Оренбург и Севастополь — классические примеры пограничных городов-крепостей, форпостов Российского государства, созданных для контроля геополитического пространства. С одной стороны — степного приграничья, с другой — Черноморского региона.
Оренбург был основан в 1743 году как узловой центр русской приграничной линии на азиатском направлении, где ввиду различных внутренних и внешних факторов формировались сообщества торговцев, купцов, казаков и военных, каждое из которых в своей мере выступало посредником между империей и степью.
Оренбург и Севастополь в системе российских крепостей
Как рассказал ForPost руководитель Оренбургского отделения РГИ Дмитрий Грудинин, в первую очередь Российское государство построило на месте будущего Оренбурга военную крепость с высокими каменными стенами, что для степи было в новинку. Одновременно это было символом прихода в регион более развитой цивилизации, и также — необходимостью обороны земель и ресурсов (в первую очередь залежей меди) от набегов всевозможных племён.
«Поэтому Оренбург — это город-крепость», — подытожил Дмитрий Грудинин, отметив, что название город берёт от названия реки Орь, где первоначально он был заложен.
Старший научный сотрудник музея истории Оренбурга Тимур Капшанов — сторонник немецкого следа происхождения названия города, где «орен» означает «уши», а «бург» — «крепость». «Таким образом, Оренбург — это крепость-разведчик», — рассказал ForPost Тимур Капшанов.
Севастополь, основанный в 1783 году, как хорошо знают наши читатели, также задумывался как крепость — только морская, главная база Черноморского флота на юге России. Конечно, название «Севастополь» имеет совершенно другие корни — греческие, а перевод имени города, который не перестаёт быть военным форпостом, означает «достойный поклонения» или «величественный».
Принимая различия, можно говорить, что есть основания на уровне дискурса рассматривать Оренбург и Севастополь как сходные по функциям элементы «пояса контроля» Российского государства.
Крымская война: участие Оренбурга в обороне Севастополя
Прямая историческая связь между Севастополем и Оренбургом проходит через Крымскую войну 1853–1856 годов. Так, 105-й пехотный Оренбургский полк принимал самое прямое участие в Крымской войне и первой обороне Севастополя. Кроме того, как напоминает историк Владислав Демаков, Оренбургское казачье войско в количестве двух полков принимало участие в сражениях Крымской войны при Балаклаве и Чёрной речке. Также в официальной энциклопедии Башкортостана содержатся сведения, что из «бюджета» Оренбургского казачества на нужды обороны в период Крымской войны была выделена значительная сумма — около 65 тысяч рублей серебром.
Таким образом, степной город-крепость Оренбург во время Крымской войны оказывал морскому Севастополю как военную, так и финансовую помощь.

Многочисленные связи двух городов в период Великой Отечественной войны прослеживаются в первую очередь через биографии конкретных людей из Оренбурга, которые участвовали в обороне Севастополя. И таких имён с поразительными историями немало… Тому свидетельство — регулярные научно-практические конференции в Оренбурге, в тематиках которых, бывает, упоминается Севастополь. Связка с городом-героем фигурирует в личных историях оренбуржцев — защитников Севастополя, которые публикуются в периодической и научной печати каждый год, и особенно к круглым датам исторических событий.
По мнению историка Дмитрия Огорелкова, участие оренбургских научных центров в историографии обороны Севастополя и общегосударственной памяти о Крыме позволяет рассматривать связи двух городов как часть символической географии современной России.
Историческая застройка Оренбурга XIX века и проблемы сохранения
Ещё одна неоспоримая связь двух городов выражается в архитектурных особенностях и их сохранившейся исторической застройке. Подобно историческому центру Севастополя с его узнаваемым архитектурным ансамблем, созданным уже после Великой Отечественной войны, здания которого сегодня имеют статус объектов культурного наследия, в Оренбурге также есть уникальный исторический центр.
Однако, в отличие от Севастополя, в Оренбурге сохранилось очень много сооружений XIX века, построенных ещё при губернаторе В.А. Перовском. Чаще всего — это одно-, двух- или трёхэтажные здания, которые не восстанавливаются, а разрушаются на глазах.
Оренбургские историки отмечают, что, с одной стороны, такие постройки, безусловно, привлекают туристов, но с другой — периодически горят без причин, попадают в сводки судебных дел или просто пустуют, зияя дырами разбитых окон или сгнившими крышами. Конечно, некоторые здания-счастливцы находят рачительных хозяев-меценатов, которые восстанавливают и приспосабливают их под современные нужды.
Но в половине случаев исторически ценные здания Оренбурга очень похожи на такие же бесхозные строения в Симферополе, Мелитополе, Краснодаре, Ростове-на-Дону. Те же — один-два этажа и то же отсутствие финансов в бюджете региона на полноценное восстановление и реставрацию. Перовский схватился бы за голову…
К слову, могила оренбургского губернатора Василия Алексеевича Перовского, как уже знают наши читатели, находится в Севастополе на территории Свято-Георгиевского мужского монастыря. И это ещё одна очевидная связь между двумя городами.
Сергей Абрамов
Фото автора
