К алкотестерам для предрейсового и послерейсового осмотра водителей в транспортных организациях предъявляются одни и те же требования.
Условно их можно разделить на эксплуатационные и правовые.
Приобретать необходимо устройства, полностью соответствующие всем и тем и другим.
Иначе будут проблемы практического, либо юридического характера.
Эксплуатационные требования
Продувание.
Только через одноразовый мундштук.
Применение приборов с продуванием без мундштука теоретически возможно.
Но на практике они часто ошибаются из-за примесей в воздухе, плюс их значительно проще обмануть.
Использование многоразовых мундштуков предполагает их дезинфекцию.
Которая не только добавляет лишних хлопот, но и нередко обходится дороже, чем покупать одноразовые изделия.
А если обходится без дезинфекции, можно поймать комбо в виде недовольства водителей, разнесения заразы и больших штрафов.
Сохранение результатов.
На алкотестерах для осмотров водителей желательно наличие возможности сохранять данные проверки для ведения отчетности.
Которая в свою очередь необходима, чтобы не допускать попустительства и злоупотреблений со стороны лиц, проводящих тестирование.
Выполняться это может двумя способами:
- Подключение к ПК для сохранения данных в электронном виде.
- Комплектация прибора термопринтером для распечатки результатов на термопринтере.
Конечно, такая отчетность не является обязательной.
Ведь информация о проверках, согласно букве закона, вводится в специальные журналы.
Однако в журнал можно написать все, что угодно.
Ответственные лица могут даже игнорировать проверки и просто заполнять так, как им удобно.
Автоматическая же отчетность существенно усложняет процесс обмана работодателя, снижая вероятность выхода пьяного водителя на маршрут практически до нуля.
Выносливость алкотестера.
Выносливость алкотестеров выражается в нескольких характеристиках.
Которые подбираются, в зависимости от планируемой нагрузки на прибор (равно количество проверяемых людей в сутки).
1. Тип датчика.
Подходит только инфракрасный или электрохимический.
Прочие плохо выдерживают частые проверки и нередко выдают некорректные результаты.
2. Тесты до калибровки.
Рекомендуется, чтобы количество превышало число проверок за полгода примерно на 10%.
Чтобы не проводить калибровку слишком часто, так как она стоит денег и занимает немало времени.
Оптимальным является значение от 2000 тестов без калибровки или более.
3. Тестов без подзарядки.
Часто заряжать устройство в условиях автопарков неудобно и могут случатся простои из-за чьей-то забывчивости.
Поэтому лучше брать алкотестер, который способен на одном заряде делать минимум 200 тестов.
Правовые требования
К алкотестерам для осмотра водителей существуют законодательные требования.
Если устройство им не соответствует, то проверки считаются недействительными или отсутствующими.
В частности, у алкотестера должны быть следующие документы:
1. Регистрационное удостоверение на медицинское изделие (сокращенно РУ).
Сертификат РУ указывает, что прибор является медицинским и его показания имеют юридическую силу.
То есть, алкотестер может использоваться для официального освидетельствования в ГИБДД, при осмотрах водителей и т.д.
2. Сертификат об утверждении типа средств измерения (сокращенно СИ).
Документ подтверждает, что алкотестер был протестирован и показал правильные результаты.
Или другими словами, прошел поверку в метрологическом центре.
Наличие у прибора только РУ не позволяет его использовать для официального тестирования.
Без поверки такие алкотестеры с точки зрения закона – просто бесполезная игрушка.
Первичная поверка осуществляется производителем в ходе предпродажной подготовки.
В дальнейшем (раз в год) поверку необходимо уже проходить самостоятельно в авторизованных центрах метрологии.
Иначе, алкотестер становится непригодным.
В серьезных магазинах алкотестеры для предрейсового осмотра водителей помещаются в отдельный раздел каталога.
Чтобы не приходилось изучать набор документов и характеристик для каждого представленного прибора.
Журналы отчетности
Результаты осмотра водителей требуется вносить в специальные журналы.
Причем для предрейсовых и послерейсовых осмотров журналы должны быть разные.
Важно, чтобы журналы отчетности имели название и были отпечатаны согласно законодательным требованиям.
То есть, иметь все требующиеся поля.
Поэтому лучше покупать их готовые, либо заказывать в полиграфии, но по образцу готового изделия.