В понедельник, 20 марта, глава КНР Си Цзиньпин прибыл в РФ с государственным визитом. Он уже встретился с президентом Владимиром Путиным, а сегодня проходит встреча с председателем российского правительства Михаилом Мишустиным.
Пока никакой конкретики об итогах визита нет. Однако уже сейчас можно говорить о значении прибытия Цзиньпина в Россию.
Заявление Си
В первый день своего визита Си Цзиньпин сделал заявление о том, что Россия и Китай являются важными друг для друга стратегическими партнёрами.
«Укрепление и развитие отношений с Россией — стратегический выбор Китая, сделанный исходя из его собственных коренных интересов и общей тенденции мирового развития», — отметил китайский лидер.
В целом — обычная протокольно-дипломатическая фраза. Однако за ней можно рассмотреть серьёзный и весьма прямой посыл всему мировому сообществу.
Дело в том, что после переизбрания главой КНР в октябре прошлого года для Си Цзиньпина это его первая международная поездка. И выбор страны для визита далеко не случаен.
«Китайцы не любят говорить лишнего, не любят громких заявлений. Они всегда предпочитают показывать действиями собственные намерения и приоритеты. Поэтому первый после переизбрания визит руководителя КНР в Москву — это сигнал всему миру о том, какую страну Китай считает свои главнейшим партнёром», — пояснил в разговоре с ForPost старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров.
Читайте по теме: У России на Востоке появился старый новый друг
Каков итог?
Говорить об итогах визита Си Цзиньпина, конечно, рано — он ещё на окончен. Однако, по мнению Константина Шадрова, вряд ли и сразу после него мы услышим нечто более конкретное, чем обоюдное заверение сторон в стремлении развивать партнёрские отношения.
«Чтобы понять, о чём Россия и Китай договорились, нужно будет отследить события, которые произойдут после визита Си Цзиньпина, посмотреть, какие российские чиновники поедут в Китай, какие китайские официальные лица посетят Россию, какие соглашения будут подписываться и так далее. Вот это и будет итогом нынешней встречи на высшем уровне», — отметил Шадров.
Политолог уверен, что дальнейшее сотрудничество нашей страны и Китая будет только укрепляться. Причём это нужно обеим сторонам.
России — потому, что после введения тотальных санкций КНР, а также другие страны Азии стали для нашей страны главными экономическими и стратегическими партнёрами.
Китаю — потому что он во внешней политике готов опираться на военную мощь России.
«Если представить, что Россия вдруг исчезла, то Китай в один момент может откатиться лет на двадцать назад, когда он был мировой фабрикой с дешёвой рабочей силой и товарами не лучшего качества. У КНР нет того ядерного потенциала, что есть у РФ, поэтому для него важны партнёрские отношения с нашей страной», — пояснил Шадров.
Читайте по теме: Момент интуристины: Россия может больше не ждать иностранных гостей?
Экономическое взаимодействие
Для современной России в прошлом году Китай стал главным экономическим партнёром. Как минимум потому, что именно сюда, а также в Индию, были перенаправлены основные потоки экспорта российских энергоресурсов.
При этом Россия и Китай ранее договорились увеличить товарооборот до 200 млрд долларов к 2024 году. Но уже в прошлом году объёмы взаимной торговли РФ и КНР перевалили за 190 млрд долларов.
«И здесь есть потенциал роста. Дело в том, что в нынешнем году экономике Китая прогнозируется рост на 5%, тогда как в прошлом он составил 3%. Поэтому потребности китайцев в энергоресурсах возрастут, а значит, и Россия получит возможность увеличить поставки нефти и газа в КНР.
Кроме того, у России есть экспорт продовольствия в Китай. Одновременно можно говорить и о развитии импортной составляющей внешней торговли. Прежде всего это поставки электроники из Китая и продукции китайского автопрома.
В то же время я бы не стал говорить о взрывном характере роста наших внешнеторговых отношений. Они будут развиваться постепенно, по мере роста потребностей двух сторон», — высказал мнение в разговоре с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Читайте по теме: Россия сделала рекордный экспорт в 2022 году — сможем повторить?
Ложка дёгтя
Впрочем, нам не стоит смотреть на развитие российско-китайских отношений через розовые очки, считает кандидат экономических наук Константин Селянин. Китай ведёт на международной арене независимую политику, которая основана на здоровом прагматизме.
«У России, конечно, есть положительные примеры сотрудничеств с КНР, и отношения между двумя странами действительно развиваются быстро и активно. В то же время я бы обратил внимание на соотношение выгод, которые от этого получают Китай и Россия. Мне представляется, что китайцы от этого получают больше.
Возьмём, к примеру, строительство трубопроводов в Китай, когда КНР даёт России кредит, Россия строит, выплачивает этот кредит, а потом ещё и поставляет нефть или газ по этим трубопроводам с большими скидками (на строительство трубопровода «Сила Сибири», например, КНР выдала РФ кредит в 25 млрд долларов, — прим. ред.).
Кроме того, нужно не забывать, что для Китая не менее важны отношения и с другими партнёрами. К примеру, с США. Ведь товарооборот Китая и Штатов в несколько раз превышает товарооборот с Россией», — высказал мнение эксперт в разговоре с ForPost.
Селянин считает, что по той же причине не стоит переоценивать и дружественное отношение к России и других стран, например, Индии или Турции, для которых развитие партнёрства со странами Запада не менее приоритетно, чем партнёрство с РФ.
К примеру, вчера стало известно, что Индия завершила четвёртый раунд переговоров с ЕС о свободной торговле.
Читайте по теме: Станет ли параллельный импорт для России перпендикулярным
Андрей Мединский