Такие обыденные для жителей многоквартирных домов Севастополя элементы инфраструктуры, как домофоны, на самом деле представляют собой стратегический ресурс, в буквальном смысле открывающий двери к широчайшим возможностям.
Вот уже несколько месяцев в Севастополе проходит нешуточное противостояние, которое сложно назвать честной конкурентной борьбой.
Всё началось с того, что подъезды многоэтажных домов, которых особенно много в Гагаринском районе Севастополя, в конце весны начали осаждать активные люди, предлагающие жильцам феерические скидки на домофоны, установку систем видеонаблюдения и разнообразные иные блага. Причём в ряде случаев звучало, что это государственная субсидированная программа, составленная с особой заботой по отношению к малоимущим и прочим социально уязвимым категориям жильцов.
Достаточно быстро «продвижение» услуги стало и вовсе уж агрессивным — известны как минимум несколько случаев, когда из дверей подъездов уже стоящие там домофоны попросту демонтировались. А вместо них устанавливались новые. Причём некоторые жильцы оказывались поставленными перед фактом: новых «ключей» от дверей у них не было.
Происходящее вызвало серьёзное беспокойство управляющих компаний Севастополя (претензии обычно предъявляли им), а также компаний, предоставляющих услуги технического обслуживания домофонов до появления гиперактивных конкурентов, — ведь демонтированные домофоны являлись собственностью компаний, а подобное обращение с чужой собственностью со стороны неизвестных в зависимости от условий выглядело то ли самоуправством, то ли кражей.
Заинтересованные стороны начали солидарно обращаться в разные инстанции, и результаты оказались удивительными.
Вход рубль, выход — всё
Из копии протокола совещания в Госжилнадзоре Севастополя, прошедшего 19 ноября 2024 года, а также из копий многочисленных запросов управляющих компаний и ответов на них, имеющихся в распоряжении ForPost, следует, что проблемы с домофонами в многоквартирниках связаны с деятельностью некоего ИП Котов, также выступающего под брендом «компании „Альянс”».
Предприниматель прибыл в Севастополь из Курганской области. Судя по официальной позиции коммунальных ведомств и департамента, его бизнес-методы выходят за рамки правового поля.
Среди претензий к предпринимателю, которые были озвучены на совещании жилнадзора — многочисленные нарушения законодательства в части использования общедомового имущества.
Кстати, «бесплатные домофоны» всё же имели финансовые последствия в плане ремонта и обслуживания.
Одно из главных последствий «домофонных войн», докатившихся с материка до Севастополя, — это пункты договора, по которым, согласившись вроде бы только на установку домофона, люди тем самым передавали компании права на бесплатное и неограниченное пользование своим общедомовым имуществом (подвалы, крыши, чердаки, подъезды, щитки, тамбуры) для установки телекоммуникационного оборудования. Под чем может скрываться что угодно, вплоть до оборудования мобильной связи и иных излучающих систем.
Отдельной строкой в перечне претензий к гиперактивной домофонной компании был пункт в предлагаемых гражданам (и некоторыми подписанных) договорах, по которым те передавали ей и свои персональные данные для дальнейшего использования в широком смысле этого слова.
За себя — и за те подъезды
Особый интерес управляющих компаний и надзорных структур Севастополя вызвала практика осуществления фирмой обязательных при смене компании — оператора домофонов процедур.
Для этого необходимо проводить общее собрание жильцов — ведь, как говорилось выше, управление домофоном даже в одном подъезде даёт оператору огромные возможности в части распоряжения общедомовым имуществом.
«Компания „Альянс”» ИП Котов предпочитала идти своим путём — домофоны конкурентов в одном из домов, например, были демонтированы на основании протокола собрания лишь некоторых представителей конкретного подъезда.
Причём в ряде случаев у жильцов даже указанного в протоколе подъезда возникали сомнения, что они по указанному поводу собирались в достаточном для кворума количестве.
В ответе департамента городского хозяйства за номером 4832/01-03-01-12/02/24 от 6 сентября 2024 года подчёркивается, что установка систем видеонаблюдения и домофонов — вопрос, который должен решаться всем домом.
Хотя бы потому, что оплачивать эту систему придётся всем, а «индивидуальное» предоставление таких услуг отдельным собственникам не предусматривается.
Так, например, в собственности жильцов всего дома находится и внутридомовая система электроснабжения, которая необходима домофону. И конкретный собственник (пусть даже — несколько собственников) принимать подобные решения за всех не имеет права.
Из ответов госжилнадзора, которые поступали в адрес домофонных компаний, также прямо следует, что «домофонные» решения должны приниматься большинством (не менее двух третей) от общего числа голосов собственников помещений МКД. А проведения собрания собственников отдельного подъезда МКД жилищное законодательство не предусматривает.
Таким образом, признаки ничтожности обнаружились в «голосовании», которое было проведено в рамках подъезда № 4 дома № 8а на улице Хрюкина. Получается, что, не имея кворума, собравшиеся тем не менее решили за себя и весь дом, что домофоны нужно сменить.
Зачем это нужно
Попытки ForPost связаться с «компанией „Альянс”» ИП Котов для уточнения позиции по претензиям управляющих компаний, госжилнадзора и коллег по нише успеха не имели — указанные на сайте компании телефоны выводят на автоответчик, с которого на момент публикации материала обратной связи не поступало. У предпринимателя, безусловно, есть право выразить свою позицию и объяснить происходящее, если к тому будет желание — ответ будет опубликован.
«Старые» игроки рынка Севастополя, с которыми пообщался ForPost, имеют солидарную позицию: так дела не ведут.
«Наши коллеги несколько раз приезжали по звонку жильцов, которые не понимали, что происходит и зачем выламывать рабочий домофон. На месте мы видели представителей известной компании, которые сначала апеллировали к некоей „госпрограмме”, но после начала профессиональной дискуссии о нормах законодательства и т.д. формат беседы менялся — они подтверждали, что никакой госпрограммы нет, зато они „всё порешали” с управляющими компаниями и жилнадзором. Однако, как следует даже из официальных ответов, это неправда. И не могло быть правдой», — говорит собеседник ForPost.
Есть и региональная специфика, с которой деловой стиль гостей с материка тоже сочетается плохо.
С учётом непростой террористической обстановки в регионе на заседании Госжилнадзора было принято отдельное решение — бесконтрольная установка видеокамер без согласования с правоохранительными структурами невозможна.
Все предполагаемые адреса и схема размещения должны сначала уточняться с департаментом общественной безопасности. В этом есть логика, учитывая регулярно пресекаемые сотрудниками ФСБ теракты — хотя предотвратить возможно не всё.
К тому же демонтированное имущество не передаётся обратно собственнику; таким образом, ситуация выглядит ещё и как нарушение ряда статей УК РФ, связанных с незаконным распоряжением чужой собственностью.
Зачем столько сложностей, если, судя по рекламе, новые домофоны устанавливаются чуть ли не себе в убыток?
Опытные представители ниши не исключают, что попытка «занять» рынок проводится на вырост. Возможно, через некоторое время на территории Севастополя возникнет крупный материковый оператор — собеседники ForPost почему-то чаще всего упоминали структуры, связанные с интернет-провайдером «Дом.РУ».
«Обычно подобное поведение, похожее на „рейдерство”, возникает, когда есть договорённость с каким-то крупным игроком, предоставляющим услуги телевидения и интернета. Есть домофон — есть доступ в подъезд, к коммуникациям и всей инфраструктуре. Причём бесплатный, безвременный и очень широкий, обычно эти пункты в подсунутых договорах выглядят максимально абстрактно. Добавим к этому персональные данные граждан, которые им передали, поддавшись соблазну обещаний, — и вот так получают клиентскую базу», — объясняет собеседник ForPost.
Ситуация, хотя и имеет свои тонкости, очень похожа на то, что ранее произошло с рекламным рынком Севастополя: тот в ходе перевода в правовое поле распахнул свои двери крупному игроку с материка.
Напоследок отметим, что, как следует из базы Арбитражного суда Севастополя, существует как минимум один иск к ИП Котов по делу А84-5509/2024 с требованием восстановить домофонное оборудование в том виде, в котором оно существовало до его вмешательства.
Также — по итогам судебного заседания 10 декабря — возникло требование привлечь по иску не только компанию, активно заменяющую чужие домофоны собственными, но и жильцов, выступающих самостоятельно от имени всего дома.
Николай Сведски
Обсуждение (13)
брянские электрики сменились на курганских домофонщиков
Спасибо, что предупредили.
Это мнение местных домофонных компаний, которые очень не хотят терять деньги, ничего не делая. В договоре нет такого пункта о предоставлении доступа к подвалу и т.д. У Альянса хорошие условия предоставления услуг. Если хотели побеседовать с представителем достаточно было приехать в офис, а так однобокая статья.
love19596,
Почему нет такого пункта? Как без такого пункта они собираются заходить в подъезд и копаться в коммуникациях?
Я своим согласием, предоставляю доступ ко всем общедомовым коммуникациям, и прежде всего к электричеству, к общедомовому счётчику, к местам, где находится вся разводка по подъезду всего, что необходимо для телевидения, интернета и домофона. Отсюда домофонисты имеют право лазить по Всей территории дома, которую вместе с договором уже будут считать своей.
Бесплатный сыр в мышеловке. У нас в Севастополе и так достаточно подозрительных непонятных граждан, чтобы передавать своё имущество им в руки.
Мелита,
А я вам еще раз говорю, что такого пункта, как указан на фото в статье в договоре нет. И ничего в подъезде не проводится, просто вместо старого домофона ставится новый.
love19596,
То есть, Вы хотите сказать, что заменяют только коробочку на внешней стороне двери парадной и всё? А провода домофон имеет? А как открываю я дверь парадной из своей квартиры, а как они устанавливают предлагаемый интернет? по воздуху? а к электричеству нет подключений и мы потом за электричество не будем платить.? То есть в любом случае я подписываю допуск в подъезд. Они обслуживают всю систему или только коробочку на внешней стороне.подъезда.... А зачем вместо старого ставить новый, если старый работает. Я посмотрю как ВЫ не пустите домофонщиков в подъезд, на чердак и в электрощитовую...Вот потому и считают нас лохами.....
А если Вам так нравится считать, то подписывайте что хотите.
Ты их в дверь-они в окно. (В.Высоцкий)
И здесь мошенники.
Кому занесли что так смело ведут себя?
😉
После окончания ремонта фасадов на ул. Ерошенко они буквально атаковали нас своими предложениями. Еле отбились. Как тараканы лезут, главное идут в рабочее время, когда дома только пожилые бабушки пенсионерки и нагло собирают подписи. Когда спрашивают что подписали , отвечают: мелкий шрифт , толком не прочитать, но молодые люди очень вежливые и обходительные.
Так прибывают из отдалённых мест, где прошли хорошую школу братков., с рейдерским захватом. Считая Севастополь краем непуганых лохов. Послушайте, даже в Одессе, известной своими мастерами махинаций, так нагло и претенциозно себя не ведут.
А главное, Грубо работаете господа махинаторы..... У нас свой дозор на чеке.....
Начать с того, кто их крышует в Севастополь.
А потом на изучение нормативных документов в ИВС и СИЗО.
Кстати, будьте бдительны. Что-то перед Новым годом еще и "Байер" начал активничать.
Причём некоторые жильцы оказывались поставленными перед фактом: новых «ключей» от дверей у них не было.
ГК РФ
Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании этой статьи собственник вправе требовать устранять препятствия для доступа или использования своего имущества.