Банк России впервые обнародовал список банков, на которые чаще всего поступают обоснованные жалобы клиентов. Планируется, что такой анти-рейтинг станет регулярным.
«В ренкинг (список объектов, упорядоченный по одному из показателей — прим. ред.) включены банки, имеющие розничный кредитный портфель, в отношении которых в 2024 году в Банк России поступило более одной обоснованной жалобы на кредитование», — сказано в сообщении.
При этом жалоба признаётся обоснованной, если в ходе проверки выявлены нарушения прав потребителей и приняты меры реагирования. Правда, в ЦБ уточнили, что в большинстве случаев претензии клиентов не находят своего подтверждения в ходе проверки.
Список банков, на которые поступило наибольшее число обоснованных жалоб, выглядит так:
- Банк ГПБ (АО) — 0,56 жалоб на 100 тыс. кредитов;
- АО «АЛЬФА-БАНК» — 0,45 жалоб на 100 тыс. кредитов;
- ПАО «Совкомбанк» — 0,45 жалоб;
- АО «Почта Банк» — 0,33;
- АО «ТБанк» — 0,29;
- ПАО «МТС-Банк» — 0,24;
- Банк ВТБ (ПАО) — 0,23;
- ПАО Сбербанк — 0,03 жалобы на 100 тыс. кредитов.
Отмечается, что большая часть обращений связана с претензиями в отношении кредитных историй, кредитных каникул, навязывания дополнительных услуг и вопросов погашения займов.
Ниже приведена информация ЦБ об удельном весе жалоб по этим вопросам в разрезе каждого банка, попавшего в ренкинг:

По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, появление такого отрицательного рейтинга принесёт больше негатива, чем пользы.
«Нужно понимать, что ЦБ — это ведь не просто какой-то исследовательский институт или независимое агентство, а главный регулятор банковской системы. Поэтому он всё же должен как-то ограничивать подобного рода оценки, поскольку оценка от ЦБ — это в глазах потребителей оценка особая. Конечно, это выдаётся за заботу о клиентах банков, защиту их интересов и улучшение обслуживания. Но публикуя именно в таком виде информацию о жалобах, Центробанк маркирует банковское сообщество. И не стоит думать, что таким образом он простимулирует банки к улучшению своей работы. Ведь даже если самих жалоб будет крайне мало, какие-то банки окажутся на первых местах анти-рейтинга, и на это будет обращать внимание потребитель. Причём ему вряд ли будет интересно число самих жалоб, он просто увидит место в рейтинге и сделает выводы», — пояснил Михаил Беляев.
Он отметил, что это не было бы столь значительно в прежние времена, когда банки работали в основном территориально. И так, к слову, ещё продолжают работать небольшие банки. Но крупные участники рынка теперь всё больше уходят в онлайн, а тут имидж и деловая репутация приобретают особое значение. И главный регулятор банковской системы не должен столь прямо влиять на это, считает экономист Беляев.
Напомним, ранее мы писали о росте числа банкротств граждан и причинах этого роста.
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
А где РНКБ?
Там тоже не всё в порядке.
Страховку навязывают, могут молча без предупреждения её включить.
Анонсируют, что открытие и обслуживание накопительного счета "бесплатно", в реальности списывают деньги за обслуживание счета.
Обратите внимание, проверьте историю по открытому накопительному счёту!
Сдаётся мне, что мнение кандидата экономических наук Михаила Беляева, далеко от жизненных реалий.
Он наверно никогда не видел как мечутся те, кому надо срочно получить кредит.
Не просто так у нас существуют микрофинансовые организации и коих довольно много, в которые люди лезут потому что в банке им кредитов уже не дают. И потому таких людей рейтинги совершенно не волнуют.
К тому же большинство перечисленных в статье банков являются системно значимыми, а значит с ними риски иметь серьёзные проблемы меньше чем в других банках. Кстати, если следить за тем кого ЦБ штрафует за нарушения, то окажется, что большинство оштрафованных будет из этого списка.