Севастопольцам – новая набережная, яхтсменам – марина, бизнесменам – земля и недвижимость под новые выгодные проекты. Объекты культурного наследия при этом продаются «по-тихому», а в дома местных жителей стучатся предприниматели с предложениями о выкупе этих самых домов в одном из самых чудесных уголков Севастополя. Об этом ForPost рассказали жители улицы Исторической в Балаклаве.
Историческая улица совсем небольшая – около полукилометра. Скорее, это даже переулок с жилой малоэтажной застройкой. Своё название улица получила благодаря близости к одной из главных исторических достопримечательностей Балаклавы – генуэзской крепости Чембало.
Там, где сейчас проходит улица Историческая, на склоне балки Кефало-вриси, в 1905 году купил участок Александр Куприн. На нём писатель планировал построить дом и разбить сад, но не успел этого сделать – был выслан командующим флотом адмиралом Чухниным из-за заступничества, которое Куприн оказал матросам крейсера «Очаков».
Сейчас, когда в этой части Севастополя реализуется масштабный проект яхтенной марины, балаклавцам с улицы Исторической грозит переезд из родных домов. По крайней мере, к этому прикладывают все усилия те, кто планирует зарабатывать в обновлённой Балаклаве.
Последний листригон из династии Кураковых
Потомственный севастопольский рыбак Виктор Кураков и дом № 9 на улице Исторической – ровесники. Дом был построен в 1947 году, и в том же году из роддома в него привезли маленького жителя Балаклавы.
О рыбацкой династии Кураковых в статье «Корнями дерево сильно» писала бывшая заведующая Музеем рыбаков ДКР Татьяна Тимофеева.
Рыболовством занимался дед Виктора Куракова Иван Кураков. Правда, не на Чёрном, а на Азовском море – во время жизни на Кубани. Хотя по профессии он был каменщиком, переезд в Кучугуры Темрюкского района Краснодарского края заставил его сменить род занятий.
Там же начал осваивать азы рыболовецкого промысла и отец Виктора – Михаил Кураков, житель Балаклавы. Именно его называют основателем рыбацкой династии Кураковых. Все сыновья Михаила Куракова, в том числе Виктор, связали свою жизнь с морем и ловлей рыбы.
После освобождения Балаклавы Михаил Кураков записался в строительный батальон и некоторое время работал в одном из старейших предприятий города – «Севастопольстрое», восстанавливал разрушенный город. Потом он вернулся к любимому делу – трудился в балаклавском рыбколхозе «Путь к социализму».
«В 1946 году рядом с колхозными причалами поставили дом, который Михаил Кураков делил с председателем рыбколхоза Андреем Щербиной. Он и сегодня стоит на улице Исторической, что у подножия Крепостной горы с генуэзскими башнями на вершине. В этот дом перевёз семью. Здесь, в Балаклаве, в 1947 году родился его последыш – сын Виктор», – писала в своей статье Татьяна Тимофеева.
Виктор Кураков окончил судоводительское отделение, был помощником капитана на судне. Потом была работа в ИнБЮМе – он ловил рыбу для изучения сотрудниками института, и в воинской части рядом с домом.
«Проработал в институте на буксире более 20 лет – обеспечивал дельфинарий, испытательные стенды, балаклавские доки… В начале 2000-х годов вернулся в родной рыбколхоз бригадиром. Пережив всех братьев, он сегодня является главным хранителем традиций некогда большой рыбацкой семьи», – отмечает автор статьи «Корнями дерево сильно».
Испортите нам весь вид
Дом Виктора Куракова находится рядом с кафе «Избушка рыбака», которое было выкуплено у собственников властями по постановлению правительства Севастополя № 139-ПП. Земельный участок с расположенным на нём зданием кафе изъяли для госнужд, поскольку он входит в границы будущей яхтенной марины.
Жилой дом № 9 на двух хозяев к территории будущей марины не относится, но близок к ней, из-за чего участок и приглянулся ООО «Порт-Ламос». Оно уже скупило несколько зданий на Таврической набережной, включая объекты культурного наследия и «дом Пляса» – перед его сносом.
О попытках представителя фирмы выкупить и их участок с домом, ForPost рассказала жена Виктора Куракова Наталья Ильинична.
«Весной к нам пришли из «Порт-Ламос» и сказали: «Здесь будут строиться красивые дома, и ваш курятник будет портить весь вид». Муж начал кричать, чтобы они покинули наш участок и больше здесь не появлялись. Они быстренько ретировались. А с соседями как-то договорились. По слухам, соседи купили себе два дома. Рядом большой участок, огибающий наш дом, то есть он располагается от нас сверху и сбоку, – его тоже продали. Мой муж не может так поступить, он просто не представляет себе жизни в другом месте», – рассказала Наталья Куракова.
Сама она, как бы ни любила этот дом, двор, высаженные ею растения и вид на Балаклавскую бухту, считает, что в этой битве им вряд ли удастся победить.
«Я мозгами понимаю, что нас могут отсюда выжить. Уже ходят вокруг дома, пробы какие-то берут, бурят. Наверное, жить здесь не дадут. Понимаю, что эти люди – это такая мощь, что против неё нам бороться без толку. Муж не понимает и не принимает. А Балаклава маленькая, он поедет куда-нибудь в магазин, и ему там: «Ну что, Михалыч, тебя ещё не выселили?». Он, бедный, домой приезжает – на нём лица нет. Возраст такой, что и так без конца за сердечные капли хватаешься. Пока больше не трогают, но, думаю, это ненадолго. Они примутся за нас», – говорит Наталья Ильинична.
Напомним: компания «Порт-Ламос» зарегистрирована в Севастополе, и её гендиректор Денис Наумов включён в состав наблюдательного совета по созданию балаклавской марины. Но за этой фирмой, так же, как и за строителями севастопольских глэмпингов ООО «Дели-Христо», стоит московское акционерное общество «ЮгИнвестПроект».
По данным специализированных ресурсов, до 12 декабря 2023 года главой АО «ЮгИнвестПроект» был Илья Вадимович Пономарёв* — бывший замминистра регионального развития России, экс-замруководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ и бывший исполнительный директор по капитальному строительству и техническому перевооружению госкорпорации «Роскосмос».
Балаклаву не оставим
Возможности переехать куда-нибудь на время стройки у пенсионеров нет. И переезжать в таком возрасте сложно, отмечает собеседница ForPost.
«Я хочу, чтобы вне зависимости от дальнейшего развития ситуации с моим мужем всё было хорошо, чтобы он был подготовлен к любому развитию событий. Этот дом я очень люблю, люблю свои растения во дворе. Сейчас я смотрю на это пустыми глазами, так как понимаю, что, скорее всего, всё придётся бросить», – с горечью говорит Наталья Ильинична.
Некоторые жители Исторической улицы, которые пока не продали свои дома, всё-таки не исключают такого варианта, отмечает женщина.
Наталья Ильинична променять Балаклаву на какой-то другой район города не сможет – сердце жены потомственного рыбака принадлежит именно этому уголку Севастополя, хотя он сейчас и теряет свою неповторимую атмосферу.
«Наша Балаклава была такой самобытной. У моего друга детства, Александра Бурцева, есть замечательный альбом «Балаклава». Я смотрю на эти фотографии старой Балаклавы – и с ума схожу, так мне нравится. Сейчас этой самобытности уже нет. Иногда смотришь вокруг и думаешь: "Господи, где я?"» – вздыхает Наталья Куракова.
Недавно губернатор Севастополя Михаил Развожаев заступился за севастопольцев, удящих рыбу в Балаклавской бухте, назвав мужчин с удочками и котов «визитной карточкой Балаклавы».
Может быть, он сможет помочь потомственному рыбаку, балаклавцу Виктору Куракову сохранить свой дом?
Фото Натальи Кураковой
Обсуждение (11)
Все будет как в святом Херсонесе выселят всех
Уже говорил, но скажу своё мнение ещё раз: готовьтесь к реальным табличкам с большими буквами "ВХОД НИЗШИМ ЧИНАМ И СОБАКАМ, СТРОГО ВОСПРЕЩЁН"!! Дело осталось за малым, ждём царя.
"Может быть, он сможет помочь потомственному рыбаку, балаклавцу Виктору Куракову сохранить свой дом?"
Не верю, что сможет. Не верю, что захочет. Но он точно будет делать вид, что сочувствует.
Вид из окна новострои скорее всего закроют. Прелесть Балаклавы в её целебном воздухе. Еще 100 лет назад она была лёгочным курортом с удивительно мягким климатом.
Не надо никого бояться, тем более моряку. Дай бог здоровья Виктору Михайловичу и чтобы дом № 9 на улице Исторической стал ещё одной достопримечательностью Балаклавы!
Алексей Макушин ,
"Не надо никого бояться, тем более моряку."
Хорошо вот так советовать: "не надо бояться ничего". Вы понимаете, что эти кремлёвские нувориши не остановятся ни перед чем. Они запросто устроят поджог этого дома. И люди останутся вообще ни с чем. Здесь затеянное противостояние бессмысленно, их никто не защитит. Про власть в городе я вообще молчу, она полностью обслуживает этих нуворишей. Вот теперь можно понять против чего выступили единым фронтом абхазцы, там точно так было бы, как с нашими землями по всему побережью в Крыму.
Очень сочувствую этим старикам, у самой такие же родители ! А нет ли в Балаклаве ветеранов СВО, что бы заступились за них ? Эта категория сейчас на слуху и пользуется хоть каким-то вниманием у властей...
Придёт время и повторится октябрь 17 года.
Andgi,
уже не придет. никогда
Во что превратили базу дивизии подводных лодок и бригады пограничных кораблей с совершенно секретной инфраструктурой …. предатели или просто дебилы?
ваш курятник будет портить весь вид
Курятники лучше убрать конечно же.
Самый большой курятник, который следует убрать: