Академик живописи, действительный член Императорской Академии художеств и при этом лауреат Сталинской премии второй степени за картину «Переход Красной армии через Сиваш». Художник, делавший наброски в окопах Русско-японской и Первой мировой войн, но скончавшийся в оккупированном Симферополе в Великую Отечественную войну. Всё это вехи длинной и яркой биографии мастера батальной живописи Николая Самокиша, который родился в этот день, 13 октября, 165 лет назад.
Начало пути
Будущий талант появился на свет в 1860 году в городе Нежин Черниговской губернии Российской империи в семье почтальона Семёна Самокиша. Мальчик много времени проводил в доме деда, потомственного казака. Эти поездки оставили глубокое впечатление в его душе, заложив основу будущих увлечений.
«Здесь впервые заговорило во мне желание рисовать войну, лошадей, пушки, дым и оружие…», — вспоминал позже художник.
Ростки дарования заметили и развили в юноше учителя гимназии при Нежинском юридическом училище. Однако первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге провалилась, и Николай Самокиш в 1878 году записался в вольнослушатели батальной мастерской профессора Богдана Виллевальде, а год спустя стал его студентом, всё-таки пройдя отбор в желанный вуз.
В столице провинциальный юноша полностью погрузился в учёбу и творчество: учебные работы Николая Самокиша были удостоены семи медалей Академии. Вершиной признания начинающего таланта стала в 1885 году большая золотая медаль и звание классного художника 1-й степени за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году».

В этом же году, окончив Академию, Николай Самокиш отправился во Францию — знаменитый центр батальной живописи того времени. В течение трёх лет в Париже молодой человек совершенствовался в мастерской французского академического художника и баталиста Эдуарда Детайля. В эти же годы много путешествовал, набираясь опыта, по Европе: побывал в Германии, Бельгии, Италии, Греции и Испании.
В 1890 году, вернувшись на Родину, потомок черниговских казаков был удостоен звания академика живописи за работу «Табун маток Ново-Томниковского конного завода».

Художник на войне
На излёте XIX века творчество Николая Семёновича вышло на новый уровень. После того, как в 1890 году его работы показали наследнику престола будущему Николаю II, художника порекомендовали Военному министерству Российской империи, чтобы зарисовывать манёвры и историю кавалерийских полков.
«И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — посетовал, годы спустя, живописец в дневниках.
Кроме этого, Николай Самокиш в эти же годы получил возможность сопровождать великих князей во время путешествия по Индии. При этом стеснённый быт «туристов» ни разу не помешал художнику творить — результатом поездки стало 456 оригинальных рисунков.

Этот опыт пригодился через несколько лет, когда в мае 1904 года по заданию редакции журнала «Нива» он отправился на фронт Русско-японской войны. По горячим следам Николай Самокиш смог подготовить целый альбом рисунков, а в будущем — создать живописные полотна. Самой масштабной его работой этого периода стала картина «Ляоян. 18 августа 1904 года», посвящённая одной из самых жестоких битв русских с японцами в северо-восточном Китае. В 1910 году это полотно было помещено в военную галерею Зимнего дворца.
Почти десятилетие спустя, в 1915 году Николай Самокиш снова отправился на фронт — на этот раз Первой мировой войны. Однако теперь художник поехал не один, а в составе так называемого художественного отряда, сформированного из пяти его учеников, студентов батальной мастерской Императорской Академии художеств.

Эти и последующие работы навсегда вписали имя Николая Семёновича в пантеон славы русской живописи, хотя в наши дни выбранный им жанр батальных сцен ушёл в прошлое. Как рассказала ForPost замдиректора Симферопольского художественного музея Светлана Глазунова, расцвет батального жанра пришёлся на XIX век, когда было принято изображать боевые действия красочно, подавать их как праздничное, а не трагическое, событие. Работы, выполненные в этом жанре, пользовались вниманием членов императорской семьи, поэтому многие художники желали творить в этом жанре, но не у каждого получалось.
«Необходимо уметь выстроить многофигурную композицию и разместить их в пространстве. При этом изображение, как правило, подаётся в динамическом ракурсе, — подчеркнула собеседница. — Для этого у художника должны быть и зрительная память, и фантазия — ведь многое приходится додумывать в мастерской, поскольку на переднем краю атаки он не занимается творчеством».
Однако со временем изменилась и военная форма, и характер боевых действий, да и война перестала восприниматься как праздник. А на смену батальным живописцам, по словам Светланы Глазуновой, пришли военные фотографы и кинохроникёры.
Впервые в Крыму
Работа на фронте подорвала здоровье уже немолодого Николая Самокиша. В 1918 году под предлогом необходимости поправить силы он уехал в Крым, куда раньше выехала из революционного Петрограда его супруга, талантливый книжный иллюстратор и график Елена Судковская. Женщина не приняла новую власть и эмигрировала во Францию, где прожила остаток жизни. А Николай Самокиш выбрал жизнь в России.
«Он случайно оказался в Крыму: думал здесь переждать события Гражданской войны. При этом едва сам не попал под “красный” террор. Его уже везли на расстрел, когда один из чекистов узнал художника и спас его», — рассказал ForPost преподаватель истории искусств Крымского художественного училища имени Н.С. Самокиша Вадим Солдатов.
Первые годы Николай Самокиш жил в Евпатории, а в 1922 году перебрался в Симферополь. На хлеб в те голодные годы 72-летний мэтр живописи был вынужден зарабатывать, оформляя рабочие клубы и «красные» уголки, а также преподавая рисование в школе.

Уже обосновавшись в столице Крыма, Николай Семёнович в собственной квартире на улице Жуковского открыл учебную творческую студию, из которой в 1937 году выросло Крымское художественное училище, носящее сейчас его имя. Кроме этого, в это время он работал внештатным сотрудником Симферопольского художественного музея.
«Нам радостно, что это успели зафиксировать на фотографиях — большой мастер среди нашего коллектива тех лет в залах музея. Это внушает сродственность и передачу традиций от поколения к поколению», — поделилась впечатлениями Светлана Глазунова.

При этом педагог ни дня не прекращал творить: в 1930-е годы он консультировал и сам участвовал в работе художественной группы, готовящей панораму о штурме Перекопа в годы Гражданской войны. По замыслу молодой советской власти, новая батальная работа должна быть создана по аналогии с легендарными Севастопольской и Бородинской панорамами.
Для достоверности изображения художники не только заранее штудировали литературу, но и опрашивали свидетелей тех событий. Увы, панорама не сохранилась — во время эвакуации фондов Симферопольского художественного музея в начале Великой Отечественной войны она сгорела вместе с другими экспонатами в Керченскому порту.
Впрочем, параллельно до войны Николай Самокиш создал несколько крупных отдельных работ, лучшим из которых художник считал «Переход Красной армии через Сиваш». В 1941 году именно за это полотно ему присудили Сталинскую премию второй степени.

В 1938 году художника пригласили возглавить батально-историческую мастерскую Харьковского художественного института. Поэтому с тех пор он жил на два города. Однако Великая Отечественная война застигла мастера в Крыму.
Николай Самокиш не эвакуировался, а остался в оккупированном Симферополе. Немцы не тронули прославленного живописца, позволив остаться в своей квартире в центре города. Как рассказал Вадим Солдатов, последние годы жизни художника пока мало изучены, и в некоторых источниках встречается информация о том, что он мог сотрудничать с оккупантами. Другие исследователи утверждают, что немцев в дом приглашала его новая молодая жена Наталья Добровольская, торговавшая рисунками мужа и его учеников.
«Нам ещё предстоит обелить имя Николая Семёновича!», — заявил ForPost Вадим Солдатов.
Увы, до Победы прославленный живописец не дожил: 18 января 1944 года, за несколько месяцев до освобождения Крыма, он скончался в возрасте 83 лет.
Познакомиться ближе с творчеством Николая Самокиша можно на выставке, которая до 9 ноября открыта в Симферопольском художественном музее.
Пелагея Попова
Фото автора; simhm.ru