В Крыму, как и в целом по России, стремительно устаревает автопарк: возраст свыше половины всех зарегистрированных на полуострове транспортных средств можно смело называть преклонным. Вот только по отношению к автомобилям это в первую очередь говорит о возможных рисках и опасностях на дороге. ForPost попытался разобраться, почему крымчане эксплуатируют старые машины до последнего и что мешает водителям пересаживаться на новые автомобили.
Рынок «старичков»
Согласно данным, которые ForPost предоставили в МВД по Республике Крым, к началу 2024 года в регионе было зарегистрировано почти 600 тысяч автомобилей, из них больше половины составляют так называемые «старички» — машины возрастом от 10 лет. Новые автомобили, выпущенные в течение 2023 года, едва набрали 10% в общей доле всего автопарка республики.
При этом крымская статистика практически полностью отражает общероссийский тренд на устаревание автопарка. По данным, которые в начале года проводили эксперты ассоциации «Российские автомобильные дилеры» в рамках пресс-конференции в медиацентре РИА Новости, 68% всех автомобилей страны уже перешагнули возрастную отметку в 10 лет.
«Напомню, раньше большинство машин рассчитывалось на срок эксплуатации 10 лет. Если мне не изменяет память, это даже было заложено в нормах амортизации. А у нас 70 процентов автопарка вышли за пределы этого срока», — подчеркнул президент РОАД Алексей Подщеколдин.
Глава ассоциации автомобильных дилеров выразил обеспокоенность тем, в каком состоянии могут находиться окружающие нас автомобили. По мнению Алексея Подщеколдина, этот фактор напрямую влияет на безопасность на дорогах.
«Есть отличные экземпляры, которым по 30 лет, но таких, к сожалению, немного. Мы сегодня будем говорить об утилизации. Пришла пора всячески стимулировать обмен автомобилей, чтобы средний возраст российского автопарка уменьшался», — заключил спикер.
Вымирание среднего класса
Но почему крымчане и жители других регионов не меняют старые автомобили на новые? Как пояснил в беседе с изданием автоэксперт Дмитрий Фог, сейчас автомобильный рынок России столкнулся с несколькими серьёзными проблемами. Первая из них — уход многих официальных дилеров в связи с санкциями.
«Такие народные автомобили, как “Киа Рио” и “Хёндэ Солярис” сейчас не купить, а если дилеры или серые дилеры и предлагают, то ценник на машину вырастает кратно», — привёл пример Дмитрий Фог.
Закрыть собой образовавшуюся нишу и стабилизировать ситуацию на рынке авто стремятся как отечественные, так и китайские производители. Но из первой проблемы, связанной с санкциями, логически проистекает вторая: неминуемое увеличение цен на автомобили. Причём касается это не только параллельного импорта, но и российского концерна «АвтоВАЗ».
Напомним, долгие годы производством комплектующих для многих моделей бренда «Лада» занимался завод французского концерна «Рено Россия», за счёт чего отечественный автомобиль оставался в категории бюджетных. В 2022 году ситуация изменилась, и цены ожидаемо резко устремились вверх.
«Средний класс авто вымирает: даже “Ладу” уже нельзя назвать особо бюджетной машиной. Новые автомобили в среднем подорожали на 30-35 процентов, а вторичка — на все 50. Раньше полутора миллионов рублей хватало на покупку новой машины, сейчас за эти деньги можно купить ту же модель, но семилетней давности», — сравнил автоэксперт изменения на авторынке.
До последнего времени относительно доступным и интересным для крымчан оставался рынок китайского автопрома. Восточные партнёры не побоялись открыть на полуострове дилерские центры, что постепенно сформировало лояльность местных потребителей. Кроме того, в Россию пришёл типично китайский способ покупки машин через интернет. Сейчас, как рассказывал ForPost, по меньшей мере три крупных торговых онлайн-площадки предлагают купить новую иномарку буквально «в два клика».
Но пару месяцев назад ситуация и здесь кардинально изменилась. По словам Дмитрия Фога, в марте текущего года правительство РФ обновило правила уплаты утилизационного сбора — налога, который взимается при ввозе автомобилей в страну. Это решение, как ForPost пояснял прежде, закрыло так называемую «киргизскую схему» с уплатой таможенных пошлин.
«Раньше из Китая и Кореи можно было выгодно пригонять автомобили в возрасте до трёх лет. Вплоть до апреля их ввозили в Россию в больших объёмах. Сейчас растаможка стала дороже, параллельного импорта стало меньше, цена выросла», — объяснил всю схему увеличения стоимости машин Дмитрий Фог.
В то же время далеко не все крымчане готовы покупать себе машину от восточных производителей. Как признался автоэксперт, в России китайский рынок автопрома до сих пор считается не сильно престижным из-за негативного впечатления, которое произвели первые китайские автомобили.
Во многом потребителей смущает вопрос «необкатанности» машин по местным дорогам. Прошедшей зимой иномарки из Поднебесной стали главным поводом для шуток в социальных сетях: из-за сильных морозов в машинах отключались жидкокристаллические мониторы, на которые было завязано управление всем функционалом автомобиля.
«Лично я бы стал рассматривать китайский автомобиль к покупке лет через 5. К этому времени они пройдут обкатку по нашим дорогам, производитель устранит все недочёты. Параллельно в России появится матчасть по обслуживанию: навыки и база запчастей», — уточнил Дмитрий Фог.
Нужно поднять мотивацию
В сложившихся условиях рынка существует не так много условий, которые могли бы простимулировать крымчан поменять автомобиль на более новый. Но, по словам автоэксперта, действенные методы всё же есть.
Например, начиная с 2015 года в стране действует программа автокредитования с господдержкой, которая позволяет россиянам сэкономить от 20 до 35% от стоимости машины. В 2024 году под программу помимо брендов «Лада» и «УАЗ» также попали новенькие «Москвичи 3е» и «Хавейлы» с завода в Туле.
«Иногда у моих клиентов получается купить автомобиль по госпрограмме, экономия до 20% на новый автомобиль. Но надо учитывать, что есть ряд условий, и поддержка распространяется только на отечественный автопром», — заметил Дмитрий Фог.
Также, по мнению автоэксперта, большим подспорьем в обновлении российского парка автомобилей была бы программа льготного кредитования на покупку машины со сниженной ставкой. Но пока что таких предложений у банков нет, а процент по автокредиту держится примерно на одном уровне с ипотечным — в районе 16% годовых.
Помимо автомобильного рынка последние несколько лет в России стремительно меняются и связанные с соблюдением ПДД системы контроля. Например, на днях завершилась разработка федерального приложения для мобильных телефонов, которое поможет россиянам оперативно сообщать о любых нарушениях.
Елена Фокина
Фото: коллаж|Елена Фокина, скриншот презентации РОАД|YouTube, Алексей Лохвицкий|ForPost, Александр Амельянчик|ForPost
Обсуждение (6)
"почему крымчане не покупают новые машины" - Дык ответ простой - дорого!
Верещагин,
Не дорого, а опасно. Новые машины сейчас какие?
Устаревающий автопарк создаёт опасности на дороге, уверены эксперты.
А эксперты не подскажут где деньги на новые машины людям брать? Да и опасность на дороге, скорее, лет через пять, начнёт создавать китайский хлам. Спросите в ГИБДД какой процент ДТП из-за технеисправности по легковому автотранспорту. Да ни какого, ноль он процент этот.
Опять кредиты, опять банковская кабала! Эксперты, вы можете предложить реальный выход, кроме как на людей вешать очередные долговременные обязательства, тем самым подогревая рынок на очередное повышение цен.
Да, конечно странно, чего это люди новые машины не покупают?
Я в начале 2015 году покупал КИА Соренто (полный привод, 2.4л, почти топовая комплектация) за 27 000 енотов или за 1 700 000 руб.
Сейчас в такой комплектации от 6 000 000 руб или 60 000 ! Енотов.
Или у нас с курсом доллара что то не то, или нас держат за идиотов, чтобы мы "москвич 3" по 3 ляма покупали. 🤔
Стало банально дорого. Дорогие автомобили, дорогие кредиты и т.д. и т.п..