Дроны «Чебурашка» и «Буратино» представили в начале ноября на форуме «Патриоты Урала». Достигать целей СВО на земле помогает «Князь Вандал Новгородский», на море — «Витязь».
Как дроны получают свои имена, ForPost рассказал Алексей Чадаев, руководитель НПЦ «Ушкуйник», который занимается разработкой и выпуском ударных беспилотников. Наш собеседник не только объяснил логику присвоения названий БПЛА, но и нашёл важное культурное отличие в российском и украинском вооружении.
«Почему «КВН»? А как иначе?»
Ударный мультироторный беспилотник Алексей Чадаев назвал «КВН». Дрон — мощный, практически неуязвимый для средств радиоэлектронной борьбы, обеспечивает оператору стабильную картинку.
Главное техническое преимущество «КВН» — защищённая связь и высокая управляемость, но оптоволокно требует опыта: оператору нужно следить, чтобы кабель не путался в ландшафте.
Дальность определяется размером катушки, а увеличение длины кабеля означает рост веса и уменьшение боевой нагрузки. Поэтому такие дроны не заменяют беспилотники с радиоканалом, а дополняют их при выполнении задач на ближней линии.
В боевом применении «КВН» уже показал результат: по словам разработчиков, суммарная стоимость уничтоженной им натовской техники приблизилась к 1 млрд долларов. Дрон, в частности, подбил Leopard 2A6 под Курском, а также поразил американскую систему C-UAS Stryker.
Неудивительно, что на эту разработку обратили внимание зарубежные СМИ — оптоволоконные беспилотники стали одним из самых необычных инструментов ВС России в зоне спецоперации, пишут «Известия».
Но почему дрон назвали «КВН»?
«Первое — в названии нам нужно было отразить Новгород, потому что дрон родился на земле Великого Новгорода. Второе — передать привет одному известному КВНщику [президенту Украины Владимиру Зеленскому]. Третье — сделать привязку к русской истории: это общая установка у нас для «Дронницы» [всероссийский слёт операторов боевых беспилотных систем], для «Ушкуйника». Мы всегда [в названии дронов] так или иначе отсылаем к истории. В результате ударному мультироторному беспилотнику было присвоено название «Князь Вандал Новгородский» — КВН», — рассказал ForPost Чадаев.
К слову, «КВН» уже стал героем сказания, в котором мифический Князь Вандал одолевает сказочную нечисть — украинский тяжёлый дрон «Бабу-Ягу», который «много крови выпил», пишет Telegram-канал «Кара Врага Найдет».
«Только здесь — не былины, а реальные рабочие будни наших операторов. Каждую неделю счёт поверженных «бабок» пополняется десятками, а методика их уничтожения уже становится учебным материалом для всех фронтов», — сказано в сообщении.
Видео: Telegram-канал «Кара Врага Найдет».
На присвоение названия дрону уходит три-четыре недели, уточнил Чадаев, за это время «оно вызревает» — его «внутренне варят».
К слову, тренды в присвоении названий российскому вооружению изменились. Советские военачальники грозному оружию любили давать цветочные имена: «Гиацинты», «Пионы», популярны были аббревиатуры, например, МСТА.
«Сейчас идёт массовое обращение к мифологии. Это связано с тем, что в конфликтном режиме войны мы переосмысливаем себя. Думаем: кто мы, откуда мы. Ключевое слово в этом процессе — идентичность. Поскольку эта война про идентичность, про то, «кто я?» — русский, украинец, гражданин мира — [в названиях] люди ищут привязки к тому, что конституирует их личность. Кто я такой? Откуда я пошёл? Тот, кто вырос на советских мультиках, вспоминают Буратино и Чебурашку, тот, кто ощущает себя наследником великих предков, вспоминает их», — сказал Чадаев.
Культурное отличие российского и украинского вооружения
Аналогичные процессы, по словам нашего собеседника, происходят и на Украине.
Отличие в том, что наши создатели вооружения обращаются к советскому культурному наследию, к памяти предков, украинские — к тёмной мифологии, уточнил Чадаев.
«Они явно ощущают себя таковыми сами и, очевидно, гордятся персонажами из «Вия» — такая вырвавшаяся на свободу нечистая сила. Я это понял, когда увидел клип «Буде тобі, враже, так, як відьма скаже». В нём несколько украинских девушек-волонтёров пытаются колдовать, рассказывают о том, как мы все умрём в страшных муках в результате их колдовства. В их нейминге отражается эта тёмная культура: поганок насыпать куда-нибудь в суп, чтобы мы все передохли», — отметил наш собеседник.
По его мнению, об обращении к Богу, к светлой стороне речи не идёт:
«Это как вуду. Тёмная магия».
Слова нашего собеседника подтверждают зарубежные СМИ. По их данным, по мотивам песни был создан календарь «Так, як відьма скаже»: украинские волонтёрки снялись в образах ведьм, превращая этот архетип в знак силы и устрашения.
Выручка от календаря была направлена на нужды ВСУ, а сама «ведьма» стала культовым персонажем и перешла в сферу массовой культуры и супергероики: в украинских комиксах появилась Железная Ведьма — воительница, защитница, мистическая фигура.
А что у нас?
«Я послушал песню «Донбасс за нами», которую исполнили донецкие девочки: там, конечно, обращение к русской, советской истории, к своим предкам, к Богу. Эти две идентичности интересно сталкиваются на передовой, в том числе при присвоении названий вооружению», — заключил Чадаев.
Видео: «Добровольцы Донбасса из России» / VK Видео
Роберт Вочовский
