Министерство транспорта РФ готовится к возможному запуску аэропортов на юге страны, ограничения на работу которых сохраняются после начала СВО. Об этом со ссылкой на главу министерства Александра Никитина сообщил ТАСС.
«Мы готовы, готовимся к этим вещам. То есть, если такие решения будут приниматься органами, которые отвечают за безопасность, то мы достаточно оперативно решаем. Нам бы хотелось», — сказал чиновник во вторник, 18 ноября.
В этот же день появилось сообщение о возможном открытии ростовского аэропорта Платов уже до конца 2025 года. На встрече с партнёрами из Белоруссии губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь сообщил, что стороны уже имеют тесные бизнес-связи, которые могут укрепиться после запуска местной воздушной гавани.
«Рассчитываю, что эта практика будет продолжена, несмотря на сложную пока логистику. Аэропорт, я надеюсь, у нас до конца года в Ростове откроется, будем всё делать для этого», — сказал Александр Никитин.
Во вторник РБК со ссылкой на министра транспорта Ростовской области Алёну Беликову сообщил, что авиакомпания «Азимут» уже выразила готовность возобновить прямые рейсы между Ростовом-на-Дону и Минском в случае открытия аэропорта Платов.
Аэропорты России готовятся к открытию
Сам факт готовности Минтранса открыть аэропорты на юге России при получении необходимых разрешений, строго говоря, не является неожиданностью. О том, что воздушные гавани, работа которых была ограничена в феврале 2022 года, поддерживают инфраструктуру и штат работников, необходимые для максимально быстрого запуска аэропортов в случае получения соответствующих указаний, ForPost подробно писал в начале 2025 года.
Тогда крупный Telegram-канал Mash на свою трёхмиллионную аудиторию написал, что закрытые воздушные гавани в целом ряде городов России «срочно готовятся к открытию», из-за чего сотрудникам «не дают отпуска» или вызывают с отдыха.
Информацию о подготовке к «срочному открытию» аэропортов в феврале оперативно опровергли в Росавиции. Что касается активности в воздушных гаванях, которая действительно периодически отмечалась в закрытых аэропортах, то её и ранее объясняли плановыми мероприятиями, которые направлены на постоянное поддержание готовности инфраструктуры к запуску.
«Это нужно, чтобы специалисты сохраняли навыки и компетенции и были готовы возобновить работу, как только соответствующее решение будет принято», — уточняли «Коммерсанту» представители компании «Аэродинамика», контролирующей аэропорты Краснодарского края.
Примерно этим объяснялось и появление новых вакансий в закрытом на тот моменту аэропорту Краснодара. Там в начале 2025 года искали инспекторов досмотра, кинологов, грузчиков, водителей спецтехники и операторов видеонаблюдения, схожие предложения для соискателей были доступны и в аэропорту Симферополя.
«Мы поддерживаем укомплектованность всего кадрового состава аэропортов Краснодар и Анапа, регулярно объявляя вакансии на освободившиеся должности. В том числе это касается и тех специальностей, которые задействованы в обслуживании пассажиров. Обновление вакансий происходит регулярно для оптимизации выдачи объявлений на сайтах по поиску работы», — сообщали в компании «Российской газете».
Открытые и закрытые аэропорты на юге России
Тем не менее, некоторые их южных аэропортов после этого действительно возобновили работу: к аэропорту в Элисте, который открылся ещё весной 2024 года, летом 2025-го добавился аэропорт Геленджика, а осенью того же года — воздушная гавань Краснодара Пашковский.
Таким образом, из 11 аэропортов России, приостановивших работу в феврале 2022 года, восемь — в Анапе, Белгороде, Брянске, Воронеже, Курске, Липецке, Ростове-на-Дону и Симферополе — сейчас остаются закрытыми по соображениям безопасности.
«Как мы видим, география ударов беспилотников расширилась — до Урала, даже до Восточной Сибири иногда долетают. В этом смысле можно было последовать логике дальнейших ограничений и закрывать дальше на восток. Но так как в целом мы уже знаем, что с этим делать (когда есть ранняя система оповещения, временное закрытие аэропортов, увод самолётов на другие посадочные площадки), было принято решение, наоборот, открыть аэропорты, которые находятся дальше от границы», — пояснил в анонимном комментарии ForPost бывший сотрудник органов госбезопасности.

Следуя этой логике, можно было бы предположить, что из списка всё ещё закрытых аэропортов открыться с большей вероятностью могут наиболее удалённые от границы — в Липецке и Воронеже. Однако недавняя атака, как раз на Воронеж, ставит такую перспективу под вопрос.
«Буквально сегодня с утра сообщалось, что по Воронежу был нанесён удар баллистическими ракетами. Они перехвачены, но, тем не менее, вновь появился фактор баллистики. В пределах действия этих ракет ATACMS подлётное время очень ограничено. Это значит, что в тех аэропортах, которые попадают не просто в потенциальную зону поражения беспилотника или крылатой ракеты с меньшей скоростью, а баллистической ракеты, которая прилетает за минуту, просто не успеют включить регламенты по безопасности. Сбить ракету в такие сроки возможно, но закрыть аэропорт с самолётами в небе — уже вряд ли», — говорит собеседник ForPost.
В этом смысле вместо вопроса открытия новых аэропортов на юге страны может встать противоположный — необходимости возвращения ограничений в тех воздушных гаванях, где они ранее были сняты, пессимистично предположил источник издания.
Андрей Гринев

Симферопольский аэропорт надо открывать...