Война 1853-1856 годов, которую у нас называют Крымской, а на Западе именуют «Русской» или «Восточной», была войной между Российской империей и коалицией в составе Британской, Османской, Французской империй и Сардинского королевства. Примечательно, что почти все противники России постарались об этой войне забыть.
Какое влияние события почти двухсотлетней давности оказали на современные политические отношения стран-участников Крымской войны, рассказал в ходе II всероссийской научно-практической конференции «Ушаковские чтения» доктор исторических наук, профессор кафедры источниковедения Исторического факультета МГУ Андрей Карагодин.
По его словам, одним из главных трендов современной исторической науки является так называемый «мемориальный поворот», при котором предметом исследования становится не столько само событие, сколько сохраняющаяся в поколениях память о нём. Это позволяет обществу лучше разобраться в событиях наших дней, осмыслить их и включить в контекст национальной истории.
Восточный вопрос, который лежал в основе начала Крымской войны, по мнению многих историков, был лишь формальностью. Реальной же причиной стало обострившееся соперничество между Западом и Россией за участие в судьбе континента.
Историк поясняет, что со стороны Запада реальные причины были лицемерно прикрыты риторикой высокопарного крестового похода в защиту свободы и европейской цивилизации от варварской России, чья агрессивная экспансия якобы представляла опасность для всего христианского мира. Знакомая риторика, не правда ли?
Основные участники конфликта
В Турции Крымская война была не столько забыта, сколько намеренно стёрта из исторической памяти. Несмотря на то, что потери турецких солдат, согласно официальной статистике, составили 120 тысяч человек, в Стамбуле есть памятники солдатам-союзникам, но нет ни одного памятника самим туркам, воевавшим в Крымской кампании.
«Официальная турецкая историография до недавнего времени вообще почти полностью игнорировала эту войну. Война зачастую описывалась как поворотный момент в упадке Османской империи, когда турецкое государство погрязло в огромных долгах и стало зависимым от западных держав, которые в итоге оказались отнюдь не бескорыстными друзьями. Согласитесь, тоже очень примечательная деталь в сегодняшнем контексте», — отмечает Андрей Карагодин.
В Италии тоже находится совсем немного мемориальных мест и памятников, которые напоминали бы итальянцам об их участии в Крымской войне. Но уже, скорее, по другой причине. События Рисорджименто (Возрождение), благодаря которым и родилась современная Италия, экспедиция Гарибальди, завоевание Неаполя, аннексия Венеции, объединение Италии с Римом в 1870 году — всё это затмило Крымскую войну в глазах итальянцев.
Немного иначе дело обстоит во Франции, в разных уголках которой встречаются крымские топонимы, напоминающие о войне, в которой участвовало 300 с лишним тысяч французов, каждый третий из которых не вернулся домой.
В Париже есть мост Альма, построенный в 1856 году, площадь Альма, бульвар Себастополь, две станции метро с такими же названиями. На юге Парижа есть район с названием Малакофф, главной достопримечательностью которого ещё в конце позапрошлого века была башня Малахова кургана, вокруг которой по выходным дням собирались огромные толпы, чтобы посмотреть на реконструкцию крымских сражений.
Аналогичные башни были построены во многих городах и деревнях по всей Франции. Многие из них сохранились до наших дней. Башни Малакофф есть в Бельгии, Люксембурге, Алжире и даже в Бразилии. Почти в каждом французском городе есть улица Малакофф.
Тем не менее, память о Крымской войне во Франции тоже не стала доминантой общественного сознания, так как победы французского оружия были омрачены крайне неудачной французской экспедицией в Мексику и унизительным поражением во франко-прусской войне 1870−1881 гг. Так что Крымская война для Франции — забытая война.
Характерно, что тираж выпущенной в Париже в разгар войны (в 1854 г.) книги Гюстава Доре «История Святой Руси», которая представляла собой 500 карикатур на русскую историю от Рюрика до битвы за Севастополь, был выкуплен из книжных лавок и уничтожен, как только в 1856 году начались мирные переговоры между Россией и Западной коалицией.
Как Крымская война изменила британское общественное сознание
Совершенно по-другому сложилось восприятие Крымской войны в Англии. Несмотря на то, что Крымская кампания не решила внешнеполитических задач, доставила Англии массу проблем во внутренней политике и легла тяжёлым бременем на бюджет, названия Альмы, Балаклавы, Инкермана и Севастополя и по сей день продолжают жить в коллективной памяти англичан в названиях улиц и площадей.
Города под названием Балаклава и Инкерман есть в Австралии и Канаде, гора Севастополь —в Новой Зеландии. В самом центре Лондона на площади Ватерлоо в 1861 году был открыт мемориал в память о героях Крымской войны.
Причем это был первый военный мемориал Великобритании, который возвёл в рамки героев не офицеров-аристократов, а рядовых солдат. На пьедестал были помещены простые труженики: медсестра Флоренс Найтингейл, повар Алексис Сойер, инженеры Сэмюэль Битой и Джозеф Пакстон, которые строили Балаклавскую железную дорогу и помогали с зимними квартирами для английского войска.
Подвиги солдат, получивших утверждённый после Крымской войны крест королевы Виктории, который отливался из захваченных в Севастополе орудий, были прославлены в большом количестве популярных книг и в произведениях изобразительного искусства. Самой известной из картин, написанных по крымским мотивам, стала «Перекличка после боя в Крыму» Элизабет Томпсон (её иначе называли Леди Батлер), которая ныне размещена не где-нибудь, а в Букингемском дворце.
Образы, рожденные в ходе Крымской войны, будут на протяжении столетий влиять на английскую популярную культуру. К примеру, выражение «Thin red line» — тонкая красная линия родилось во время Балаклавского сражения, когда взвод горцев выстроился не в каре, как того требовала тогдашняя военная наука, а в линию. С тех пор оно появляется и в стихах Киплинга, и в двух экранизациях, посвящённых уже событиям Второй мировой войны.
Одним словом, Крымская война оставила глубокий след в английском национальном самосознании. Школьников учили и учат до сих пор, что это был пример того, как Англия противостояла русскому медведю, защищая свободу перед лицом варварства.
«Неудивительно, что эта идея живёт и процветает по сей день. Вспомним хотя бы, как министр обороны Великобритании Бен Уоллес кричал с пеной у рта в феврале 2022 года, мол, Британия в Крыму надрала России задницу и может повторить. Кстати, он буквально на днях, осенью 2025 года, уже давно не будучи министром, вновь высказался в том смысле, что Крым следует сделать непригодным для жизни россиян», — отмечает историк.
В стране, традиционно видящей себя мировым полисменом, который выступает за всё хорошее против всего плохого, память о Крымской войне легко вписалась в понятную канву, а риторика тех времён без особых модификаций используется в антироссийской пропаганде и по сей день.
Память о Крымской войне в России
Историческая память о Крымской войне в нашем Отечестве характеризуется в первую очередь консенсусом на тему того, что героизм защитников Севастополя позволил России ощутить моральную победу над противником, даже несмотря на довольно неоднозначные для России итоги войны.
Впервые народный героизм был воспет уже в императорском манифесте 1855 года. Важнейший вклад в поэтизацию защитников Севастополя сделал Лев Толстой, опубликовавший в 1855 году цикл из трёх «Севастопольских рассказов».
Сформулированная в цикле идея непобедимости народного духа впоследствии будет разработана Толстым в эпопее «Война и мир», где наполеоновской несправедливой войне Толстым будет противопоставлена война справедливая и народная, война, которая фактически является инструментом восстановления мира. Причём не только мира между народами, но и мира между европеизированным русским дворянством и русским народом внутри самой России.
«В ранг символа исторической памяти были возведены не только герои обороны Севастополя, но и сам город. Если до Крымской войны восхищённая русская публика ехала в Крым прежде всего за восточной экзотикой, легендами древней Тавриды и необычной для России средиземноморской природой, то после войны началось паломничество именно к бастионам Русской Трои», — говорит Андрей Карагодин.
Первый путеводитель по Севастополю для туристов, который появился уже в 1857 году, был всецело посвящён достопримечательностям обороны.
Характерно, что почитание героев обороны Севастополя началось не по инициативе правительства и официальных кругов, а снизу — усилиями групп ветеранов, которые начали устанавливать памятники на деньги, собранные из общественных пожертвований. И в центре этого народного культа было увековечивание памяти Нахимова, Корнилова и Истомина.
В 1869 году в Севастополе по инициативе ветеранов был открыт музей Черноморского флота, который стал первым общественным историческим музеем России. Вскоре инициативы снизу были подхвачены и властями, и в 1875 году было принято решение разбить на месте бастионов и батарей исторические бульвары. В 1905 году открылся символ Севастополя — памятник затопленным кораблям, была завершена реконструкция Малахова кургана и Исторического бульвара, открыта Панорама обороны Севастополя.
В первые десятилетия советской власти в моде был интернационализм, и о Крымской войне вспоминали нечасто. К её образам вновь обратились в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году была утверждена медаль Нахимова, учреждены Нахимовские училища.
Вскоре после войны, в 1947 году на экраны вышел художественный фильм «Адмирал Нахимов» режиссёра Пудовкина, где Нахимов был изображён военачальником, дающим отпор врагам России, в первую очередь Британии.
Годом позже, в 1948 году, вышла биография Нахимова работы выдающегося историка Е.В. Тарле, продолжившая его двухтомную «Крымскую войну», написанную в 1941-1943 гг. А к столетию крымской кампании Евгений Тарле выпустил ещё одну книгу «Город русской славы: Севастополь в 1854-55 гг.».
Севастополь и по сей день остаётся важным источником национальной идентичности, городом русской славы. Не случайно, именно здесь в 2014 году начались события Русской весны, а в 2020 году во время визита в Севастополь президент Путин назвал Севастополь патриотической столицей России.
«Севастополь, окружающие его поля былых баталий, стоящие среди них памятники воинам, причем не только русским, но и тем, кто пришел тогда на нашу землю, «Севастопольские рассказы» Толстого — все эти образы помогают исторической памяти заговорить с ныне живущими поколениями, объяснить им связь прошлого и настоящего, а значит, сделать существенный вклад в победы, как настоящие, так и будущие», — подчеркнул Андрей Карагодин.
Через несколько дней, 16 октября 2025 года, исполнится 172 года с начала Крымской войны. О том, как она изменила не только Севастополь, но и всю Россию, ForPost рассказывал год назад.
Ника Заринская
Французы во время Крымской войны вывезли намоленные иконы из Свято-Георгиевского Фиолентовского мужского монастыря, вывезли даже церковные колокола и мраморные скульптуры из Севастополя. Сфинксы, стоявшие у входа в Морскую библиотеку, и сейчас "украшают" бульвары Парижа.
А Исторический бульвар - один из основных памятников Крымской войны, по вине руководства города, уже 8-й год находится в руинах!
а наш мер на колено перед ними встал....
А в Новой Зеландии есть не только Mount Sebastopol, но и Crimea Range и Inkerman Ridge.