Севастополь

На своих двоих: кто и как ставит на ноги севастопольцев

Что мешает «закрыть» вопрос, поднятый ещё 30 лет назад?

Около 50 тысяч — в России, более 400 — в Севастополе. Столько разрушенных коленных и тазобедренных суставов хирурги страны и города заменили за истекший год на искусственные — эндопротезы. Очередь на квоту для эндопротезирования не заканчивается ни у нас, ни в стране.

«В нашем отделении таких операций выполняется 400–450 в год, в среднем в городе ежегодная потребность в них — 1300–1400», — говорит ведущий севастопольский практик в области эндопротезирования Геннадий Олиниченко. На днях ортопедическое отделение 9-й горбольницы, которое он возглавляет, ненадолго открыло свои двери для журналистов, чтобы они своими глазами увидели, где и как возвращают людям способность ходить.

Городская больница № 9, военный госпиталь, частная клиника и (по срочным показаниям) городская больница № 1 — вот все севастопольские медучреждения, в которых могут заменить безнадёжный в плане восстановления тазобедренный или коленный сустав. К сожалению, импланты не вечны, поэтому через 10 лет приходится менять 15% эндопротезов, через 15 — 50%. 

«Хотя есть случай, когда у севастопольской пациентки протез стоял 45 лет. Это был отечественный эндопротез, разработка Сиваша. А патент на него впоследствии уехал в Болгарию, где я и учился эндопротезированию. Там его усовершенствовали и продали в Германию, и так далее», — рассказывает хирург-ортопед.

Эти очень непростые металлические конструкции заменяют разрушенные суставы

Сегодня отечественные эндопротезы установлены всего у нескольких процентов пациентов, а рынок имплантантов на 100% занят импортными. Причина этого, по мнению севастопольского хирурга, в отсутствии системы госфинансирования этих направлений.

«На эти программы никогда не было денег. Не было частных инвесторов, не было государственных вложений. Всё, что было — было на энтузиазме. Что касается серийного производства качественных отечественных имплантов, об этом говорят столько, сколько их массово ставят — лет 25–30», — утверждает врач с 30-летним стажем.

По его словам, российский рынок богат предложениями научных разработок, но даже лучшие из них без господдержки не смогут составить конкуренцию зарубежным. 

«Мне удалось побывать в лабораториях и на заводах импортных производителей — там большие деньги вложены. Приезжаешь — и понимаешь, к чему хочешь стремиться. Мы же сегодня не можем с ними конкурировать — нет вложений, никто не заинтересован. Поэтому должна быть государственная программа отечественных эндопротезов, должны быть усилия нескольких ведомств», — заключает хирург.

Глобальная проблема должна решаться глобально, заключает он. 

В поисках спроса

Среди российских научных разработок тазобедренных и коленных имплантов есть и севастопольское предложение — только вот пробиться к нуждающимся в эндопротезировании оно не смогло ни в украинские, ни в российские времена. Подготовили это предложение в Севастопольском госуниверситете (ранее — СевНТУ), в лаборатории биомеханики.

Уникальность севастопольских эндопротезов суставов была не раз отмечена и признана на международных научных и изобретательских форумах. Тогда они успешно прошли испытания в двух научно-исследовательских институтах. 

К этим разработкам приложил руку и Геннадий Олиниченко. Несколько операций по их имплантации он провёл в своём отделении. 

«У нас шикарный университет технический! Но этот проект — он пока только патент и проект. В серию эти эндопротезы не запускались, клинических испытаний не было», — говорит хирург. 

Печальную эстафету безразличия к этим важным и нужным разработкам, к сожалению, от Украины подхватила Россия. Своё недоброе слово сказало и прошлое руководство СевГУ — лаборатория биомеханики была закрыта. Это случилось сразу вслед за заключением перспективных соглашений с московскими, китайскими и даже немецкими коллегами. 

Часть коллектива, обескураженная таким решением, занялась новыми проектами, другие продолжили — как часто бывает со всем лучшим — на энтузиазме. 

Руководитель лаборатории биомеханики Михаил Калинин и  завкафедрой "ТМиМ" СевГУ Владимир Пахалюк во время презентации разработок вице-премьеру Ольге Голодец, 2016 год

«Мы сейчас разрабатываем долговечную керамическую головку [шарообразную часть] эндопротеза, которая ни при каких экстремальных нагрузках пациента не будет разрушаться. На безфинансовой, инициативной основе работаем с МИФИ и с московскими предприятием „Карбон”», — рассказывают завкафедрой технической механики и машиноведения СевГУ Владимир Пахалюк и доцент кафедры Александр Поляков.

Есть план!

 ту разработку после лабораторных испытаний севастопольские учёные намерены предложить в рамках новой российской программы высокотехнологичной травматологии и ортопедии. Распоряжение о ней в декабре 2018 года было подписано в Правительстве России.

«В рамках проекта предусматриваются ввод новых производственных мощностей и обновление технической базы, расширение ассортимента медицинских изделий, включение производства медицинских изделий в цепочку международной кооперации, поставка российской продукции на международные рынки», — говорится в документе, с которым сегодня связывают надежды врачи, пациенты и разработчики.

Реализация задуманного позволит выпускать около 190 тысяч медицинских изделий 45 наименований в год. Среди них — импланты суставов, которые с этого года в рамках бесплатной медпомощи должны устанавливаться без ранее обязательной квоты. По заявлениям, сделанным СМИ вице-премьером Юрием Борисовым, к 2021 году по крайней мере половина этого рынка должна принадлежать отечественной продукции. И стоимость её будет до 40% меньше. 

«Мы собираемся вклиниться в эту тему, но в такие производства надо приходить с чем-то уже готовым, не с идеями. И мы хотим показать то, что уже работает. Сейчас нужно довести до ума испытания и принести образец с технологией, какой пока нет в мире», — говорит Владимир Пахалюк.

Если эта заявка будет успешной, учёные не будут молчать и о своих предыдущих разработках. 

«Если мы „зайдем” с этим, то покажем и однополюсные эндопротезы. Их клинические испытания в Харькове очень успешные, они показали, что великолепно стоят», — продолжает учёный.

Готовит университет и ещё одну перспективную разработку, связанную с протезированием без приставки «эндо» — «умный» протез ноги с биоподобным искусственным коленным суставом, который сможет распознавать намерения инвалида и помогать ему выполнять все необходимые в повседневной жизни движения. 

Дёшево и сердито?

Говоря об импортозамещении в отрасли, вице-премьер Юрий Борисов признал, что без административных мер потеснить западных поставщиков невозможно. Хирург-ортопед Геннадий Олиниченко подчёркивает, что нужны и образовательные меры:

«Есть и другая составляющая, которая интересна хирургам, — это обучение. Западные производители обучают хирургов — возят в клиники и обучают. И это самое главное. Но уровень клиник должен быть соответствующий. Реальный уровень, а не разговоры», — говорит Геннадий Олиниченко.

Говоря о перспективах импортозамещения в этой сфере, врач настойчиво повторяет: нужны огромные средства — господдержка или комфортные условия частных вливаний. «Иначе будем догонять и постоянно отставать», — резюмирует он. Но заметно дешевле импортного отечественный протез всё равно не станет, считает хирург: качественный металл не будет дёшев, а умные и высококвалифицированные специалисты — технологи, металлурги, токари, инструментальщики — должны быть высокооплачиваемыми. 



Геннадий Олиниченко в СевГУ на защите проекта по «умного» протеза

На фоне заметного скепсиса место оптимизму всё-таки находится — правда, в прошлом. 

«Российские ортопеды были первыми в этом направлении. И хотелось бы, чтобы отечественные импланты встали в ряд основных мировых брендов», — заключает Олиниченко.

Оптимизм несколько дней назад прооперированного пациента — сегодня он уже передвигается по палате на своих ногах — основывается главным образом на мастерстве севастопольских врачей. И импортного импланта. 

Светлана Косинова

Фото автора

6626
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (11)

Profile picture for user zagava
6720
zagava

кто-то мечтал вложить капиталы в производство?  А ведь правительство собралось из Севастополя делать и медицинскую Мекку. Почему бы не в этом направлении, пока  специалисты из больниц окончательно не сбежали?

Profile picture for user Топотушка
2493
Топотушка

Всё больше убеждаюсь, что очередное западное "чудо" - дело мозга и рук наших соотечественников. Просто их новационные и полезные изобретения редко попадают на благодатную родную почву: у нас то война, то революция, то формирование "эффективного класса собственников"...

Profile picture for user ulogin_mailru_12849948761314576051
30
borgom

Геннадий Дмитриевич, дай Вам бог здоровья, у вас золотые руки. 

Profile picture for user sapun
8381
sapun

Очень хотелось, чтобы людям после этих сложных операций еще и помогали восстановиться!!! Не только хирургическим путем, но и в поликлиниках были врачи-ортопеды.

Profile picture for user Дальневосточница
1060
Дальневосточница

Какая удача,что в Севастополе работает замечательный доктор -золотые руки и мозги Олиниченко.Такими людьми мы должны гордиться.Необходимо создать все условия и для работы,и для того,чтобы этот уникальный профессионал мог передать свои знания и умения молодым.Вот это и называется настоящий патриотизм севастопольца.

Profile picture for user nord
10795
nord

Не знаю, не знаю... У нас в доме два лежачих  с переломом тазобедренного , и никто оперировать не предлагает... Операция бесплатная или нет, и если платная, то сколько?

Profile picture for user Mechanic 07
451
Mechanic 07

Дай Бог здоровья Олиниченко и его коллегам! Благодаря им я хожу, да и не только я а сотни севастопольцев и крымчан! Золотые руки у людей! Со всего Крыма едут в Севастополь, хотя и в других больницах Крыма делают операции по замене суставов. Я спрашивал -почему к нам? Да потому, что делают хорошо! А всё о том, что говорит Олиниченко верно! И государство должно поддерживать таких врачей и прислушиваться к тому, что они говорят! Никто из нас не застрахован от болячек суставов! Ну а вообщем, конечно, лучше в это отделение не попадать! Всем здоровья!

Profile picture for user Mechanic 07
451
Mechanic 07

Операция бесплатная, а вот сопутствующие болячки могут тормозить её! Сердце и сосуды и т.д. А вообще эндопротез дорогой. В 2017 году, замена тазобедренного, где -то 180-190тысяч. Конечно чиновники могут себе позволить, а вот где нам взять.

Не знаю, не знаю... У нас в доме два лежачих  с переломом тазобедренного , и никто оперировать не предлагает... Операция бесплатная или нет, и если платная, то сколько?

 

Profile picture for user V.Nikolaev
1632
V.Nikolaev

Всё больше убеждаюсь, что очередное западное "чудо" - дело мозга и рук наших соотечественников. Просто их новационные и полезные изобретения редко попадают на благодатную родную почву: у нас то война, то революция, то формирование "эффективного класса собственников"...

 Что Вы подразумеваете под "очередным западным "чудом"?

Если эндопротезирование в целом, как метод лечения заболеваний суставов, так это чудо действительно родом с Запада. Как вы выразились - "дело мозга и рук" не наших соотечественников. 

Глюк (Германия, 1890) - первое в мире оперативное вмешательство по замене больного сустава искусственной конструкцией, показавшее принципиальную возможность эндопротезирования.

Смит-Петерсон (США, 1917) - первый в мире колпачковый имплантат для парциального эндопротезирования.

Мур (США, 1940) - первый в мире однополюсный эндопротез.

Вайлс (Англия, 1938) - первый в мире бесцементный эндопротез с механической фиксацией.

Мак-Кей (Англия, 1951) - первый в мире тотальный эндопротез.

Мак-Кей (Англия, 1953) - методика бесцементной фиксации с применением винтов. 

Ча(р)нли (Англия, 1954) - первый в мире стандарт эндопротезов с цементной фиксацией (костный метилметакрилатный цемент + полиэтиленовая чашка). По нему сейчас создаются модели ВСЕХ цементных эндопротезов.

Современные эндопротезы разрабатываются почти исключительно западными компаниями (Zimmer, Jonson&Jonson, DePuy, Biomet, Smit&Nephew etc). Увы. Отечественные производители в пролёте. Самый серьёзный из них - "Росатом" - только к 2020 году намерен довести выпуск эндопротезов до уровня самоокупаемости в количестве 25 тысяч комплектов. Из импортного металла и по западным технологиям. Получится ли? Пока же в активе - убытки в 30 миллионов долларов.   

Константин Митрофанович Сиваш в 1969 году создал модель первого СОВЕТСКОГО эндопротеза безцементной фиксации. В нём впервые была применена система фиксации путём ввинчивания тазового компонента. Лицензия на эндопротезы такого типа была куплена у СССР в 1971 году США, в 1976 году - Болгарией. Сейчас собственно система Сиваша не применяется (слишком много у неё недостатков), но влияние идей, заложенных в его конструкцию, ещё прослеживается в некоторых современных системах.   

Патриотизм - дело похвальное, но не надо доводить его до степени квасного. А вот насчёт роли "эффективного класса собственников" я с Вами полностью солидарен. Пока эти собственники на вершине - технологические прорывы нас ждут только в ВПК. Потому что туда "эффективных собственников" на пистолетный выстрел не подпускают.   

Profile picture for user Lady
1630
Lady

Плохо, что лечить не умеют, сразу кладут на стол, побыстрей отрезать, что болит, а как потом человеку жить - мало волнует.

Profile picture for user ulogin_mailru_18053007461132808506
1
Ирина Корнилова

Подскажите как попасть на лечение в 9 гор.больницу г. Севастополя

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
471

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2455

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6599

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4389