Громкое заявление о подписании Макроном и Зеленским в Париже меморандума о поставке для ВСУ целой сотни французских истребителей «Рафаль» за ближайшее десятилетие с очень большой помпой распиарили украинские и европейские СМИ. Что ж, звучит и в самом деле громко. Но стоит ли за этим что-то кроме пиара.
Нет.
И вероятность этого «нет» - 99,99%. Несмотря на весь пропагандистский пафос, есть целый ряд факторов, которые об этом прямо говорят.
Ну, начнём с того, что меморандум – это даже меньше, чем декларация о намерениях. Который к тому же подписан самым непопулярным президентом Франции в истории. Ещё и досиживающим последний срок, и через 10 лет совершенно непонятно, где он будет. Как и другой подписант, который вообще непонятно, где будет через месяц – он в Париж-то приехал за пиаром на фоне дела Миндича (всё более угрожающего для него).
Далее, самолёты «Рафаль» - одни из самых дорогостоящих в своём сегменте. Одна единица стоит от $100 млн и далее до $300 млн, в зависимости от комплектации и вооружения. Во-вторых, сама по себе сделка выглядит крайне спорной. Чтоб вы понимали – тот же пресловутый «Еврофайтер» стоит в 3-6 раз дешевле - от $50 до 120 млн. Американские аналоги стоят чуть дороже – до $160 млн. Не говоря уже о российских и китайских, за $100 и $90 млн в максимальной комплектации.
С другой стороны, в реальных боевых условиях «Рафаль» уже показал себя, как не самая лучшая модель. Так что сделка эта (буде она в реальности) – крайне спорное решение во всех отношениях. Ну, разве что, если не заключается для тотального распила.
Далее, даже если сделка будет заключена, при самом лучшем для ВСУ раскладе реальные поставки смогут начаться не ранее, чем через три года. По чисто техническим соображениям – именно такой срок сборки одного «Рафаля». А уж что будет через десятилетие – этого никто не знает. Ни во Франции, ни, тем более, на Украине. Ускорить поставку никак нельзя: каждый «Рафаль», который собирается уже сейчас или находится в наличии – это уже имеющая владельца машина. Они все производятся по контракту. Но три года – это реально при самом лучшем для них раскладе. Скорее всего – пять лет. И то, не факт. Что они смогут решить через эти годы и будет ли что решать – философский вопрос.
Ускорить процесс вряд ли возможно: Франция просто не будет отменять все другие контракты и строить для Киева самолёты прямо сейчас. Да и смысл? Кто их пилотировать будет? У Украины просто нет для этого кадров, а посылать французов – на это не пойдёт даже Макрон.
Ну, и главное: а за какие деньги всё это счастье? За российские активы? Ну, фантазии у них, конечно, богатые, но уже понятно, что это всего лишь фантазии. И конфисковать российские активы прямо сейчас уж точно никто не собирается.
А во Франции, как и в Америке, всё просто так, кроме денег. На том и стоят.
Так что самолётов Бандера*, скорее всего, не дождётся. Пока что. А наследников его надо дожимать, иначе мало ли что.
*один из руководителей террористических организаций, запрещенных на территории РФ
