Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в начале года заявил, что система школьного образования должна быть открыта для представителей бизнеса, политиков и учёных. Приглашённые спикеры должны рассказывать детям, что нужно сделать для достижения тех или иных результатов.
Возможно, привлечение специалистов извне поможет решить глобальную проблему, с которой столкнулись школы: во многих регионах не хватает педагогов. В некоторых городах родителей уже предупредили, что их детей некому учить — к 1 сентября российским школам не удалось утолить кадровый голод.
О том, почему учителя больше не хотят работать в школе, — в материале ForPost.
Задача № 1: воспитать неравнодушных педагогов
Перед началом учебного года глава Минпросвещения Сергей Кравцов дал интервью журналу «Вестник образования», в котором заявил, что российские школы нуждаются в учителях, которые «никогда не утрачивают любознательности и стремления открывать что-то новое для себя».
Со слов министра, власти уже предпринимают шаги по взращиванию таких неравнодушных педагогов. Педагогические вузы и Ассоциация развития педагогических университетов разрабатывают концепцию «Ядра высшего педагогического образования», которая обеспечит единство при подготовке педагогов в разных регионах страны. Иными словами, в скором времени учителей будут одинаково готовить как для московских, так и для провинциальных школ. Педагоги станут универсальными и «смогут гибко выстраивать работу, совершенствовать свои навыки».
«Не менее важно уделять внимание ранней профориентации детей, которые проявляют интерес к профессии учителя. Именно с этой целью мы разработали и направили в регионы методические рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности, в которых школьники смогут учиться по образовательным программам, реализуемым с участием преподавателей педагогических вузов. До 2024 года будет создано не менее 5 тыс. таких классов», — заявил в интервью Кравцов.
Министр подчеркнул, что «совершенствование системы подготовки учителей невозможно без обновления инфраструктуры». Поэтому президент Владимир Путин до 2023 года распорядился выделить 10 млрд рублей на ремонт и оснащение педагогических вузов.
«В 2021 году на проект модернизации материально-технической базы педагогических вузов, который мы назвали «Учитель будущего поколения России», выделено почти 5 млрд рублей. Часть этих средств пойдёт на создание уникальных образовательных пространств — межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций, которые будут работать по самым разным направлениям — от проектной деятельности до формирования функциональной грамотности. Для этого в проекте предусмотрено и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов», — добавил глава Минпросвещения.
Также в рамках нацпроекта «Образование» в этом году откроются первые десять педагогических «Кванториумов», благодаря которым будущие педагоги смогут ещё во время учебы знакомиться с новейшим учебным оборудованием. В последующие два года такие площадки откроются и в других педагогических вузах.
Читайте также: Если надо — уколюсь: какие подводные камни таит вакцинация школьников
Задача № 2: удержать учителей в школах
Учителя внимательно изучили заявление министра по взращиванию неравнодушных педагогов. Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы».
Сегодня даже те, кто работал по призванию, вынуждены покидать образовательные учреждения, сообщила корреспонденту ForPost активист межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель английского языка Марина Булаева.
«Профессия учителя сегодня крайне непривлекательна для людей с педагогическим образованием и даже для тех, кто считает, что их призвание — учить детей. Я не понимаю, как миллиарды рублей, вложенные в подготовку педкадров, помогут решить проблему кадрового голода в школах. Я не вижу здесь никакой причинно-следственной связи, не понимаю, как это поможет улучшить ситуацию. Причина бегства из школы — это высокая нагрузка и мизерный заработок. Произошло низведение учителя до уровня прислуги. Он виноват во всех бедах и при этом ничего не решает», — уточнила в беседе с корреспондентом ForPost Булаева.
Она уверена: даже если план Минпросвещения РФ по подготовке неравнодушного учителя реализуется на «отлично» и молодёжь пойдёт в школы, то при действующей системе образования молодые специалисты либо откажутся от своего призвания, либо начнут работать по установленному шаблону.
«Даже самый квалифицированный учитель, если у него завышена нагрузка, не сможет реализовать все свои навыки и умения. Он будет только думать о том, как выполнить задачи в режиме ограниченного времени», — считает Булаева.
Заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1567 Лев Соболев придерживается иной точки зрения. Не имея педагогического образования, он почти полвека проработал с детьми и знает, что беда школы — равнодушные учителя, а не повышенная нагрузка.
«Сегодня многие люди приходят в школу, чтобы пересидеть, перетерпеть. Они в учителя идут из-за безысходности — их больше никуда не берут на работу. Когда у таких педагогов появляется возможность, они охотно покидают систему образования. Несмотря на то, что профессия учитель массовая, на самом деле — она штучная. В школу должны идти только те, кому интересен предмет и дети», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Соболев.
Он не отрицает, что «мизерная учительская зарплата может отбить охоту у желающих работать с детьми». Педагогам обидно, что «девочка, которая только что окончила вуз, работая в офисе, получает значительно больше, чем они в школе при максимальной нагрузке».
Согласно данным интернет-рекрутмента HeadHunter, в Барнауле учителю русского языка и литературы предлагают заработную плату от 22 тыс. рублей. В Твери заработок учителя химии равен 15–20 тысячам рублям. В городе Свободный Амурской области преподавателю ОБЖ готовы платить 7615 рублей.
«Мизерные зарплаты — серьёзная проблема, которую необходимо решать. Но всё-таки на первом месте должен быть интерес к профессии, а не к тому, насколько у тебя толстый кошелёк. На следующий год будет 50 лет, как я работаю в школе, и я ни разу не пожалел о своём выборе — сколько бы мне ни платили. Я ни разу не подумал о том, что мне стоит заняться чем-нибудь другим», — уточнил заслуженный учитель России.
Читайте также: «Майские бюджетники»: учителя и врачи назвали тех, кто обманывает президента
Задача № 3: потратить миллиарды с умом
В средней школе всё меньше остаётся таких учителей, как Лев Соболев. Многие педагоги выбирают репетиторство либо ищут себя в более высокооплачиваемых профессиях. В результате школы испытывают дефицит кадров. По данным главы Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, в этом году кадровый дефицит в сфере школьного образования составляет 250 тыс. человек. В регионах лишь порядка 10-20% выпускников профильных институтов остаются в профессии, остальных отпугивают маленькие зарплаты, непонимание коллектива и пристальное внимание родителей, сообщила Клячко в интервью «Газете.ру».
Наиболее сложная ситуация с кадрами — на селе, отметил в беседе с корреспондентом ForPost директор Аликовской средней школы села Аликово Чувашской Республики Владислав Волков. Привлечь в сельскую школу хорошего программиста, химика или психолога невозможно. Зарплата, которую предлагают в деревне учителям, «не выдерживает никакой критики».
«Катастрофически не хватает математиков, учителей начальных классов, информатики, иностранного языка. Эти специалисты не боятся уходить из школы, так как знают, что будут востребованы на рынке труда. Безусловно, мы можем вести профориентационную работу в школе среди детей, которые хотят стать учителями, но это кардинально не изменит ситуации. Кадровый голод можно утолить только с помощью рыночных инструментов. Выход один — поднять учителям зарплату. Она сегодня не конкурентоспособна, мы не можем предложить достойный заработок молодым специалистам», — уточнил Волков.
Учителей не хватает не только в провинции, но и в городах-миллионниках. Так, например, в Екатеринбурге родители пожаловались на отсутствие учителей-предметников.
«На родительском собрании классный руководитель сообщила, что нет учителя по математике, и когда будет — непонятно. Наш лицей с физико-математическим уклоном, но вот парадокс: лицей с уклоном по физике и математике, но вот учителя по математике у шестиклассников нет!» — рассказала РИА URA.RU екатеринбурженка, чей сын учится в лицее № 130.
Активист межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель английского языка Марина Булаева считает, что 10 млрд, которые власти выделили на ремонт и оснащение педагогических вузов, «нужно было направить на повышение зарплаты учителям».
«Голодный учитель никогда не сделает детей успешными, умными и счастливыми», — резюмировала Булаева.
Оценивая ситуацию в школьном образовании, всё больше педагогов уверены: поговорка о сытом, который не разумеет голодного, становится реальностью. По версии чиновников от образования, во всех бедах в российских школах виновата Снежана Денисовна из «Наша Russia», а не власти, которые, уверены работники школ, экономят на учителях. Поэтому на Change.org появляются петиции «Спасите голодного учителя», а чиновники затем заявляют, что все трудности педагогов вырваны из контекста.
Как бы то ни было, учебный год начался. Школы вновь полны детского смеха, учителя стоят у доски, пытаясь отвлечься от мыслей о том, чем заплатить за кредит и как вежливо отказать директору школы в настоятельной просьбе проголосовать за определённого кандидата на предстоящих выборах в Госдуму. После уроков уставшие педагоги ещё раз внимательно изучат социальные сети на предмет аморального контента. Были случаи, когда педагогов увольняли за фото в купальнике. Никаких провокаций — только знания. Затем уставший учитель ляжет спать с надеждой на то, что утро вечера мудренее. Возможно, 2 сентября ему поднимут зарплату или пригласят политика, который облегчит его труд и расскажет детям о том, почему сегодня депутатом быть хорошо, а учителем… если и быть, то только по призванию.
Читайте также: Путин поручил проверить зарплаты бюджетников
Роберт Вочовский
Обсуждение (29)
Думаю единственно правильное решение в данной ситуации это принять закон об учительской неприкосновенности по подобию парламентской или президентской и разрешить учителю применять к детям телесные наказания.
Учитель должен быть непререкаемым авторитетом для ученика. И родители должны помогать. А не становиться в позу "яжемать" и требовать "оказания образовательной услуги". За тридцать лет уничтожили не только систему образования и авторитет учителей, но и самих учителей в прежнем, классическом, понимании этого слова. И если им сейчас вернуть тот авторитет, они даже не поймут, что с ним делать.
Сергей Кравцов себе какую з\пл положил? А богомоловой? А её экс супругу? Он стал бы работать за 15 тыс?
Не только образование, всю экономику надо поднимать. Посмотрите, во что мы одеты! Где наш трикотаж, наша обувь, наши крепдешины?! Ведь все китайское.
маркиз де Сад вошёл в чат, и гуглит педвузы=) А зарплату нормальную платить учителям не пробовали?? Стоит попробовать, честно.
А смысл этим заниматься бесплатно.Пусть малограмотные дурачки идут на стройку бетон месить...
Представляю, чему научат "представители бизнеса"! Тут от "молодых технократов" волосы дыбом встают, а теперь их уже со школы будут готовить. Путь в никуда.
Всё это болтовня для развода лохов.Учителей будут выдавливать и дальше.И образование крушить то-же.Оно становится особенным.И учителей оставят соответствующих.Лишних за борт.Лучше Четвериковой об этом никто не расскажет.Приехали! Но даже учителя не все это поняли до конца.Те кто ушел не захотев быть лабораторной крысой,просто поняли,что хвост лучше отрезать сразу,по частям больнее и глупо.
Проще и выгоднее учителям заниматься репетиторством. Зачем вкалывать в школе, если за пару часов в день можно заработать те же деньги особо не напрягаясь.
Читаю и не покидает желание кое кому задать вопрос - "Это ещё рывок, или уже прорыв?"
Вот она птиц,тьфу,школа завтрашнего дня:
https://vk.com/video-33988878_456254113
Какие учителя, такая и зарплата.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в начале года заявил, что система школьного образования должна быть открыта для представителей .................бизнеса , политиков и учёных.
Государственные социально-ориентированные институты (медицину, образование и другие) специально гнобят и убивают чтобы появился повод перевести их на коммерческие рельсы....цены в разы взлетят! Капиталисты хотят получить дополнительный доход и контроль над обществом!
То,что строят школы еще не значит, что в них будут учиться ваши дети....затраты будут отбивать...это один из этапов по сегрегации общества!
За державу обидно.
Телесные наказания детям, запрет родителям посещать школу без вызова, разработка единого методического комплекта документов с запретом внесения изменений на местах, возврат к школьным экзаменам и повышение зарплаты учителям школ и СПО.
https://m.youtube.com/watch?v=Vu6gxF9cfO0&feature=youtu.be
Стрим. Сегодня гость студии ForPost - доктор физико-математических наук, популяризатор математики и блогер Алексей Савватеев. Говорим об образовании, состоянии дел в российской науке, а также социальных, экономических и политических процессах в России. Обязательно о Севастополе! Ответим на вопросы от подписчиков
«Мизерные зарплаты — серьёзная проблема, которую необходимо решать. Но всё-таки на первом месте должен быть интерес к профессии, а не к тому, насколько у тебя толстый кошелёк. На следующий год будет 50 лет, как я работаю в школе, и я ни разу не пожалел о своём выборе — сколько бы мне ни платили. Я ни разу не подумал о том, что мне стоит заняться чем-нибудь другим», — уточнил заслуженный учитель России.
У этого заслуженного-перезаслуженнного ...интересно..есть ли...дети...семья...? То же мне, "гуру учительских наук" ...Попробовал бы он, как моя двоюродная сестра - учитель литературы с двумя неслвершеннолетними детьми на руках и без мужа ...поднять на ноги ... да и просто нормально прожить на одну учительскую зарплату! Так может рассуждать...только тот, кто живет для себя ... так как на = 25 тыс. руб., с двумя 15 и 16 летними отпрысками - никак нельзя, сегодня, нормально просуществовать! И, если бы, не ежемесячная помощь, её ( моей двоюродной сестры) старшего сына, служащего молодым офицером-подводником на Камчатке... то черта с два, на зарплату ( среднюю учительскую ...) в 25 тыс. руб. можно прожить женщине с двумя несовершеннолетними детьми! А, эти слова заслуженного учителя ... расцениваю как пафосную браваду, очень малоимеющую общего ... с истинными реалиями сегодняшней учительской жизни !!!
to sapun:
Вот именно. Поднимать с лопаток ВСЮ экономику. А образование захерело. В отдаленной перспективе поднимать будет некому.
Кто будет работать в новых школах? Образование угробили быстрее, чем здравоохранение.
to Квинто (Севастополь)
Наоборот, какая зарплата, такие и учителя.
В нормальных государствах у учителей и врачей самая высокая зарплата. Потому как врач - это здоровье нации, а учитель - интеллект нации.
Похоже, что "интеллект" нашей нации определяют чиновники высокого ранга.
не забыли диалог Д.А. Медведева ПМ и лидера ЕР с педагогом,про доходы?
Не нравится идите в бизнес (ну типа всем доступно и успех гарантирован)
И вообще денег нет ну вы там в айай фоне не тупите держитесь
ИМХО. Педагог и учитель это две огромные разницы, в том понимании терминов, что нужны сейчас для ШКОЛЫ.
В младших классах более чем важны и нужны "Педагоги". Тут, когда всё только начинается, нужно ВОСПИТЫВАТЬ, в том числе навыки обучения, привычки к труду, дисциплине, поведению в коллективе, общению, дружбе и доброте. Не столь важно, количество усвоенного учебного материала, как качество его получения, чтобы ребенок научился учиться и научился от этого процесса получать удовольствие (кайф). Но... Педагоги сейчас это очень и очень редкое явление среди учителей. В Советской школе их было несравнимо больше, чем сейчас, и те что ещё есть это, как правило возрастные и исчезающие натуры. Молодежь с высшим образованием, это как правило "учителя", "преподаватели", но к сожалению, не педагоги. Есть счастливые исключения, которые часто просто не видны за широкими спинами преподавателей и учителей, пришедшими в Школу за хорошей зарплатой и "шикарным резюме". К тому же, Педагогами учителя становятся не сразу, а часто только после того, как сами родят своих детей. Педагоги часто имеют конфликты с администрацией и при этом прекрасные взаимотношения с детками и их родителями, просто потому, что часто не могут показать нужные результаты всех учащихся класса, у них всегда есть двоечники, неуспевающие и, но и есть в классе таланты и вундеркины. Уровень в освоения программы в классе неровный, но при этом есть мир, покой, взаимоподдержка и детей и родителей.
К Педагогам, обычно выстраивается очередь родителей желающих сдать к ним своих детей в первый класс. Родители вторых и третьих братиков и сестер именно к ним, к Педагогам своих первинцев, приурочивают своих очередных первоклашек. Педагогов родители передают по наследству, свои лучшим друзьям и добрым знакомым. Есть смысл и сейчас прислушиваться к советам тех родителей, чьи детки перешли в старшие классы, если Вам советуют своих первых учителей, это и будут Педагоги.
"Учителя" нужны в старших классах (с 9-го - 10-го). Тут уже важно уметь воспринять объем и самостоятельность умения учиться. Старшие классы - тренинг перед высшей школой, когда уже студента никто не контролирует и не заинтересовывает, не мотивирует к получению знаний. Выбрал свою специальность, вот и становись кем захотел, а не сможешь себя заставить, так просто исключат и будешь заниматься чем сможешь, а не чем хочешь.
И да , нужно подымать зарплату, причем ИМХО, в первую очередь ПЕДАГОГАМ. С них ВСЕ интересное только начинается. Конечно и учителям, но Педагоги должны оплачиваться в 1,5 - 2 раза лучше, иначе их вообще не станет. Вымрут, да и "учителя" с "преподавателями" , в купе с администрацией их съедят, как бизнес съедает творцов. Ничего личного, капитализм.
Посмотрел ролик с Савватеевым,улыбнуло.Умный и наивный одновременно,ещё и смущается.Раньше видел его не раз,но никогда не подумал бы,что он смущаться умеет.Новый неосвоенный пока статус,но оклемается быстро.На выборы идти не собирался вообще,исход заранее ясен,но теперь точно пойду и проголосую за Савватеева.Не только против едрённого ведра,но за саму совесть,что-бы она меня потом не мучала,при всём том,что результат заранее известен.Союз сдали свинским образом,сдать ещё и школу-это окончательно поставить в стойло частично себя,а потомство по полной программе.
to мерцание: Я тоже хочу проголосовать за Савватеева. Он хоть говорит правильные вещи и озвучивает путь, по которому надо будет идти. Не пустят его конечно, но поддержать нужно, чтобы показать, что и у него есть сторонники. Ведь боятся же Грудинина.
to Банщик:
Там занято. Надёжа и опора страны и лично Пескова с Хуснуллиным - таджики с узбеками, трудовые мигранты. В принципе, под определение тоже подходят...
to Тина Севастополь:
Дорогие друзья, коллеги!
Поздравляю Вас с Днем знаний!
Самое время 1 сентября опубликовать основные тезисы пошагового плана спасения нашего массового образования — основную тему моей предвыборной программы как кандидата в депутаты Госдумы РФ по Севастопольскому избирательному округу. Ловите «10 ударов Савватеева» в защиту образования!!!! (Конечно, это пока лишь общая канва - её мы будем ещё дорабатывать.)
1. Освободить преподавателей от непомерной отчетности. Нужно скорейшее и резкое сокращение требований по отчетности, расформирование Рособрнадзора (с передачей необходимых оставшихся функций в РАО). Учитель заполняет РОВНО одну строку в журнале: что успели за урок пройти.
2. Повышение в разы зарплаты школьных учителей. Ввести единый по всей стране «учительский МРОТ», равный 5 обычных МРОТ. Деньги взять из пункта 10, за счёт оптимизации цифровизации.
3. Вернуть в школу власть учителя: сейчас над учителем издеваются с двух сторон, и со стороны министерства, и со стороны родителей и учеников. Учитель лишён возможности ставить двойку, планировать занятия, оставлять на второй год. Без «власти учителя» школа деградирует.
4. Придать учителям статус государственных служащих, со всеми правами и льготами, социальным пакетом. Вернуть учителю «субъектность» и волю, организовать "гильдию учителей", вернуть выборность директоров в школах.
5. Провести массовую профессиональную переподготовку учителей. Понадобится несколько лет, чтобы текущий корпус учителей превратился в тот, который мы хотим в школе видеть. В учителя придут молодые ребята, вернутся в профессию многие вчерашние репетиторы и те, кто ушёл из профессии. Для отбора учителей в будущем можно использовать схему из "Учителя для России".
6. Освободить образование от «эффективных менеджеров», а также кабинетных теоретиков. Разные «системно-мысле-деятельностные» подходы, «компетенции», «навыки» и тому подобные выдумки не имеют отношения к подготовке хороших специалистов. Вузами и школами должны руководить работающие учителя.
7. Перейти к плюрализму в сфере экзаменов. Должны быть разные пути покидания школы и поступления в вуз, не только ЕГЭ. Вернуть ВУЗам свободу.
8. Преодолеть разрыв между «технарями» и «гуманитариями». Нужно, чтобы люди, ответственные за технологические прорывы, осознавали широкий социальный контекст этих решений, а люди, принимающие политические решения, ориентировались в естественнонаучной проблематике.
9. Пересмотреть содержание учебников и ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, таким, как история, обществознание и прочие. Насколько я понимаю, сегодня там сплошь и рядом идеологизированное доктринерство (причем различных толков), а не реальные знания
10. Провести цифровую контрреформу. Нужно адекватное использование цифровых технологий: чтобы они дополняли живого учителя и использовались во благо (а не для разрушения образования).
Буду признателен Вам за обратную связь и поддержку!
Искренне Ваш,
Вчерашнее интервью в прямом эфире для «Форпоста» накануне Дня знаний
https://www.youtube.com/watch?v=Vu6gxF9cfO0&t=1s
Ресурсы в соцсетях:
https://www.youtube.com/c/Маткультпривет
https://vk.com/alexei_savvateev
https://www.facebook.com/savvatan
https://www.instagram.com/aleksey_savvateev/
https://t.me/savvateev_xyz
Открыта для учёных - да.
Бизнесу и политикам в школах делать нечего, детям и без этого есть на что потратить время в школе.
С Мариной Булаевой сложно не согласится. Мне стыдно перед учителями за то общество, которое у нас теперь. Учитель никто и звать никак. В семье почти не занимаются воспитанием, все из интернета. Вот и получается, что в голове детей помойка, а виноват кто? Конечно, учитель. Предложил стереть с доски или взять веник ученику? Все. Статья! Сделал замечание бездельнику и хаму-ученику? Еще хуже. А бумажек сколько?
Вот и получается, что наше общество само получает то, что врастила.
to Тина Севастополь: Он не только говорит правильные вещи,но,ещё НЕ ВРЁТ.а это такая редкость и ценность в наше время.Ещё и не трус. Можно смело вручить значок "НЕ ПОНАЕХ".