш.

   Вспоминать времена когда хрустела булка франзузкая сейчас в тренде.

Вот уважаемый историк живет возможно на ул. Гоголя, топоним этот появился как раз при царях вроде. Как километры от гл. Почтамта бьются с километрами "Балаклавского Шоссе"?

Да никак. И это лекго на упомянутых картах проверить. А не "плюс-минус ", получается как в песне про того,у кого самая большая невязка - он шел на Одессу,а вышел к Херсону.

    Название ул.Хрусталева аккурат в 1965 году и появилось.

  И в наши времена - уже были "супера".

   Народ не оценил про 5 км.

    Вот когда ногами детскими всю округу истопчешь тогда и про километры хорошо будешь понимать.

  И топонимы и обиходные термины понимать.

  Вот спроси сейчас людей, что такое "полтинник", а старожилы?)))

 

d dd,

Супера начались с 72 года. Родители получили квартиру в самом первом доме в этом районе, тогда он назывался Острякова 75, а вокруг засыпали строительным мусором дачи, выравнивали местность и строили этот новый район.

Остряки,

да, про супера для моего возраста приключений это где то 75-76, уже Матюха и Кулики как то не очень актуально было. Хотя гопников всех разливов хватало))

Profile picture for user zitramon
4873

По проспекту ген. Острякова, от Ц. Рынка, автобус "9-А", потом его переименовали в "8", (далее в Балаклаву по Ялтинскому шоссе)
*Последний рейс 8-ки от Ц.Рынка на Балаклаву 00.02 - помню это время))

По ул. Хрусталёва, от Ц. Рынка, автобус 9 и 9Э (далее по Балаклавскому шоссе в Балаклаву).
Так кажется было.

zitramon,

а сейчас легко установить кто, подводите курсор на реакцию, рука должна появиться и нажимаете

контрол+ алт+делит

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5888

    Да и в подтверждение слов ув. Либн Элзе, в детстве бродили "свалку золотоискать" туда на 4й км и котельная да, на 3 м км 

d dd,

точно! Притащил тогда со свалки килограмма два черного цвета металлических армейских пуговиц, что потом на службе видел на древних кальсонах.

... матушка сначала ругалась при виде такой "ценности", но потом пустила в хозяйство. Даже сейчас, если хорошо порыться в коробке с разными пуговицами, то их можно найти, но уже как "раритет"😜

Elsa lebn,

вот оказывается детская дурь какая живучая, через пол поколения прошла,а пойдем золото искать, сижу и ржу.

Там правда всегда визиты были короткими, потому что быстро появлялись страшного вида "ЧОПовцы", 

которые не нормативно объясняли, куда не надо и куда надо идти.

А из флотских раритетов у кого то была пряжка с портупеи, со львами.

Использовалась как шаблон для отливки свинцовых левиков.

d dd,

отливки свинцовых левиков помню : наш дом был Гоголя 8, но  и 4, и 6 были нашим двором по подпорной стенке под которой на месте нынешней АТИСО Балаклавская 9 или 11 был пустырик на  котором в костре плавили свинец из акумуляторных пластин и жарили голубей. Голубя было  жалко, кусочки  были чуть больше окурка, отказаться  было  стыдно... А левики в качестве  "биток" и брелков раздавались по карманам всем  причастным малькам и подросткам.

d dd,

Я на этой свалке нашел выброшенные иконы, принес их домой, старшие братья изъяли конечно и пристроили добрым людям, а в мебели в коридоре, что сделал отец поселился жучок древоточец за что я получил. Но в основном мои коллекционные пристрастия были ВОВ. Очевидно за это наши старшие братья меня Шульцем звали.

Profile picture for user Валентина Константиновна
151

Спасибо Светлане за замечательную статью!

Можно продолжить цикл под названием "Люби и знай свой город"

Отдельное спасибо Вадиму Вадимовичу Хапаеву, одному из самых эрудированных севастопольцев! Горжусь Вами!

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5888

У 13-го троллейбуса была остановка "3-й километр", а 4-й превратился в его конечную

 раз уж вечер воспоминаний и память имеет свойство привирать ,пока не забыл.

Возможно маршрут 13й продлевали до 4 км в 1982 году и открывали к 65й годовщине сами помните чего.

Там организовывалась конечная.

Так вот что бы к годовщине революции успеть, гоняли нас студентов ямы под опоры контактной сети копать.

Так вот ваш покорный слуга, со товарищи, как говорится кайлом и лопатой под один столб яму и выкопали.

Возде дома 113 по ул.Хрусталева. Наверное 2й столб по ходу на 5й км.

  Так вот Советская власть трудящихся транспортной доступность обеспечивала.

Без тендеров,за малый кошт))

 

d dd,

вспомнил автобус-кинотеатр, который периодически приезжал, останавливаясь на пустыре, там где сейчас ворота детского сада, подключался где-то в подвале 15-го по Хрусталева дома (поверят ли, что тогда двери в подвалы/подъезды были открыты?) и крутил мультики по 10 коп. с носа.

Командовал все этим громадный дядька с не менее громадным животом. Поначалу "публика" затевала драки за место в очереди, но дядька так строил всех, что даже куликовские "гангстеры-малолетки" утихали и честно стояли в очереди.

... кстати, это был не "Икарус", что потом стоял в сквере около Центрального рынка, а предыдущий - еще ЗиС 155.

Современные дети вряд ли поверят тому, что 15-20 минут мультиков были для нас за счастье. Может быть нам выросшим без смартфонов повезло, хотя, какие, к черту, смартфоны - тогда это была даже не фантастика, а что-то еще более запредельное...

Elsa lebn,

вспомнил автобус-кинотеатр, который периодически приезжал, останавливаясь на пустыре, там где сейчас ворота детского сада, подключался где-то в подвале 15-го по Хрусталева дома 

   пробежал сейчас по комментам вспомнил, а у вас там с торца дома щит электрический наружный, вот туда и подключался.

 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5888

на Хрусталева не помню, а в Детском парке был.

Да магия кинопередвижки, это теперь даже за большие деньги не доступно.

 А подвал вашего дома шикарный, внутри были кладовки для дров на все 3 дома. Они кстати с замочками были.

С постройки там газа не было, дровяные печи. Хотя на моей памяти уже был пропан бутан в емкости зарытой.

  А лазали мы туда через световые окна, которые  в углублениях были, вместо балконов первых этажей.

   Потом после крупного пожара все снесли, осталась пустота.

А с торца организовали образцовое убежище ГО. Даже лаз выход был.

Сейчас коммерс сидит

 

 

d dd,

С постройки там газа не было, дровяные печи. Хотя на моей памяти уже был пропан бутан в емкости закрытой.

вообще-то, этот дом строился как экспериментальный - штатная газовая колонка и газовый баллон (потом, уже во дворе 17-го, 19-го домов появился газгольдер. Про газовые стояки - ставили их при постройке дома или позже - газгольдера, уже не помню).

Колонка стояла в ванной - прямо над смесителем. Это раздражало, т.к. в голове постоянно крутилась картинка, сочетающая, пардон, мокрую голую задницу и открытый огонь 😋.

Убежище было сразу - там, даже, установка ФВУ была, рабочая, кстати - в 90-х, в располагавшемся там тогда телеателье, работал кореш. Включали - работала. Потом, кто-то из комерсов её демонтировал.

А щит в торце дома - это подключение внутридомовой сети 220в к кабелям от подстанции. Такие щиты есть в каждой хрущевке именно в этом месте. Лазить туда запрещено под страхом смерти. Мужик-кинщик подключал свой автобус в патрон лампочки освещения над входом в подвал.

Elsa lebn,

не претендую на достоверность, то что отложилось в голове - сначала были дровянные печи и возможно титаны дровяные, потом быстро сменили на газовые плиты из газгольдера, и где то в 70-71 м72 м??? после постройки 15а пришел природный газ, газгольдер выкопали и он долго лежал и мы идиоты туда спички подбрасывали, он пыхал остатками. 

Печи были точно, так при ремонте на кухне обнаружил на полу след,спросил у старшего поколения что это, сказали что там  плита или печь была.

    А вот убежище по памяти, устроили позже, после сноса кладовок,год не скажу,но где то 79-80 у нас там были занятия по ГО на уроках НВП. Там было все оборудование, запас противогазов, даже через лаз выходили. ВФУ была исправна, потому как там дверь была стальная ее задраивали и включали вфу.

  где то в начале 90х чинил там телек ,все там было на месте.

d dd,

 

... вот он, мой дом по центру кадра. Это кадр из фильма "Крылья" 1966 года. Съёмки, на Острякова в частности, были в сентябре-октябре 1965г. - сам видел.

Специально расспросил соседку, живущую здесь с постройки дома:

  • никаких печек и дров - сразу были колонка + газовая  плита + газовый баллон. Через пару лет появился газгольдер и баллоны исчезли;
  • Никакого пожара в сараях, что в подвале, никогда не было. Сараи, кстати, были только для жильцов нашего дома;
  • Убежище построено было согласно проекта дома, т.е. изначально и квалифицировалось не как укрытие, особенно в современном понимании, а как защита от применения оружия массового поражения, почему и установка ФВУ там была.

Elsa lebn,

офигеть, когда ж деревья успели вырости? Я думаю,что в 69 у меня уже память была,в школе уже аллея колючих была до небес))) и сад плоды давал.

про печи спорить не буду не видел, по рассказам.

А вот далее

сарай с мамой посещали 100%, двери подписаны были, фиг знает, пока крыши шатровые не поставили, на 5х этажах были титаны, высоты дымоходов не хватало.

Пожар не пожар ,задымление, но прибытие пожарной машины событие, оно было, и вот после этого кладовки вынесли, куча  мусора была между 15-17 ,там где сейчас выход из убежища бывший.

 И по финалу эти остатки еще и сожгли по месту.

  А вот про убежище, стойкое ощущение, что оно позже возникло, во всяком случае выход из него.

Почему говорю, там на том пятачке регулярно ставили бочку с битумом и смолили мягкую кровлю.

После оставалась лужа битума, как объект "добычи смолы".И по ранним годам не припоминаю что была эта шахта.

   Ну память то такое.

А вот, что оно было как на картинках  по ГО -100%. Сейчас бы сгодилось.

В общем пищу краеведам задали

Profile picture for user Edyard09
16

К 50-м годам прошлого века Севастополе отстроили (в южную сторону) до нынешней ул. Ивана Голубца (3-4-этажные сталинки), по ул. Толстого подальше - до бывшего троллейбусного депо, 2-этажные сталинки), и до улицы Кошевого (такие же двухэтажки по ул. Супруна и Музыки. Не было ещё нынешних улиц Хрусталева и Острякова, а ул. Гоголя заканчивалась развилкой балаклавского и ялтинского шоссе. И отсчёт километров этих шоссе начинался с этой развилки. Автобусы в Балаклаву ходили от центрального рынка - 9-й основной - по балаклавскому шоссе, 8-й (редко) - по ялтинскому через ялтинское кольцо. И остановки автобуса по нынешней ул. Хрусталева назывались "2-й нижний км балакл. шоссе" (потом - магазин "юность", сейчас "ул. Шабалина", "2-й верхний км" (ул. Силаева", "ГАИ", " 3-й км", " 4-й км" (как и сейчас). Интересно, что после остановок " 5 км" и  7-й км" следующая остановка сразу после поворота на Балаклаву называлась "10 км", хотя фактически это был 8 км. А 10-м она называлась скорее всего по старому отчёту бывшей трамвайной линии в Балаклаву, которая начиналась от пл. Ушакова. Если считать от развилки Острякова - Хрусталева - то 10-й км - это ялтинское кольцо. 

 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5888

Не было ещё нынешних улиц Хрусталева и Острякова, а ул. Гоголя заканчивалась развилкой балаклавского и ялтинского шоссе. И отсчёт километров этих шоссе начинался с этой развилки.

 Вот и собственно правдивая история без историков и нарисовалась.

Осталось уточнить - это из источников или личная память?

Сейчас понимаешь, детство проходило между нулевым и 2 км Балаклавского шоссе, правда тогда это были улицы с именами героев.

потом - магазин "юность"

 интересно, что именно так и употреблялось в речи, но Юностью наверное кафе на 2м этаже называлось.

А гастроном такой себе номерной Ленинского торга.... 

d dd,

В Юности у брата свадьба была в 75 году, многих уже и нет в живых кто гулял, а мы у них перенимали все, в особенности культурные предпочтения. А Вы помните французское кладбище на пятом было, практически не разрушенное, это было очень красивое произведение, жаль утрачено.

Остряки,

не очень помню, я там выше про топонимику и пятый как кладбище упомянул,не оценили)).

Но Юность 100 пудово в обиходе был именно магазин, а кафе прицепом,не говоря уже про овощной и стеклопункт.

   Давно это было.

d dd,

Самое интересное, что это кладбище было создано по проекту инженера-капитана Форпоса. Всё таки был памятник почти не пострадавший во время боёв, снесён по приказу местного чиновника. 

Остряки,

Слыхал от товарища, компетентного, покойный Саратов к сносу кладбища варежку приложил.

Profile picture for user komandor
6496

Какая приятная ветка получилась :) Такие тёплые воспоминания в комментах. Невольно вспоминаешь город своего детства.

Спасибо автору за статью!

komandor,

Раньше город был во много раз меньше, всё степи вокруг наши были, а под ногами Клондайк, без находки домой не возвращались, каждую железку знали что это и откуда, хотя никаких интернетов не было.

Profile picture for user Roz1975
2505

Вздумалось свои 5 копеек вставить, но почитал комменты севастопольцев (а не понаехов, которых автор статьи опрашивала) и сразу комментировать стало практически нечего. Могу только подтвердить, что 13-й тралик заодно вместе с 15-м так и ходили на 3-й и 4-й КМ. 
Также папа мне рассказывал про сад абрикос и миндали от заправки на Гоголя до «самого загорода». Остатки сада ещё можно разглядеть у Хрусталёва 113.

Roz1975,

      А вот мне казалось, что миндаль и абрикосы эти сажали при строительстве микрорайона.

Но получается, уже позжее узнал, что это были культурные сады вокруг Куликова поля, где был аэродром.

Во всяком случае, в нашем дворе много было именно миндалевых и абрикосовых деревьев. Их "вписывали в застройку. Потому как, когда появилась детская память, деревья были уже большими, а это с постройки домов 6-7 лет  как было.

Миндали сейчас погибли, а были те которые цвели всегда в феврале.

В сквере 60 летия тоже остатки этих садов. Остаток тех же насаждений абрикосовых на ул. П.Силаева, там когда то была конечная 12 маршрута. 

   Вот коллега Остряки постарше, он помнит,что когда строили "супера" ,много было вырублено деревьев.

А посадили только 100 платанов ко 100 летию тов. В.И.Ленина, шутка конечно.

 

    

 

d dd,

Со стороны 22 школы и выше были сплошные дачи, естественно с садами, на переменах ходили за витаминами.

Roz1975,

Вздумалось добавить свою копеечку прочитав Ваш коммент. Не совсем понятно как Вы по внешнему виду отличаете приехавших в город недавно и родившихся в нем, ну да ладно, главное не по черепу, но если посмотреть видео, то можно с уверенностью сказать, что опрашиваемые выссказывают мнение, что от гравпочтампа отсчитывают километры, польше половины, а один и вовсе рассказал что были остановки и 3 и 4 км. Ну допустим Вы не внимательно смотрели или сморели не все. Но зачем как аргумент недостоверности, которой нет, дывавать якобы источник непонимания приезжие, которые совсем таковыми могу и не являться. А самое главное, от главпочтампа до 5-го всего 7 км!!! с хвостиком))) знай и люби свой город.

Profile picture for user komandor
6496

Мда, золотые времена Севастополя были. Когда при расширении города в застройку вписывали даже простые плодовые деревья, я уж молчу про краснокнижные. Да и в остальной сферах жизни и производства старались сохранить город, а не уничтожить. Вот поэтому после Великой Отечественной войны и до развала Союза у нас не было понятия "понаехи". А сейчас понаехи еще и обижаются на свое прозвище. Думать головой надо, почему вас тан называют, а не обижаться.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5888

у нас не было понятия "понаехи"

 но так то население в разных видах по наезжало,  я вот в коляске приехал...,

но беда в том что они не только "понаехи",они временщики, без кавычек.

Отбудут номер и убывают, кто куда..., кто домой, а кто то баланду хлебать...

а мы потом ошалело смотрим на решения предыдущих лет.

  Например на то ,как тотальная застройка превращает город в место без окрестностей, в заборах и запретах

d dd,

ну, странно было бы, если б на ВМБ население периодически не "наезжало". Также как и уезжало служить куда-нибудь "на севера" (чтобы на пенсии вернуться на родину). 

d dd,

Ну, я имел в виду понятие поскромнее, родину с малой буквы. Но, Вы правы. Сейчас для многих Родина пустой звук. Им, в принципе, все равно, что превращать в мухосранск: что Севастополь, что Новосибирск (для примера)

komandor,

Лучше местный свой город в Мусхосранск никто не превратит. Когла уже люди начнуть в первую обередь на себя смотреть?

EgorkaSS,

Так от того, что смотрим в первую очередь на себя и на свой город, потому и ужасаемся от того безумия, которое творят заезжие гости города, считающими себя хозяевами нашей с Вами жизни..... / да и странный оборот речи, не сродни русскому языку, не местный.... , чтобы говорить за всех местных, которые якобы разрушают город./

Profile picture for user EgorkaSS
100

Все бы ничего, но от Ленина, 21  до 5 км чуть более 7-ми км. И прямее 7-ми км этот марштур не проложить.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5888

Все бы ничего, но от Ленина, 21  до 5 км чуть более 7-ми км. И прямее 7-ми км этот марштур не проложить.

 там выше написали,где ноль был или не ориентируетесь?

Profile picture for user hotsea2500
67

По утрам, перед работой, подходил за сигаретами в ларек на углу гостиницы "Севастополь", со стороны театра. Туда же подходил провожавший пешком на работу свою супругу первый секретарь горкома, видел их часто. Далее ненадолго спускался на набережную. Характерно - всякий раз встречал идущую навстречу группу развернувшихся в шеренгу главных конструкторов ЦКБ "Черноморец", неторопливо прогуливавшихся перед началом работы. И так изо дня в день, из года в год - десятилетие или больше. Казалось - вечны и город, и ЦКБ "Черноморец, и Морзавод, на который в основном работало ЦКБ. Сейчас нет ни ЦКБ "Черноморец", ни Морзавода, и город стал уже не тот. Не скажу, что хуже, язык не повернется. Многое прибавилось, что-то утрачено. И - не тот уже. 

 

Profile picture for user ulogin_vkontakte_377356711
215

Интересно.....

 

Главное за день

В Крыму пытаются вразумить застройщика Симферопольского водохранилища

Несмотря на запрет, он продолжил строительство капитального кафе.
18:18
0
1697

Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят

Цена вопроса достигла сотен миллионов, а перспективы стали вовсе туманными.
20:00
36
4467

Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?

Политолог Алексей Макаркин рассказал, как Путин, став «анти-Ельциным», влюбил в себя либералов.
18:26
14
1837

Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища

«Возможно восстановить практически всё», - говорит один из авторов книги.
18:20
6
2823