Региональные СМИ последние три года – в состоянии застоя. К этому выводу пришли авторы доклада о состоянии и динамике развития средств массовой информации в регионах России в 2015-2017 годах, подготовленного фондом «Медиастандарт» и Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина.
В 2017 году самыми развитыми в области медиа были признаны Москва, Санкт–Петербург, Ямало–Ненецкий автономный округ, Московская область, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Хабаровский край, Челябинская и Самарская области, Ханты–Мансийский автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская и Ярославская области, Приморский край и Татарстан.
В группу наименее развитых попали Крым, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Курганская область и Калмыкия.
По мнению авторов доклада, одна из главных причин застоя в медиасфере – госрегулирование СМИ.
«Есть ограничения, которые не позволяют строить СМИ как бизнес, – говорит директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. – В том числе и невозможность иметь иностранных инвесторов. Из–за излишнего контроля власти традиционным СМИ трудно конкурировать с альтернативными площадками – к примеру, соцсетями. Для этих площадок регулирования почти нет, а традиционные СМИ, наоборот, задавлены регулированием».
Развитие медиасферы тормозится также её финансированием из региональных бюджетов.
«Независимые СМИ должны искать другие источники финансирования, – полагает директор фонда «Медиастандарт». – Но эти источники – рекламодатели – сейчас сжимаются».
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2015 году объём региональной рекламы составил 45,4 миллиарда рублей, а финансирование СМИ из региональных бюджетов – 43,6 миллиарда рублей. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несущественно снизились и составили 45 миллиарда рублей и 43,2 миллиарда рублей соответственно.
Один из признаков застоя в региональных СМИ – снижение доверия к ним. Его уровень в большинстве регионов России пока не поднимается выше 50%. При этом телевизор смотрят всё меньше жителей страны. Таковы результаты еще одного исследования, проведённого всё тем же фондом «Медиастандарт». Для расчётов было использовано 50 индикаторов, разделённых на пять частных индексов: состояние среды для работы СМИ; влияние власти, бизнеса и общественных организаций на работу СМИ; доступ аудитории к каналам потребления; реальное потребление и запросы на информацию; состояние самих СМИ и медиаконтента. В опросе участвовало 35 тысяч человек из всех субъектов Федерации. Предметом исследования было критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, получение новостей из Интернета, доверие к СМИ в целом, а также к местным и региональным медиа.
Как показал опрос, половина населения в целом доверяет средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия зафиксирован на Ямале (73%), в Севастополе (75%) и в Крыму (78%), самый низкий – в Ингушетии, Москве и Тамбовской области (58%).
И оказалось, что в большинстве регионов местным СМИ доверяют больше, чем федеральным. По этому показателю лидируют Москва (61% против 58%), Санкт–Петербург (68% против 60%), Московская область (60% против 59%).
Самый высокий уровень доверия к региональным СМИ зафиксирован в Свердловской и Воронежской областях (79%), Чечне (78%) и Тюменской области с Ямало–Ненецким и Ханты–Мансийским автономными округами (77%). Лишь в 19 регионах (среди них Калмыкия, Тыва, Севастополь) показатель доверия к федеральным СМИ выше, чем к региональным. Меньше всего доверяют местной прессе в Дагестане (54%).
Согласно опросу, растёт число россиян, постоянно, часто или достаточно часто встречающихся в СМИ с заведомо ложной информацией или попыткой навязать определенную точку зрения. Если в 2015 году было лишь 13 регионов, где «недоверчивая» аудитория составляла 40% и выше, то в 2016 году таких регионов насчитывалось 24. При этом в Москве доля аудитории, не доверяющей СМИ, превысила половину, увеличившись за год на 6%. В других регионах доля такой аудитории составляет от 24% до 48%.
Существенно сократилась «аудитория телевизора». Например, в Архангельской области число жителей, потребляющих телевизионный контент, уменьшилось почти в два раза - с 55% до 30%. Заметное снижение наблюдается в Санкт–Петербурге – 44% процентов до 33%, в Крыму – с 56% до 40%, в Свердловской области – с 57% до 43%. Авторы исследования предполагают, что эта тенденция связана с уходом аудитории в другие медиа, в том числе в социальные сети.
Региональную прессу, абсолютно зависимую от органов власти, называют «карманной». Руководители администраций смотрят на подконтрольные им СМИ как на один из своих департаментов, а не как на институт гражданского общества; на журналистов – как на подручных, а не как на контролёров и критиков власти.
Самое удивительное (или, напротив, уже закономерное), что представители региональных СМИ на своё общественное предназначение смотрят примерно так же. Почти 70% из них, как показал ряд опросов, уверены, что государство имеет право и должно вмешиваться в деятельность средств массовой информации. В таком понимании отношений между первой властью и четвертой региональные начальники и подконтрольные им журналисты полностью совпадают.
Обсуждение (1)
Журналистика давно стала авторской. Каждый может выкладывать свои статьи и зарабатывать на рекламе. Народ читает ,слушает и смотрит авторов. Куда делся сайт Общественной палаты? http://opsevastopol.ru Или уже новый есть?