В Минэнерго заявили, что угольная отрасль РФ справилась с санкциями.
На фоне санкций угольщики из РФ поставили на металлургический уголь. Данный вид угля торгуется на внешних рынках без скидок, по этой причине его экспорт особо выгоден. Этим он отличается от «обычных» энергетических углей. У данного вида угля конкретное целевое назначение: его марки используются в процессе выплавки меди и стали. Стало быть, от зелёной повестки он зависит в меньшей степени, равно как и от ценовых колебаний на энергоносители.
Для экспорта металлургических углей наиболее перспективным направлением является Индия (прирост почти 145 процентов к почти 9,5 миллиона тонн минувшего года). Также это Китай, где прирост почти 130 процентов. Другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона тоже вполне перспективны. Но Индия всё же наиболее: там сталелитейная промышленность переживает бурное развитие, и прямо сейчас страна является вторым мировым производителем стали — Индия планирует наращивание выпуска стали с теперешних 120 миллионов тонн более чем вдвое через 7 лет.
Тем не менее, у металлургического угля из РФ есть конкуренты — угли из Индонезии и Австралии. Для опережения этих конкурентов России необходимы наращивание объёмов собственного экспорта и обеспечение стабильности данных поставок. В этих целях необходимо расширение «узких мест» железнодорожных сетей, где пропускная способность сейчас по всем направлениям слишком мала. На Дальнем Востоке сеть перегружена, из-за этого угольщики часто предпочитают использовать южные маршруты экспорта через Азово-Черноморские порты. Это, помимо прочего, ещё и более выгодно (а также более быстро).
В экспортной структуре угля всё большая доля начинает приходиться именно на металлургические марки. К примеру, энергетический уголь, который применяется в электрогенерации, всё более конкурирует с газовой и атомной генерацией. А вот металлургическим углям альтернативы находить только начинают (к примеру, водород) и то лишь в Европе и США. И для выплавки сталей сейчас других вариантов нет.
Основным направлением поставок из РФ и дальше будет Индия, в которой главным драйвером спроса является урбанизация. В минувшем году там на долю городов пришлось чуть более 35 процентов населения. При этом, в Китае — почти 65 процентов. Индии есть куда развиваться, и она развивается. Сокращение данного разрыва уже подталкивает спрос на продукцию из стали в строительной отрасли, в железнодорожной сфере и в автопроме.
Что до перспективного транспортного направления для данного экспорта, то это южное направление, через Азово-Черноморские порты. Тем не менее, как и Дальний Восток, это направление испытывает дефицит подъездных мощностей на железной дороге. Нынешние планы РЖД строятся вокруг увеличения пропускной способности железных дорог на российском юге с нынешних до более чем на 27 миллионов тонн в год. При этом, требуется её увеличение не менее чем на 75 миллионов тонн.
Что ж, будет победа — будет и это увеличение. А пока ждём.
Читайте по теме: Каковы перспективы у поставок российской нефти для независимых НПЗ в Китае
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
важная российская новость