Севастополь стоит на пороге новых открытий. Как минимум в области искусства — для меня это очевидно.
Очередной гала-концерт севастопольского театра оперы и балета стал полноценным диалогом с горожанами. Удивительно, как гармонично замдиректора Севастопольской оперы Андрей Уваров (народный артист России) переплёл в программе балетную классику — хореографию Григоровича и Петипа с современным балетным словом Пимонова, Клюга, а также музыкой Чайковского, уличных французских музыкантов и Radiohead.
Перефразируя высказывание великого русского композитора Сергея Рахманинова: «Музыки хватит на всю жизнь, но целой жизни не хватит для музыки», приходишь к пониманию, что для постижения Севастополя, его смыслов и исторического значения, тем более языком искусства, и целой жизни не хватит. Благо Севастопольская опера даёт множество поводов.
А смыслов у города более чем достаточно… Как рассказал ForPost Андрей Уваров, все артисты гала-концерта приехали не только поздравить город с 240-летием, но и выразить свою позицию поддержки и жителям, и самому городу. Балерина МАМТ Ксения Рыжкова сказала, что у артистов не возникало никаких сомнений — ехать или не ехать в Крым, для них важно быть в Севастополе. Английский хореограф Джона Кук и вовсе не без улыбки сказал, что пути к отступлению у него нет. А директор Севастопольской оперы Сергей Полунин поделился, что многие артисты получили угрозы в соцсетях, но это не повлияло на их желание выступать перед севастопольцами.
Открылось первое отделение премьерой номера «Нечего терять» Джоны Кука (ведущий солист МАМТ), который английский хореограф исполнил в дуэте со своей супругой Ксенией Рыжковой. Тема танца — «любовь и утрата». Это был номер без балетной обуви на музыку великого Жака Бреля (1929–1978) и современного французского музыканта Кристофа Бастьена. Вдохновлялись артисты образами клоунов, уличными артистами, немым кино.
Джона тепло был принят севастопольской публикой: особенно впечатлили его длинные балетные руки, пальцы и драматический артистизм. Ксения же воплощала внутреннюю загадку и лёгкое одиночество, в котором остаётся место для понятного только ей знания.
Джона Кук и Ксения Рыжкова
Настоящим открытием стал дуэт Приски Цайзель (ранее представляла Венский государственный балет, Баварскую оперу) и Дмитрия Соболевского. В своём первом номере — дуэт «Барокко» (хореография Антона Пимонова) на музыку Антонио Вивальди — они как будто показали развитие отношений между мужчиной и женщиной, начиная от первого знакомства и заканчивая финалом супружеской жизни. Через хореографию были понятны оттенки их тёплых чувств, интонации споров, житейские дела мужчины на работе, при строительстве дома и его защите, а женщины — в обустройстве домашнего очага, материнстве, заботе. На это, без всяких сомнений, хочется снова смотреть.
Кроме дуэта «Барокко» Цайзель и Соболевский станцевали па-де-де из балета «Дон Кихот» (хореография Мариуса Петипа). Их ответственное отношение к классике вызвало уважение, а высоченный и сильный прыжок Соболевского на мгновение, и это не фигура речи, заставил публику затаить дыхание. Наверное, за всю новейшую историю Севастополь не видел прыжка выше, чем у Дмитрия Соболевского.
Очень качественно станцевал дуэт Ольги Марченковой (ведущая солистка Большого театра) и Клима Ефимова (первый солист Большого театра). Па-де-де из балета «Раймонда» со сложными поддержками, вероятно, одобрил бы автор хореографии Юрий Григорович. А их «шаг двоих» из балета Цезаря Пуни «Дочь Фараона» в постановке великого Пьера Лакотта дал полное ощущение имперского балета, как он задумывался.
Главным личным впечатлением от исполнения классических балетных текстов, с которым ничего не могу поделать, стало адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак» в исполнении Ольги Гришенковой (заслуженная артистка РФ, ведущая солистка НОВАТ) и Романа Полковникова (ведущий солист НОВАТ). Хореография Григоровича, и тем более в балете «Спартак», подвластна далеко не всем артистам, даже окончившим Академию русского балета им. Вагановой. Тем более сохранить дух постановки Григоровича, да ещё и на новой сцене, с новым освещением и звуком — это задача запредельная, с которой Ольга и Роман справились.
А во втором отделении Гришенкова и Полковников потрясли публику современным балетным номером, станцевав дуэт из балета «Радио и Джульетта» (хореография Эдварда Клюга) на музыку британской инди-рок группы Radiohead. Неожиданно, свежо? Безусловно! Несмотря на то, что Клюг поставил Radio and Juliet в Словении 18 лет назад. И балет продолжает жить, обретая новых почитателей.
Ещё одним приятным открытием вечера стал современный танец «Deep White» (Глубокий белый) в исполнении Марии Ширинкиной (первая солистка Мариинского театра) и Владимира Шклярова (премьер Мариинского театра, заслуженный артист РФ) в постановке Ольги Васильевой. Артисты появились спинами к зрителям, давая понять: они незрячие. Их борьба с жизнью в темноте, поиск пути друг к другу на ощупь, чтобы быть вместе, — завораживает от начала до конца. Выходит, что глубокий белый — это чёрный? Как и «Чёрный квадрат» Малевича — не только новая точка отсчёта в жизни страны и в её искусстве, но и пятно света и истины, к которым тянутся за любовью сердца. Такой танец подвластен мудрым артистам: недаром Шкляров более 20 лет провёл на сцене.
Мария Ширинкина и Владимир Шкляров
Обобщая впечатление от современной хореографии на гала-концерте, стоит присмотреться не только к хореографии Ольги Васильевой, Джоны Кука, который полюбился севастопольцам, но и к работе Антона Пимонова (лауреат «Золотой маски — 2017» с балетом «Скрипичный концерт № 2», Мариинский театр), который 16 июля 2023 года оставил должность худрука балетной труппы Пермской оперы. И кто знает, может быть, судьба готовит ему новую встречу с Севастополем.
Своё слово в гала-концерте сказал и Сергей Полунин (директор Севастопольской оперы), которого в Севастополе традиционно очень тепло принимают. Он танцевал сольный номер «Если дорог тебе твой дом», который сам поставил. Как признался Полунин в беседе с ForPost, это был танец о погибших в Донбассе детях. Музыкой для номера выбрали шестую — «Патетическую» — симфонию Чайковского.
В творчестве Чайковского симфония № 6 — одно из самых загадочных произведений: вскоре после её написания композитор умер. Исследователь творчества Чайковского — искусствовед М.Г. Рыцарева обнаруживала Страсти Христовы как скрытую программу произведения. П.С. Волкова в журнале «Искусствознание» писала, что на шестую симфонию ранее ставил балет «Пиковая дама» Ролан Пети и балет «Идиот» Б. Эйфман. И всякий раз, отмечает исследователь, балетмейстеры не принимали в расчёт риторическую программу творца. В итоге безусловные шедевры — произведения Пушкина и Достоевского — не стыковались с шедевром Чайковского.
В названии же номера Сергея Полунина цитируется классик советской поэзии Константин Симонов. Оригинальное название стихотворения «Если дорог тебе твой дом» звучит как «Убей его!». Как напоминает д.п.н. Татьяна Балыхина, Симонов написал это стихотворение в июле 1942 года в период тяжёлых потерь Красной Армии на юге России, вызвавших пораженческие настроения в войсках. Стихотворение Симонова, опубликованное в газетах многомиллионным тиражом, работало лучше, чем слова отцов-командиров: оно создавало образ врага и мотивировало солдат идти в бой. Публика отблагодарила Сергея Полунина щедрыми аплодисментами. У меня же от этого номера осталось ощущение недосказанности.
Лучшим же номером гала-концерта, как мне представляется, был дуэт «Соната» (хореография Уве Шольца) на музыку Сергея Рахманинова в исполнении великолепных Евгении Образцовой (балерина Большого театра, заслуженная артистка России) и Семёна Чудина (премьер Большого театра, заслуженный артист России). Известно, что Рахманинов не написал ни одного балете в своей жизни. Но почему-то хочется верить, что он бы одобрил. И здесь необходимо особые слова благодарности адресовать дирижёру гала-концерта, заслуженному артисту России Антону Гришанину, а также солирующим музыкантам Александре Курицыной (фортепиано), Вере Григорьевой (фортепиано), Владимиру Скляревскому (скрипка, заслуженный артист России), Нике Рябчиненко (арфа).
Семён Чудин и Евгения Образцова
Танец оставил ощущение соприкосновения с полным совершенством, с подлинным произведением искусства. Смотришь на Образцову — а видишь реинкарнацию музыки Рахманинова в женской пластике. Смотришь на Чудина — и понимаешь, какой мужественной может быть эта музыка. Смотришь на артистов в парном танце — и восхищаешься тем, насколько произведения Рахманинова глубоко затрагивают отношения мужчины и женщины.
В финале гала-концерта публику ждал настоящий подарок — первый для Севастопольской оперы балет собственной постановки, мировая премьера, которую исполнили Ксения Рыжкова, Валерия Муханова, Сергей Полунин, Джона Кук, Артур Мкртчян и учащиеся Академии хореографии Севастополя. Речь о небольшом одноактном балете «Рахманинов. В память» с хореографией Джоны Кука и музыкой Сергея Рахманинова.
«Это абстрактный балет. В нём переплетается история жизни и смерти Рахманинова с историей воскресения Иисуса Христа. Через музыку Рахманинова мы можем воскресить его дух, чтобы он был с нами даже после его смерти, и это может принести нам спасение», — поделился с ForPost идеей балета Джона Кук.
Британского хореографа, как уже знают наши читатели, волнует творчество Рахманинова и беспокоит обстоятельство, что великий русский композитор против своей воли похоронен в США. Эмигрировавшему в Америку в 1918 году Рахманинову, по сути, нечего было терять: всю свою музыку он до этого написал в России. Джона Кук, уехав из Англии в Россию, признаётся, что, когда нечего терять, всегда остаются любовь и смерть.
Так и прифронтовой Севастополь, находящийся под атаками беспилотников, сосредотачивается, собирается, концентрируется, но при этом не изменяет себе, выбирая вечность через искусство.
Сергей Абрамов
Фото Севастопольского театра оперы и балета
Обсуждение (7)
Ну и много у нас ценителей?
Странный заголовок и излишний пафос в статье.
Здесь было букв не много,
но их подрезали слегка,
оставив фразу ниже,
все исказило в результате, смысл поста
Севастопольский балет так и просится в Императорский и большой переименоваться
Кому нужны эти оперы и балеты ???
У меня был билет на 27 июля. Настроение предвкушения прекрасного.
Сегодня Гала- концерт был отменён. И артисты были готовы и зрители, но проливной дождь помешал. Так жаль.
Буду ждать следующего года.
Не до балетов. Когда большинству населения нужно удовлетворить первичные потребности особенно. При всем уважении, не с того начали.
to Sassenach94:
Если умеете не дышать, то можно заняться дайвингом. Там то же много прекрасного, но главное, настоящего!