Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе Тимофей Смирнов обратился к губернатору и заксобранию с предложением защитить работающих на рынках индивидуальных предпринимателей. По его мнению, их дискриминирует обязательное введение контрольно-кассовой техники с 1 июля 2019 года.
Раньше эту тему не раз поднимал глава профсоюза микробизнеса Алексей Макушин. Он же обращался за помощью и к бизнес-омбудсмену. Тот провел консультации с налоговиками, проанализировал федеральное законодательство и пришел к выводу, что обязательное введение контрольно-кассовых аппаратов действительно чревато ущемлением прав и законных интересов ряда категорий предпринимателей. Речь идет о тех, кто, согласно законодательству, не имеет права на уменьшение суммы единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники. Остальные же могут её уменьшить в зависимости от цены оборудования (но не более чем на 18 тысяч рублей).
«Эти затраты перекладываются на плечи предпринимателей, как невозмещенные – они могут не окупиться и дискриминируют данную категорию предпринимателей по сравнению с остальными плательщиками единого налога на рынках города Севастополя», – поясняет Тимофей Смирнов.
По данным УФНС по городу Севастополю, в категорию «дискриминируемых» попадает 590 предпринимателей – примерно 3 процента от общего числа субъектов предпринимательской деятельности. В того же время, отмечает бизнес-омбудсмен, рынки Севастополя до сих пор не приведены в соответствие с федеральным законодательством. Напомним: сейчас оно предусматривает, что с 1 января 2020 года все рынки в стране должны располагаться в капитальных строениях. В декабре прошлого года севастопольские депутаты обратились в Госдуму РФ с законодательной инициативой о переносе этого срока для Крыма и Севастополя на январь 2025 года. Рассмотреть ее федеральные законодатели должны в ближайшее время.
Изменить срок обязательного введения контрольно-кассовых аппаратов тоже можно только путем внесения изменений в федеральное законодательство. Поэтому в качестве альтернативного варианта Тимофей Смирнов предлагает рассмотреть возможность возмещения затрат предпринимателей из регионального бюджета. По его подсчетам, на это потребуется 10,8 млн. рублей.
Ольга Смирнова
Обсуждение (7)
Может не стоит писать о том, что неизвестно чем закончится? Обратиться можно с любой просьбой, а вот выполнят ли ее- другой вопрос. Может лучше писать о достигнутых результатах, а не планируемых. На уровне государства тоже планируют отложить введение обязательного использования, но пока то что есть вступит в силу через ПОЛТОРА МЕСЯЦА. На хрена такие непродуманные законы, которые нужно пересматривать еще до вступления в силу? Или эти все порывы связаны с предстоящими выборами? Защитники, блин.
Тимофей Смирнов! Вот кого надо избрать в Заксобрание Севастополя,а не разного рода политических флюгеров...
18 тыс. только стоимость кассового аппарата, потом обязательное обслуживание и поверка, и тоже все это не дешево. Ну, и где реальные действия президента в поддержку малого бизнеса? Или это был художественный свист?
дрянь эти кассовые аппараты особенно для предпринимателя который работает сам без реализаторов.
В пояснительной записке к 290-ФЗ сказано, что закон, в том числе принят и во исполнение поручений, данных президентом по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшегося 7 апреля 2015 года – пункт Пр-815ГС, п.4б. Приведем дословно этот пункт:
Правительству Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при участии ведущих предпринимательских объединений подготовить и представить предложения по использованию при предоставлении услуг в качестве контрольно-кассовой техники мобильных устройств и передаче потребителю фискального чека в электронном виде, а также по отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники при расчетах платежными картами в интернет-ресурсах; по применению типовой формы трудового договора на микропредприятиях вместо кадрового делопроизводства; по увеличению до 3 миллионов рублей предельной суммы займа, предоставляемого микрофинансовой организацией субъектам малого и среднего предпринимательства.
… подготовить и представить предложения по использованию при предоставлении услуг …
В поручении однозначно указывается при предоставлении услуг, про торговлю в поручении нет ни одного слова. На наш взгляд, это было бы позитивное изменение – дать возможность тем, кто сейчас выписывает небольшое количество чеков на бланках строгой отчетности, отправлять чеки в электронном виде. Потому что количество и номенклатура оказываемых услуг многократно меньше ассортимента продаваемых товаров. В поручении нет ни одного слова о расширении круга лиц, обязанных применять ККТ, и нет ни одного слова об изменении условий работы предпринимателей на ЕНВД и ПАТЕНТЕ.
… использованию … в качестве контрольно-кассовой техники мобильных устройств и передаче потребителю фискального чека в электронном виде …
Как вариант – использование в качестве ККТ своего смартфона или планшета (даже с ценой до 3000) с обыкновенной сим-картой, зарегистрировав его как ККТ. Подобный механизм давно используется в интернет - банке. Почти каждый предприниматель управляет движением средств на своем счете, используя специальное программное обеспечение и телефон с сим-картой. Точно так же можно отправлять и фискальный чек. То есть, можно было разработать только программное обеспечение для смартфона, а не навязывать каждому предпринимателю по новому кассовому аппарату с точно такой же сим-картой по цене 18 000,00 и оплатой каждый месяц за сервисное обслуживание.
… а также по отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники при расчетах платежными картами в интернет-ресурсах …
Если бы эта часть поручения президента была бы выполнена, то десяткам тысяч предпринимателей не пришлось бы сейчас покупать кассовый аппарат, так как действующая редакция закона обязывает ВСЕХ !!! использовать кассовые аппараты при расчетах в интернет-ресурсах.
Но в результате появился закон, который вместо улучшения условий работы, создал большие проблемы и поставил самый мелкий бизнес на грань разорения:
- сфера обязательного применения кассовых аппаратов расширена практически на всю розничную торговлю и все сферы услуг. Теперь каждая бабулька, торгующая носками в палатке на рынке, каждый фермер, каждый парикмахер, каждое ателье, каждый сантехник, электрик, любая точка общепита, все торгующие через интернет-ресурсы обязаны обзавестись новым ККТ. В эту же сферу попали даже те предприятия и ИП, которые к наличному обращению не имеют никакого отношения – теперь, если деньги на расчетный счет предприятия поступают от конечного потребителя через банк, то тоже нужно выдавать кассовый чек. Этим искусственно создаётся массовый спрос на ККТ. На сегодняшний день число предпринимателей, имеющих право работать без ККТ, составляет более 2 миллионов человек. Следовательно, потенциальный рынок сбыта составляет около 40 миллиардов рублей плюс расходы на сервисное обслуживание около 12 миллиардов рублей ежегодно. Создаётся целая отрасль "цифровой экономики", паразитирующая на малом бизнесе, но это еще полбеды. Самая большая проблема – это появившаяся возможность неограниченного количества проверок со стороны налоговой и как следствие - штрафы, штрафы, штрафы… Ошибка при продаже вещи за 15 рублей может обернуться штрафом в тысячи раз превышающим стоимость товара. А это именно та неналоговая фискальная нагрузка, о необходимости сокращения которой неоднократно говорил президент.
Мы считаем, что действующая редакция 54-ФЗ не отвечает ни интересам государства, ни граждан, ни здравому смыслу по следующим причинам:
Причина № 1.
Сумма налогов, которая уплачивается в бюджет предпринимателями на ПАТЕНТЕ и ЕНВД НЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕМА фактически полученной выручки (которую и призван фиксировать ККТ). Сумма платежей в бюджет зависит от других показателей: торговой площади и месторасположения помещения, количества работников в сфере бытовых услуг, количества машин и т.д. Заработал предприниматель за месяц что-то или нет – налог он заплатит в любом случае. Так как применение ККТ не оказывает никакого влияния на собираемость налогов, то использование ККТ для плательщиков ПАТЕНТА и ЕНВД утрачивает здравый смысл. Вменение данной категории налогоплательщиков обязанностей, не имеющих практического содержания, нельзя расценивать иначе как дополнительные барьеры при организации собственного дела и развитии малого бизнеса в целом. А законные интересы покупателя защищены действующим законодательством - чек на покупку выдается по требованию покупателя и сейчас. На ПАТЕНТЕ и ЕНВД работает, в основной своей массе, только самый мелкий бизнес (парикмахерские, ателье, фермерские хозяйства, маленькие магазины, кафе, ремонтные мастерские и прочие бытовые услуги) с относительно небольшими выручками, особенно в малых городах и сельской местности.
Причина № 2
Действующая редакция 54-ФЗ за нарушение порядка применения ККТ предусматривает штрафы: 2 000, 5 000, 10 000, 30 000 и выше. Два – три штрафа приведут к банкротству мелкого предпринимателя и увольнению сотрудников. В результате государство вместо планируемого роста поступления налогов, сборов и повышения количества занятых получит рост безработицы, снижение собираемости налогов, рост цен и социальной напряженности.
Причина № 3.
Любой дополнительный повод для проверки и штрафа - это потенциальная возможность для злоупотребления и давления на бизнес, а так же резкое расширение базы для низовой коррупции.
Причина № 4.
Средняя стоимость установки кассового аппарата на сегодняшний день составляет около 18 000,00 рублей. Для любого предпринимателя это дополнительные непроизводительные расходы, которые не приведут к росту товарооборота и услуг, но которые должны быть включены в стоимость продаваемых товаров и оказываемых услуг. А это опять повлечет рост цен. Даже появившейся с 01 января 2018 г. возможностью уменьшать сумму платы за ПАТЕНТ и сумму ЕНВД на стоимость приобретенного ККТ смогут воспользоваться далеко не все, а только те, у кого эти суммы не перекрываются суммами страховых взносов. К тому же стоимость ККТ нужно платить сразу, а частичное возмещение затрат растягивается во времени.
Причина № 5.
Появившаяся с 01/01/2018 возможность уменьшения платы за ПАТЕНТ и ЕНВД привела к сокращению поступлений в местный бюджет по этим налогам. Это означает, что средства, которые должны были пойти на нужды муниципалитетов, ПЕРЕТЕКАЮТ В КАРМАНЫ ПРОДАВЦОВ КАССОВЫХ АППАРАТОВ. На эти деньги можно былр сделать массу полезных дел для нашей страны! Так же государственный бюджет неизбежно понесет дополнительные расходы, связанные с администрированием увеличившегося количества кассовых аппаратов (потребуется увеличивать штат инспекторов), которые можно компенсировать только за счет поступления штрафов, ведь сумма налогов не зависит от выручки.
Существующие упрощенные системы налогообложения – это реальная помощь именно самому мелкому бизнесу, который рассчитан на то, чтобы прокормить себя и семью. С появлением патентной системы и ЕНВД многие предприниматели почувствовали себя гораздо увереннее. Государство убрало ненужный контроль. Но самое главное - не было причины для постоянных проверок кассовых аппаратов со стороны налоговой и штрафов. И такая политика государства дала положительные результаты – количество реально работающих субъектов малого предпринимательства выросло, увеличились и поступления в бюджет от мало бизнеса, страна развивалась. Но кому-то это очень не нравиться, и под предлогом оптимизации и борьбы с нелегальным оборотом наличности (в парикмахерских, кафе, ателье и т.д.) решили опять «закашмарить» малый бизнес с помощью интернетных ККТ. Вот так, прикрываясь поручением президента и полностью извратив его смысл, кто-то решил подзаработать на продаже ККТ, и ради собственной выгоды поставить под угрозу закрытия сотни тысяч ИП.
to mestny-chelovek: молодец.
Существует проблема, касающаяся предпринимателей, которым стоимость кассового аппарата компенируется. Из-за "провала" в торговле у многих предпринимателей нет 15 - 18 тысяч рублей на приобретение кассового аппарата, а в кредит или по взаимозачету с бюджетом через ФНС это непредусмотрено. Если налоговики хорошенько подумают, то выход из ситуации найти смогут.