Россия

Россиянам рассказали, как не сгореть на солнце и уберечься от онкологии

О выборе защитного крема, бабушкиных рецептах и опасности лучей жёлтого карлика.

Фото:
ForPost / Татьяна Воробьёва

Россияне, которые небрежно относятся к своему здоровью и отказываются защищаться от солнца, могут легко стать жертвой жёлтого карлика. В лучшем случае — обгорят. А в худшем — получат серьёзные болезни, в том числе онкологические.

О главных ошибках в солнечную погоду, защитных кремах и самолечении узнал ForPost.

Их пример — другим наука

Этим летом уже было несколько показательных случаев. Так, в Санкт-Петербурге студентка позагорала до реанимации. Она лежала под солнцем почти пять часов и не использовала защитные кремы. Итогом такой беспечности стали ожоги 80% тела. Не пострадали только части, скрытые купальником, и кожа под волосами головы. К счастью, медики её выходили.

Другой загорающий получил обширный ожог после того, как заснул под солнцем на полтора часа. Когда ему потребовалась помощь врачей — а к этому он пришёл не сразу, а через время, — его также определили в реанимацию.

Он, как говорят в народе, родился в рубашке. После необходимого лечения был выписан в удовлетворительном состоянии, сообщила «Фонтанка».

Чего нельзя делать

Эксперты, опрошенные ForPost, назвали основные «кожные» ошибки, которые допускают взрослые и дети в жаркую погоду:

  • не носят головной убор — это чревато ожогами лица, шеи, тепловым ударом;
  • не соблюдают питьевой режим — дегидратация опасна не только для всего организма в целом, но и для кожи в частности;
  • слишком долго находятся на солнце. В частности, с 10:00 до 17:00 оно особенно активно, и в это время риск обгореть особенно высок;
  • лечат солнечные ожоги народными методами;
  • пренебрегают защитой от солнца, в частности специальными кремами.

Важно наносить защитные средства на лицо, уши, губы, шею, зону декольте, плечи, туловище, руки, кисти, ноги и стопы.

Об этом рассказали ForPost Егор Оболенский — руководитель компании Obolea, выпускающей профессиональную уходовую косметику, и доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, член Совета директоров Европейской академии дерматологии и венерологии (EADV) от России Денис Заславский.

Лечение солнечных ожогов заключается в применении влажных холодных повязок для уменьшения боли, при нарушении общего состояния назначаются аспирин и нестероидные противовоспалительные средства, уточнил Денис Заславский.

Он добавил, что для уменьшения патологического воздействия перекисных радикалов, образующихся при таких ожогах, используются аскорбиновая кислота и витамин E, а при необходимости применяются наружные кортикостероидные кремы как средства скорой помощи.

«Влажные и холодные повязки, аспирин и нестероидные противовоспалительные средства, аскорбиновую кислоту и витамин Е вполне можно применить самостоятельно. Наружные кортикостероидные кремы есть у многих в аптечках, но их нужно применять по назначению врача. Можно посоветовать кремы, содержащие действующее вещество метилпреднизолона ацепонат или гидрокортизон. В любом случае, если у человека после пребывания на солнце есть выраженные жалобы (повышение температуры, сильная боль, заметное покраснение кожи), то необходимо обратиться к специалисту», — обратил внимание доктор медицинских наук.

Фото: ForPost / Пелагея Попова

Крем в помощь

Наши собеседники подчеркнули, что летом нужно использовать солнцезащитные кремы.

Ведь подручными способами — например, ношением одежды с длинными рукавами или обливанием водой — не обойтись. Потому что всё равно остаётся открытым лицо, а его ожоги — самые чувствительные, отметил Егор Оболенский:

«Кроме того, ультрафиолетовое излучение сушит кожу, разрушает коллаген, из-за чего она становится дряблой, шелушащейся, покрывается пятнами. Воду стоит использовать, чтобы охладить перегретую кожу и освежиться, но от ультрафиолетовых лучей она не защитит. А если проводить время у открытых водоёмов, это дополнительный риск получить солнечные ожоги».

Солнцезащитные кремы содержат SPF — Sun Protection Factor, а по-русски — фактор защиты от ультрафиолетового излучения. Он необходим, так как УФ-воздействие может не только вызвать ожог, но и ускорить старение кожи, пояснил Денис Заславский.

SPF есть почти во всей дермакосметике, применяемой в любой сезон, и в декоративной он также часто присутствует, например, во многих тональных и BB-кремах, уточнил он:

«Но в декоративной косметике фактор защиты от ультрафиолетового излучения обычно недостаточен для летнего активного солнца. Нужны специальные средства, кремы, спреи, которые вы будете наносить на кожу в достаточном количестве непосредственно перед выходом на солнце. Одежда тоже не гарантирует защиту — UVA-лучи могут проникать и через ткань. Лучше всего защищают шёлковые и синтетические ткани тёмных и цветных тонов. А поливаться водой вместо того, чтобы нанести защитное средство, — плохая идея, капля воды может действовать как линза, что только усилит ожог. Отражённые же от воды, снега, песка, асфальта солнечные лучи более опасны с точки зрения риска развития меланомы и других злокачественных образований кожи».

Нужно спросить врача

Сегодня в магазинах есть различные солнцезащитные кремы, их рекламируют на всевозможных площадках. И человек может купить какой угодно, который будут использовать и взрослые, и дети.

Эксперты ForPost рекомендовали консультироваться с врачами о применении этого средства.

В частности, если у человека «проблемная кожа — например, слишком светлая» или он «входит в группу риска по меланоме: рыжие волосы, голубые глаза, склонность к образованию пигментных пятен, наследственность, нетипичные родинки», сказал Егор Оболенский.

«Если вы выбираете крем для ребёнка, педиатра стоит спросить в любом случае», — добавил он.

По его мнению, солнцезащитное средство можно выбрать самому, но осознанно, обращать внимание на два основных фактора: SPF (Sun Protection Factor) и PA (показатель защиты от UVA-лучей).

В продаже есть множество солнцезащитных кремов, и люди без проблем с кожей, хронических заболеваний, наследственной предрасположенности к кожной онкологии, в принципе, могут выбирать средство сами, считает Денис Заславский.

Он подчеркнул: при каких-то особенностях здоровья с вопросом о солнцезащитном средстве нужно обращаться к врачу-дерматологу, «в любом случае проконсультироваться со специалистом не будет лишним».

Как выбрать защиту

При подборе солнцезащитного средства нужно обращать внимание на показатели SPF (фактор защиты от УФ-излучения) и PA (показатель защиты от UVA-лучей).

«SPF выбирают так: низкие значения (2-15) подходят для защиты тех, у кого смуглая кожа, либо для защиты всех, но в пасмурный день. Максимальная защита (30-50) — для белокожих людей, детей или для всех в солнечные дни. Показатель РА обозначается значком «+» — чем их больше, тем защита выше. Очень полезно смотреть в прогнозе погоды индекс ультрафиолетовой активности: он подскажет, какую защиту выбрать и в какое время лучше вообще избегать солнца», — уточнил Егор Оболенский.

Денис Заславский отметил: при выборе средства важно, чтобы оно соответствовало возрасту человека: есть для детей до года, до трёх лет, старше трёх лет, для взрослых. А также, подтвердил он, необходимо учитывать SPF — чем он выше, тем активнее защита.

Другое дело, как и что использует человек. Он может допустить оплошность, например, намажет крем с SPF 50 в пасмурный день.

«Ничего особенно страшного» не произойдёт — только человек в меньшей степени получит образование витамина D, сказал Денис Заславский. Он напомнил, что этот витамин нужен людям, поэтому «всё равно нам необходима инсоляция, но только в утренние и вечерние часы».

«Если, например, вы живёте где-нибудь на севере, и у вас и так витамина D мало, и будете очень активно применять крем, то понятно, что со временем может возникнуть авитаминоз группы D. Этот момент нужно контролировать», — сказал медик.

Денис Заславский обратил внимание на нюанс: средства с SPF 30 дают защиту кожи немногим меньше, чем SPF 50.

«Бывает, что человек, приехав на отдых, не может найти в магазине крем с SPF 50 — и в итоге не берёт никакой крем. Лучше в таком случае приобрести средство с меньшим SPF — оно тоже даёт защиту. SPF 20 будет маловато, а 30 — уже приемлемо», — полагает он.

Кроме того, человек может купить детский крем с SPF 50 и использовать его как для себя, так и для ребёнка.

Опять же ничего плохого не будет, считает Денис Заславский:

«Но хороший детский крем будет видно на коже. Когда человек использует средство с химическим фильтром, его не видно. А детские средства как раз специально хорошо контрастируют (благодаря физическому фильтру — прим.), чтобы контролировать участки нанесения».

Что ещё нужно знать

Любая SPF-защита содержит специальные фильтры, которые бывают двух видов: физическими — их ещё называют минеральными — и химическими, продолжил профессор Денис Заславский.

Важно, чтобы в составе средства были и UVA-фильтры, уточнил он:

«В спектр солнечного излучения входят разные лучи, в том числе спектра А. Они не задерживаются ни тучами на небе, ни автомобильными или оконными стёклами и проникают в глубокие слои дермы. Именно эти лучи особенно опасны. Поэтому современные средства защиты имеют параметр PPD — Persistent Pigment Darkening Reaction. Аналогично SPF параметр PPD показывает, насколько кожа лучше защищена тестируемым препаратом. Если PPD средства более 1/3 его SPF, то средство имеет право на специальную маркировку».

Методика определения SPF требует, чтобы крем был нанесён в количестве 2 мг на квадратный сантиметр, но среднестатистический потребитель использует в два раза меньше — в итоге обещанная защита будет в два раза слабее, подчеркнул наш собеседник:

«Например, безопасное время загара для незащищённой кожи — четыре минуты. В идеальных условиях и без повторного нанесения УФ-фильтра человек получит 100% своей минимальной эритемной дозы через 120 минут. Однако через час обычно повторно наносят защитный крем. Но физиологически при двух повторных нанесениях солнцезащитного средства c SPF 30 — через 60 и 120 минут — безопасное время загара увеличивается лишь на 45 минут по сравнению с однократным использованием крема. Итого можно безопасно пребывать на солнце 150 минут. С другой стороны, если на 120 минуте в третий раз нанести УФ-фильтр, то время увеличится до 165 минут».

По словам медика, для детей должны применяться солнцезащитные кремы с минеральными экранами (окись цинка и диоксид титана). Можно использовать такую комбинацию: сперва увлажняющий крем, а поверх него — физический фильтр. Или другую: сначала химический фильтр, затем увлажняющая косметика.

Важен тип кожи

Денис Заславский обратил внимание на то, что выбор средства защиты от солнца зависит от фототипа кожи, региона, в котором находится человек, сезона года и времени суток.

Принято считать, что существует шесть фототипов кожи, от которых зависит ответная реакция на УФ-облучение, напомнил он.

I тип — присущ светлокожим людям, блондинам и рыжим. Они даже при кратковременном пребывании на солнце получают солнечный ожог и никогда не загорают.

II тип — человек легко получает солнечные ожоги, но загорает с трудом.

III тип — пребывание на солнце вызывает лёгкий ожог, который затем переходит в загар.

IV тип — человек легко загорает, не получая солнечных ожогов. Он присущ кареглазым брюнетам со смуглой кожей.

V и VI типы — свойственны людям с коричневой и чёрной кожей, у которых на фоне ультрафиолетового облучения кожа никогда не сгорает, а становится только темнее.

«Люди со светлой кожей меньше защищены от солнца, и им, соответственно, нужен более высокий SPF. Детям в любом случае нужно использовать солнцезащитные средства с SPF не меньше 50, а также необходимо держать их в тени, использовать головные уборы, лёгкую одежду для защиты от прямых лучей», — отметил доктор медицинских наук.


Как мы подготовлены

Оценки осведомлённости россиян о защите кожи и первичной помощи при её повреждении, в том числе при солнечных ожогах, у экспертов ForPost разные.

Среди жителей РФ — особенно тех, кто приехал на юг из средней полосы, — все ещё живы бабушкины рецепты типа «обгорели, помажем сметанкой, и всё пройдёт», считает Егор Оболенский.

Увы, но сметана, как и другие жирные субстанции, при солнечном ожоге не помогает, а вот хуже сделать может — уменьшит теплоотдачу, и повреждённые ткани будут «вариться», отметил руководитель компании Obolea:

«Ещё хуже то, что многие до сих пор не умеют правильно защищаться от солнца, например, не привыкли носить длинные рукава и головной убор. Не все знают, что от ультрафиолетового излучения можно пострадать даже зимой: UVA-лучи проходят даже сквозь плотный слой облаков. Они могут вызывать фотостарение кожи, разрушать в ней коллаген и даже вызывать мутации клеток, приводящие к раку».

Сегодня доступен огромный объём информации об уходе за кожей и защите от солнца, она есть и в медицинских изданиях, и в обычных медиа, и на сайтах производителей косметики и магазинов, продающих средства, сказал доктор медицинских наук Денис Заславский.

По его мнению, проблема для человека без медицинского образования — изобилие информации: найти достоверный источник и применить к себе полученные сведения — а ведь каждый случай индивидуален — не всегда просто.

Оптимальное решение — руководствоваться советами своего врача-дерматолога, к которому человек приходит на приём, обратил внимание он.

Ещё одна проблема — большинство регионов России находятся в климатических зонах, где зима долгая, а лето короткое, добавил Денис Заславский. Именно поэтому многие люди, радуясь теплу, хотят как можно больше времени проводить под солнцем и не думают о защите кожи.

«Естественно, это часто приводит к ожогам и другим негативным последствиям. Особенно опасно пребывание под прямыми солнечными лучами для детей. Когда мы анкетируем пациентов, например, в День борьбы с меланомой, задаём вопрос: какова суммарная длительность инсоляции в южных широтах до 18-летнего возраста? Этот вопрос не случаен, так как уровень полученного ультрафиолетового облучения в течение жизни суммируется. Чем больше мы загораем в течение жизни, особенно в детском возрасте, тем больше риск развития кожной онкологии. Детская кожа меньше защищена от солнца, поэтому длительное нахождение под лучами в детском возрасте является решающим. Особенно опасны солнечные ожоги», — рассказал медик.

Он напомнил: из-за избытка загара нарушается синтез коллагена, образовывается дефектный эластин, что приводит к фотостарению кожи. Например, у таких женщин кожа становится тонкой, сухой и морщинистой раньше, чем у не загорающих сверстниц.

Впрочем, у большинства пациентов сегодня есть базовые знания, как нужно защищать кожу от прямых солнечных лучей, другое дело — они часто относятся к таким рекомендациям недостаточно серьёзно, полагает собеседник ForPost:

«Краткосрочные последствия избыточного загара понятны: можно обгореть. Изменения на коже сопровождаются нарушением общего состояния: повышение температуры, вялость, головная боль, озноб, нарушения сна из-за болезненности в очагах. Но долгосрочные последствия в виде развития кожной онкологии, фотодерматоза в виде летнего солнечного дерматита, акне, преждевременного старения кожи, появления морщин, пигментации не всем очевидны». 

Фото: ForPost / Наталия Назарук

Ещё один нюанс

К дерматитам, развивающимся по типу фототоксической реакции, относится и фотофитодерматит. Это воспаление кожи, возникающее под действием солнечного излучения и химического вещества растительного происхождения, рассказал Денис Заславский.

В некоторых растениях есть псорален и другие фурокумарины, оказывающие фотосенсибилизирующее действие, тем самым усиливая чувствительность кожи к солнечным лучам, пояснил он.

По его словам, в умеренном климате это заболевание встречается весной и летом, а среди растений, наиболее часто вызывающих фотофитодерматит в таком климате, можно выделить борщевик, лютик, сельдерей и некоторые луговые травы.

«Луговой дерматит возникает при хождении или лежании на влажной траве в солнечную погоду, при этом очаги поражения могут иметь причудливую форму, напоминая очертания листьев и травы. На участках кожи, подвергшихся контакту с растениями, возникает отёчность, появляются очаги эритемы и пузыри различных размеров. Фурокумарины обладают стимулирующим воздействием на меланогенез, поэтому после разрешения высыпаний на коже остаётся гиперпигментация. Причиной фотофитодерматита также может быть бергамотовое масло, входящее в состав духов, он возникает в месте нанесения духов», — заключил профессор.

Алексей Лохвицкий, Светлана Иевлева

511
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
В среднем: 5 (1 голос)

Обсуждение (1)

Главное за день

В Севастополе проработали вид будущих ТЦ в начале проспекта Генерала Острякова

По меньшему вопрос решён, облик более крупного отправлен на доработку.
20:00
29
3966

Что означает новый для Севастополя сигнал об опасности «Баллистика!»

Он будет звучать при угрозе ATACMS, когда время реагирования – не более двух минут.
15:07
37
5847

В Севастополе голый неадкват избил на остановке двух пожилых женщин

Жуткий инцидент попал на камеры видеонаблюдения.
14:04
32
10288

Как «хозяева» «Хрустального» пляжа времен Украины прижились в России

Кто «благословил» шалман возле монумента «Штык и парус» и «общественный» бассейн на пляже?
20:00
53
6706

У берегов Крыма может возникнуть источник прямой конфронтации с НАТО — Минобороны РФ

Над Чёрным морем стало больше натовских авиаразведчиков.
08:16
13
4572

Севастополь меняет тактику защиты от атак. Подробно о новых мерах безопасности

Рассказываем об основных изменениях, одобренных сегодня.
18:18
58
12277