Время стирает из истории имена многих крымских деятелей науки и культуры. С годами с уст местных жителей пропало и имя основателя крымской школы морфологов, первого заведующего кафедрой нормальной анатомии человека Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института имени С.И. Георгиевского профессора Виктора Бобина.
О том, как профессор подкармливал студентов пирожками, раскапывал черепа, приручал мышей, и какую роль сыграл в становлении отечественной медицины, ForPost рассказала ассистент кафедры нормальной анатомии Екатерина Зверева.
Из Харькова в Париж
Виктор Владимирович Бобин родился 28 марта 1890 года в Харькове. Будучи наследником нескольких поколений врачебной династии, мальчик с детства тоже собирался связать свою жизнь с медициной.
«Он был сыном врача, известного харьковского мецената, который организовал в городе первую круглосуточную помощь для бедняков», — поделилась в беседе с ForPost ассистент кафедры нормальной анатомии Медицинской академии им. С.И. Георгиевского Екатерина Зверева.
Путь Виктора Бобина к медицине оказался тернистым. Сперва он поступил на учёбу в Харьковский национальный медицинский университет. Там будущий профессор впервые серьёзно увлёкся анатомией человека. Но завершить обучение в Харькове помешала политика: студент Бобин организовывал нелегальные собрания и политические демонстрации против царского режима, за что был отчислен из университета и выслан из родного города.
Тогда родные помогли Виктору Бобину перебраться во Францию. Там молодой человек продолжил изучать медицину, поступив на медфакультет Парижского университета.
«Таким образом Виктор Владимирович сочетал знания отечественной школы анатомии и лучших европейских методик, практик. Позже, в 1914 году, родители смогли выхлопотать для сына разрешение вернуться», — пояснила Екатерина Зверева.
Вернувшись в свою альма-матер, Виктор Бобин вновь сдал экзамены и получил диплом заурядного врача первого разряда. Но оставаться в родном городе долго молодой медик не смог: началась Первая мировая война, фронт нуждался в врачах. Закончить службу и опять попасть в Харьков будущему профессору Бобину удалось только в 1917 году.
В этот раз учёный смог задержаться в городе детства на 6 лет. За это время он успел сдать экзамен на докторскую степень в медицине и начать преподавать курс анатомии зубов и полости рта.
В европейских традициях
Крымский эпизод жизни профессора анатомии начался в декабре 1930 года. Тогда Виктора Бобина пригласили помочь с организацией и подготовкой преподавателей для Крымского медицинского института.
Так Виктор Владимирович возглавил кафедру нормальной анатомии университета. И, по словам Екатерины Зуевой, развернул в ней «большую деятельность».
По просьбе профессора Бобина кафедра была выстроена в лучших традициях европейских анатомических театров. Например, в старом здании кафедры на Речной улице был создан лекционный зал — амфитеатр, который служил для студентов наглядным пособием. Появился и поныне любимый жителями крымской столицы анатомический музей. Часть препаратов для него заготовил сам Виктор Бобин.
Под руководством медика родилась и Крымская анатомическая школа морфологов: углубилось изучение оболочек спинного и головного мозга человека, функциональной анатомии периферической системы, иннервации кровеносных сосудов, нервов серозных покровов, ликвора. Большинство научных работ, которые создаются в университете и сейчас, косвенно связаны с тем фундаментом, который удалось заложить профессору Бобину.
«Многие из его учеников позже защитили диссертации, стали профессорами и сами возглавляли университетские структуры. В общей сложности Виктор Владимирович подготовил 8 докторов и 25 кандидатов медицинских наук», — уточнила Екатерина Зверева.
Накормить студентов и приручить мышей
Студенты медицинского университета всегда отзывались о профессоре Бобине с теплотой. По словам ассистента кафедры, Виктор Владимирович всегда был учтивым к учащимся, старался привить им не только знание, но и понимание человеческой анатомии. Анатом также старался проявить заботу в мелочах.
«Он всегда здоровался со студентами, снимая шляпу, обращался к ним на “вы”. Студенты его за это просто боготворили. А ещё его жена всегда готовила для него пирожки. Виктор Владимирович их складывал в плетёную корзинку, приносил и раздавал всем студентам», — поделилась Екатерина Зверева.
Свою человечность и доброту профессору удалось сохранить и в самые сложные времена. Летом 1941 года преподавателей и студентов медицинского университета эвакуировали из Крыма в Казахстан. Чтобы учащиеся перенесли это время проще, профессор Бобин старался не покидать их ни на минуту. В эвакуационном поезде Виктор Владимирович возвращался в профессорский вагон только поспать, а днями сидел с учащимися в теплушке. Уже в Казахстане анатом помог заново организовать процесс обучения и приложил максимум усилий для выпуска военных врачей.
Впрочем, заботливое отношение у медика было не только к студентам, но к людям в целом да и ко всем живым существам: по воспоминаниям учеников, Виктор Владимирович любил подкармливать зверей и птиц.
«Виктор Павлович Шкуренко (коллега Виктора Бобина — Прим.) рассказывал про профессора Бобина забавную историю. Во времена ученичества он пришёл к профессору домой. Во время застолья в гостиной к столу выбежала мышка. Все испугались, а Виктор Владимирович стал её кормить: оказалось, он её приручил, и мышь стала ручная», — поделилась Екатерина Зверева.
В другой раз мышь завелась у профессора Бобина в ящике рабочего стола. Сотрудники кафедры принесли анатому мышеловку, чтобы извести вредительницу. Виктор Владимирович с благодарностью принял ловушку и спрятал её в своём портфеле, а мышь, уже приручённая, так и продолжила жить у него в столе.
Любимые черепа
Помимо анатомического направления Виктор Бобин смог внести значительный вклад и в развитие крымской археологии. В какой-то момент профессор так увлёкся антропологией, что в свободное от работы время стал регулярно выезжать на всевозможные раскопки. В результате у него собралась личная коллекция из 30 деформированных черепов древних жителей из самых разных уголков полуострова, от Симферополя до Керчи и Древнего Херсонеса.
Антропологические исследования, которыми профессор Бобин сперва занимался как хобби, вылились в итоге в монографию «Искусственно деформированные черепа, найденные при раскопках в Крыму». В работе учёный детально рассказывал, как и зачем крымчане прошлого формировали своим детям головы цилиндрической формы.
В какой-то момент с подачи профессора Бобина студентов стали направлять в Москву для обучения методике Герасимова по восстановлению облика. Благодаря этому удалось, например, узнать, как выглядела одна из древних жительниц Херсонеса.
«Также на кафедре для студентов был организован специальный кружок по изучению культуры, истории и археологии. Виктор Владимирович ходил с учениками в походы, приобщал к теме антропологии», — дополнила историю ассистент кафедры.
Кабинет в веках
В 2010 году в память о создателе крымской школы морфологов, профессоре Викторе Бобине на кафедре нормальной анатомии человека появился тематический музей-кабинет. Родственники профессора, в частности его сын, профессор Владимир Викторович Бобин, помогли наполнить экспозицию личными вещами анатома: архивными записями, черепами, многотомным собранием ежегодных поздравительных телеграмм, портретами и фотографиями.
В кабинете постоянно обитает и сам «Виктор Бобин»: любого вошедшего за письменным столом встречает восковая фигура профессора, созданная харьковским мастером Сергеем Дегтяром.
«Музей посещают экскурсионные группы профильных колледжей, ученики биологических классов. Очень хочется, чтобы про профессора знали и помнили», — подытожила Екатерина Зверева.
Нынче студенты Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института имени С.И. Георгиевского в составе КФУ имени В.И. Вернадского стараются чтить память о первом заведующем кафедрой нормальной анатомии человека. Кроме того, студенты взяли на себя труды по уходу за могилой профессора.
Напомним, в этом году свой столетний юбилей мог бы отпраздновать другой крымский врач, настоящее светило медицины — онколог Владимир Ефетов. Ранее ForPost рассказывал историю гениального хирурга.
Елена Фокина
Фото автора