В горном Крыму начались работы по спасению православной церкви XIV века Кильсе-Тубю: помимо необычного расположения храма — сооружение вырублено внутри скалы-останца — до наших времён дошла его «изюминка»: двухметровое настенное изображение Иисуса Христа, Девы Марии и Иоанна Предтечи.
На помощь археологам и реставраторам пришли волонтёры, среди которых были не только крымчане, но и жители других уголков России. Корреспондент ForPost также принял участие в акции.
На Церковной Поляне
В деревушке Ходжа-Сала под Мангупом (Бахчисарайский район) в выходной день шумно и оживлённо: местные жители наперебой предлагают туры по горам на УАЗиках и лошадях, а заодно — обед в одном из ресторанчиков с восточной кухней. Долина окутана шашлычным ароматом. Тут же в десяти метрах тихо плещутся воды большого озера, привлекая прохладой и таинственностью.
Но чтобы попасть к Кильсе-Тубю, надо оставить в стороне туристическую суету и углубиться в густую зелень склона горного массива Чардаклы-Баир.
«Прохода нет! Ведутся археологические раскопки!», — преграждает путь внезапно появившаяся на стволе граба табличка. Значит, мы пришли по адресу.
Издалека доносится голос руководителя Мангупской археологической экспедиции, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории древнего мира и средних веков КФУ имени В.И. Вернадского Александра Герцена. Учёный читает небольшую лекцию по истории этого уникального памятника крымского прошлого.
Александр Герцен рассказывает волонтёрам об истории Кильсе-Тубю и Мангупа.
Кильсе-Тубю в переводе с тюркского означает «Церковная Поляна». Однако никакой ровной площадки не видно: искусственные террасы лишь слегка угадываются среди зарослей и россыпи серых валунов. Поэтому слушатели пристраиваются, где получится: на пеньках, камнях или прямо на земле.
«Эту территорию контролировало мощное византийское княжество Феодоро, расположенное на горном плато Мангуп. Церковь находится на противоположном Мангупу массиве Чардаклы-Баир, где никогда никаких поселений не существовало, а только проходил глиняный водопровод от родника к татарской деревушке Ходжа-Сала», — рассказал Герцен чуть позже ForPost.
Благодаря уединённости места, по предположению историков, богослужения в Кильсе-Тубю могли проводиться и после падения Феодоро в 1475 году.
Читайте по теме: Гиды пещерного города напали на туристов в Крыму
Вырубленные в скалах культовые сооружения не редкость на полуострове. Даже наоборот, мягкий известняк, из которого сложена внутренняя куэста Крымских гор, позволил создать в средние века целый комплекс пещерных городов, заметил собеседник.
Все поселения разные, но в некоторых из них сохранилось несколько образцов настенных икон в храмах. Самые яркие фрески находятся на Мангупе и возле Эски-Кермен, уточнил Александр Герцен. Что касается Кильсе-Тубю, то именно изображение святых внутри позволяет датировать церковь в скале XIV веком.
Впрочем, археологи надеются уточнить хронологию её появления с помощью волонтёров.
Начали с секатора и пилы
После экскурса в историю ребята разбирают секаторы, пилы, топоры и перчатки. Первая их задача — расчистить территорию вокруг скалы с церковью.
«До начала раскопок мы должны очистить местность от растительности, которая мешает воспринимать этот памятник и понимать его топографию. Это поможет предположить, как в древности люди перемещались по этой территории», — объяснил ассистент кафедры истории России Таврической академии КФУ имени В.И. Вернадского, сотрудник Мангупской археологической экспедиции Валентин Ганцев.
Волонтёры с энтузиазмом принимаются за дело. Девушки бодро щёлкают поросль лезвиями секатора, парни решительно распиливают тонкие лещину и кизил, вырубая стволы потолще.
Тем, кому с зарослями сражаться тяжело, археологи находят занятия полегче: щёткой и шпателем надо удалять траву и мох из каменных щелей. Таким образом контуры и границы памятника будут проступать более чётко, объяснил собеседник.
Волонтёры расчищают территорию вокруг памятника.
Расчистка территории не прекращается, но тем временем волонтёров зовут на следующий мастер-класс. На этот раз всем желающим предлагают попробовать свои силы в настоящих раскопках грунта под южной «глухой» стеной церкви. Сначала ребята металлодетектором «прощупывают» землю, потом осторожно снимают верхний слой.
Впрочем, никаких сокровищ, кроме разбитых керамических черепков, в этот раз найти не удаётся. Однако даже такой результат — немалое достижение, считает историк.
«Судя по археологическому материалу, который был найден ребятами, действительно, эта площадка позади церкви раньше использовалась. Были обнаружены фрагменты сосудов, амфор для жидких или сыпучих веществ, вина для причастий и благовоний», — описывает находки Ганцев.
Виталий Ганцев на южной площадке позади церкви.
В ближайшие дни профессиональные археологи продолжат работы на объекте. Учёные намереваются разобрать завал камней перед входом и начать серьёзные раскопки, делится планами историк.
Читайте по теме: Популярный крымский пещерный город недоступен для туристов
Фреска с вау-эффектом
После работ на открытом воздухе всех приглашают «внутрь валуна». Младший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Дарья Иожица показывает и объясняет буквально, что находится у нас перед глазами. Ведь, к сожалению, время не пощадило памятник, поэтому без подсказки эксперта сложно представить, как проходили здесь обряды семь веков назад.
Дарья Иожица показывает остатки фрески.
Внутреннее пространство Кильсе-Тубю — прямоугольник площадью примерно в 10-15 квадратов с трёхметровыми сводами. Апсида, где располагался алтарь, обращена на юго-восток. Именно здесь во всю стену находится стеновая роспись, изображавшая три фигуры: сидящего в центре на троне Иисуса Христа и стоящих по бокам Богоматерь и Иоанна Предтечу.
«Всё было устроено таким образом, чтобы и архитектура, и богослужение вызвали у прихожан восторг, — объясняет историк. — Этот вау-эффект достигался простыми способами: окно расположено в таком месте стены, чтобы около семи утра через него проникали лучи восходящего солнца и ярко освещали стену с росписью. Думаю, это не случайно, а совпадает по времени с началом литургии в храме».
От фрески остались только фрагменты.
Нынешние историки и краеведы такой же восторг испытывают, любуясь одной из деталей фрески.
«Уникальность данной композиции в наличии открытого, а не, как правило, свёрнутого свитка в руках Богородицы, — обратила внимание Дарья Иожица. — Мы видим многострочный текст молитвы или комментария к изображению, отдельные буквы которого читаются до сих пор. Фразы подстрочные, синего и красного цветов. Строчки разноразмерные, но имеют определённый ритм: каждая из них прочерчена дополнительными зелёными полосами».
Выяснить, по какой технологии сделана роспись, сейчас можно только химическим путём, добавила собеседница ForPost. Поэтому цветные частички переданы на анализ в Институт археологии Крыма РАН и НИЦ «Курчатовский институт».
Читайте по теме: От храма св. Иоанна Воина в Севастополе сохранят часть апсиды и лестницу
В целом, по оценке реставраторов, состояние фрески плачевное: фигуры Предтечи и Христа практически полностью утрачены, только у Богородицы хорошо «читается» нимб, силуэт одежды и хорошо различима обувь.
«К сожалению, говорить о восстановлении росписи, мне кажется, неправильно. Ведь у нас есть только словесное описание изображения, но ни одной даже схематичной зарисовки. Поэтому мы не знаем многих деталей (положение кистей, к кому обращён жест, было или нет Евангелие в руках и прочее), которые важны. Лучшим вариантом будет её максимально очистить. Может быть, реставрационные работы помогут нам прочитать текст свитка», — выразила надежду историк.
Впрочем, на фреске секреты Кильсе-Тубю не заканчиваются. Под слоем дубовых листьев, занесённых в алтарную часть храма, скрываются пять квадратных углублений, а на боковых стенах — ещё несколько так называемых подрубок. По мнению Иожицы, эти выемки предназначались для установки деревянных престола (алтарь) и кивория (навеса-беседки над ним), а также колонн — прообраза привычного нам иконостаса.
«При наличии этого всего (престола, кивория и колонн — прим.) возникает вопрос: а как же фреска? Её тоже прихожанин должен был видеть! — рассуждает реставратор. — Пока теоретически, но, по аналогии в другими известными храмами, мы можем анализировать, как развивалась литургия в Кильсе-Тубю».
Рассказ Дарьи Иожицы интригует слушателей, поэтому волонтёры охотно принимаются за новую работу: щётками и совками сметают листву и пыль с древних камней. После этого историк показывает, как проводить обмер и зарисовку всех деталей интерьера.
Путешествие с пользой
Для многих участие в настоящей археологической экспедиции становится целым событием.
Галина Хасанова родом из Бурятии и впервые в жизни приехала в Крым. До выхода на пенсию год назад женщина выступала в Улан-Удэ пианистом и вокалистом, преподавала в местном Институте культуры. Теперь она решила посвятить себя добровольческому движению. Став членом Ассоциации волонтёрских центров, музыкант получила доступ к различным проектам по всей стране, где требуется участие активистов.
«Когда я прочитала об этом проекте (Кильсе-Тубю — прим.), сразу подала заявку на участие. Это ж как интересно! Реконструкция старинной церкви! Когда мне одобрили заявку, я была так счастлива, — делится эмоциями собеседница ForPost. — Кроме того, я сейчас путешествую по России, поэтому приехала в Крым не из Бурятии, а из Самары».
Галина Хасанова (слева) впервые приехала в Крым и сразу попала на раскопки.
Несмотря на возраст, Галина с готовностью берётся за все задания археологов и даже нашла один из фрагментов керамического сосуда. По признанию путешественницы, её впечатлила лекция Александра Герцена. Женщина рада не только в теории услышать историю Крыма, но и на практике способствовать её сохранению.
После мастер-класса по обмерам интерьера церкви, работа волонтёров завершается, и они спускаются в Ходжа-Сала. Организатор вылазки, председатель крымского отделения Всероссийского общества охраны памятников культуры и истории (ВООПИиК) Наталья Кармазина впечатлена трудами участников.
«Сегодня была открыта новая веха в развитии крымского культурного волонтёрства. Именно площадка Кильсе-Тубю стала точкой преломления усилий профессиональных археологов и всех, кому небезразлична судьба памятников Крыма», — объясняет собеседница ForPost.
Работы прошли силами волонтёров.
В ближайшие дни сотрудники Мангупской экспедиции будут более детально исследовать расчищенную волонтёрами территорию. В свою очередь ВООПИиК подготовит документы, чтобы включить Кильсе-Тубю в перечень объектов культурного наследия. Также общественники со специалистами хотят разработать предложения по музеефикации церкви, которые передадут в Министерство культуры республики.
Через десять дней, 30 июля, всех желающих ждут на второй этап этого проекта под названием «Волонтёры археологического наследия», который поддерживает Российский фонд культуры.
Читайте по теме: Что потеряет Крым с отказом от археологической разведки: мнения
Пелагея Попова
Фото автора