Очередной рекорд побит в пандемию: в «старой Москве» стали массово продавать наследственные квартиры — рост продаж увеличился вдвое.
Некоторые эксперты считают: эту статистику следует внимательно изучить правоохранителям. Что если это мошенники распродают квартиры одиноких пенсионеров, умерших от ковида?
О том, что стоит за спросом на наследственное жильё, — в материале ForPost.
Как в детективном романе
Некоторые истории из жизни и смерти одиноких пенсионеров напоминают детективный роман Агаты Кристи. Так, расследовать преступление пришлось жителям Дальнего Востока. Они с трудом отстояли квартиру умершего родственника, незаконно «приватизированную» полицейскими и риэлторами.
Обман вскрылся случайно. Родственники умершего пенсионера узнали, что мужчина скончался в своей квартире в феврале, а не умер в мае под забором, как сказано в документах.
Как выяснилось, была задействована сложная схема махинации. Смерть одинокого пожилого человека не регистрировали, чтобы потянуть время и оформить поддельные документы. А когда нужно было деда выписать из квартиры, инсценировали «опознание» — но под фамилией пенсионера похоронили неизвестного.
«Паспорт умершего человека должен быть сдан в ЗАГС, а взамен него выдаётся свидетельство о смерти. Вот как раз в этот период с момента смерти человека до сдачи его паспорта в ЗАГС мошенники и оформляют множество поддельных бумаг, позволяющих в дальнейшем оформить им недвижимость на себя», — приводят «Известия» слова адвоката Виктории Данильченко.
В числе таких бумаг — поддельное завещание, оформленная «задним числом» прописка в муниципальной квартире, фальшивые документы, подтверждающие родство с умершим, уточнила юрист.
По её данным, в России «нет отдельного закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или муниципальных образований».
На эту проблему обратил внимание и севастопольский депутат Антон Пархоменко. Он отметил: сейчас выявлять потенциально выморочное имущество должны муниципалитеты, но они «просто разводят руками: у них нет источников информации». Подробнее об этом читайте в материале «Задолжавшие общежития и ничьи квартиры: о бюджете Севастополя».
Почему нужно делить надвое
По информации департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость, в 2020–2021 годах в пределах «старой Москвы» вдвое выросло число выставленных на продажу квартир, полученных в наследство. Авторы исследования предполагают: взрывной рост стал «неожиданным последствием пандемии».
По данным Росстата, с 1 июля 2020-го по 1 июля 2021-го пенсионеров стало меньше на 1 млн 199 тыс. человек, что составляет рекордную величину за всю историю доступной статистики с 1998 года, сообщает telegram-канал Readovka.
Согласно открытым данным, которые приводит Lenta.ru, впервые с 1990-х доля унаследованных квартир, выведенных на рынок, увеличилась с 10 до 20%.
Речь идёт о так называемом «свежем наследстве». Этот термин используется на рынке недвижимости для обозначения квартир, находящихся в собственности менее трёх лет после оформления прав наследников.
По мнению вице-президента Гильдии риэлторов России Константина Апрелева, эти цифры не дают объективной картины по выморочному жилью.
«Мы не наблюдаем, чтобы кто-то ринулся продавать квартиры. Если бы это произошло, то тогда увеличился бы объём предложений на рынке. Объём предложений, напротив, сокращается. Покупательский спрос снижается, так как ставка по ипотеке увеличилась на 1%. Ипотека занимает 85% на рынке сделок. Повышение ставки на 1% — снижение платёжеспособного спроса на 10–15%», — сказал ForPost Апрелев.
Не всё однозначно и со смертностью пожилых людей. Профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников в беседе с ForPost отметил, что эти данные «не столь пугающие», чтобы их сравнивать со статистикой «лихих девяностых»:
«За этот год данных о смертности ещё нет. Судя по тому, что было в прошлом году, не настолько поднялась смертность, чтобы иметь такой эффект. Возможно, это (продажа наследственных квартир) связано с тем, что выросли цены на жильё. Тем более в центре города, в престижных районах. Проблема здесь, скорее всего, больше экономическая, чем демографическая».
Он отметил, что продать квартиру умершего одинокого пенсионера «не так-то просто». В большинстве случаев квадратные метры «наследуются близкими или дальними родственниками»:
«Согласно переписи населения 2010 года, каждая четвёртая супружеская пара в России проживала вместе с родителями мужа или жены. Если у них умирают дедушки или бабушки, то они переселяются в их квартиры, либо продают их, либо сдают в аренду».
Читайте также: Лжесын и пособник из Севреестра отжали у Севастополя квартиру умершей старушки
Как обезопасить пенсионеров
Несмотря на неоднозначную ситуацию, закрывать глаза на проблемы с выморочным жильём в пандемию не стоит. По данным газеты «Ведомости», число мошеннических операций с недвижимостью в 2021 году по сравнению с прошлыми годами выросло.
Так, за первое полугодие управление Росреестра по Москве сообщило о 18 преступлениях, связанных с отчуждением прав на недвижимость. Большая часть схем, по которым возбуждены уголовные дела, связана с завладением выморочным имуществом. Самый распространённый способ — приобретение прав на жильё с помощью подлога документов.
Экс-начальник криминальной милиции РОВД Москвы, почётный адвокат России Евгений Харламов рассказал ForPost о способе обезопасить пожилых граждан:
«В середине 90-х я работал участковым. Вёл журнал, в который были занесены данные граждан, нуждающиеся в повышенной защите. Пожилых людей ставили в так называемые «сторожевики». Это означало, что было запрещено проводить операции с их недвижимостью. Если кто-то пытался обмануть пенсионеров, участковый или родственники включались в работу и предотвращали мошеннические действия. Эта схема работала».
Он уверен: опыт «сторожевиков» необходимо возвращать в работу участковых. Харламов не отрицает, что не во всех случаях они эффективны, но всё-таки «снижают риск захвата выморочного жилья».
Обезопасить одиноких пожилых людей можно и через портал «Госуслуги», сообщила ForPost юрист Наталья Кирюхина.
«Можно подать заявление на запрет регистрации перехода права и других регистрационных действий с имуществом. Это заявление может подать каждый со своей учётной записи на госуслугах. Его можно подать и в МФЦ. Заявление о запрете на любые регистрационные действия с имуществом защищает одиноких пожилых людей от мошеннических действий», — пояснила Кирюхина.
Однако далеко не у всех пенсионеров, особенно одиноких и престарелых, есть «учётка» на госуслугах, и не все они могут выстоять очередь в МФЦ...
Читайте по теме: Куда уходит имущество умерших севастопольцев
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
А что если умерших НЕ от ковида?...
"Пчелы против меда".
Навещать нужно своих одиноких родственников почаще и мошенники зариться не будут на чужое.
Проведите новую аттестацию, старая уже прокисла. От оборотней избавьтесь, а то они и устроятся "сторожевиками".