Супермаркеты и рестораны в Крыму для привлечения клиентов и увеличения продаж часто устраивают различные акции. Но при этом нередко замалчивают некоторые условия «выгодных» предложений. Как не стать жертвой маркетинговых уловок и уберечься от ненужных трат, узнавал ForPost.
Бесплатный сыр
Недавно Крымское УФАС возбудило дело в отношении владельца одного из ресторанов. С жалобой на заведение общественного питания обратился местный житель. Как оказалось, ресторан рассылал смс-сообщения с обещанием 50%-скидки на пиццу при заказе от 2000 рублей. Однако некоторые условия акции предприниматели «забыли» указать, в результате чего клиент не получил обещанную скидку.
«При заказе пиццы в ресторане посетителю было отказано в предоставлении скидки. По условиям акции скидка 50% на пиццу предоставлялась только при доставке. В данной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно, что скидку можно получить только при оформлении доставки», — рассказали в пресс-службе Крымского межрегионального УФАС.
В крымских магазинах, чтобы повысить продажи, тоже часто устраивают разные акции. Например, купи две вещи, а третью получи в подарок.
«Несколько лет назад попала на акцию в магазине брендовой обуви — купи две пары, а третью — бесплатно. Мне две пары обуви были не нужны, я купила одни ботинки. Обувь там была не дешёвая. Но эта акция не давала мне покоя: с чего вдруг такая щедрость? Уже дома я решила проверить стоимость купленной обуви в других магазинах на материке. Оказалось, что я переплатила почти в 1,5 раза! Вот откуда такая щедрость — третья пара в подарок! Наценка на первые две пары с лихвой перекрывает такой подарок», — поделилась свой историей с ForPost крымчанка Оксана Иванова.

Подобные предложения — третий товар в подарок или с 50% скидкой — часто предлагают магазины бытовой химии, косметики и парфюмерии.
«Я как-то полчаса ходила по магазину и думала, что же мне взять, чтобы получить ещё один товар подешевле. Но ничего на тот момент мне не нужно было. Вовремя остановилась, поняла, что готова сделать ненужную покупку. Устоять перед соблазном получить что-то с хорошей скидкой, даже ненужное, сложно», — признаётся жительница Симферополя Елена Бакина.
Налетай — подешевело!
Главная цель маркетинга — продать как можно больше, независимо от качества товара и желания потребителей. Здесь расчёт делается на эмоциональную, необдуманную покупку и на желание клиентов сэкономить, пояснила доцент кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Елена Вершицкая.
«Цель любой маркетинговой кампании — внушить, что нам этот товар очень нужен. Очень часто продавцы используют психологический трюк с ограниченным количеством товара. Это чистая психология, игра на упущенной возможности, чтобы заставить людей делать необдуманные покупки», — рассказала собеседница ForPost.
Потребителям важно вовремя понять, что скрывается за красивым рекламным слоганом, предупреждает эксперт. Это могут быть дополнительные условия акции, прописанные мелким шрифтом или какие-то детали, которые обязательно надо уточнить у продавца перед покупкой.
«Так работает экономика впечатлений: мы услышали, мы захотели, мы действуем, и на это рассчитана любая рекламная кампания, любой маркетинговый ход», — отметила Елена Вершицкая.

Для того, чтобы не попасть на маркетинговые уловки, нужно в первую очередь спросить себя, а действительно ли нам нужен этот товар или та услуга, которую нам предлагают. И если нам это надо, то посмотреть на соотношение цены и качества.
«Мне кажется, что нам, потребителям, давно пора уходить от экономики впечатлений и переходить к рациональности: читать то, что написано мелким шрифтом, понимать, что тебе этот товар либо услуга необходима в данный момент и в том количестве, в котором тебе его предлагают. Очень часто бывает купи, например, три товара, а заплати за два. А действительно ли нужен этот третий товар? Чаще всего, нет», — говорит эксперт.
Статистика свидетельствует, что чаще жертвами всевозможных акций становятся женщины, так как они больше, чем мужчины, склонны к эмоциональным поступкам, отметила Елена Вершицкая.
Потребитель, не зевай
Бывают случаи, когда потребители необоснованно обвиняют маркетологов в обмане: покупатели пропускают подробности акции и не задают уточняющие вопросы, таким мнением с ForPost поделилась к.э.н., доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» Лариса Строкина.
«Бывает, что в самом конце мелким шрифтом указывается, что акция действует только на товары с жёлтыми ценниками. А покупатели часто в погоне за выгодой не читают до конца. Покупают, приходят домой и начинают смотреть чек, а там нет 25% скидки. И они готовы весь мир обвинить в том, что их обманули», — привела пример эксперт.
Безусловно, важная информация мелким шрифтом — маркетинговая уловка, но она есть, и в этом случае обвинять сотрудников компании в обмане нельзя, считает Лариса Строкина.

Также, по словам специалиста, не всегда при подготовке объявления об акции для социальных сетей маркетологи могут указать все условия.
«Над постом работали специалисты, есть определённые требования, какой объём текста должен быть и какой шрифт, и где и что должно размещаться», — пояснила собеседница издания.
Есть, конечно, недобросовестные маркетологи, которые намерено вводят людей в заблуждение. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно внимательно изучить условия акции, выяснить период её проведения, какие именно товары можно купить со скидкой и при заказе онлайн или офлайн. Для этого можно проконсультироваться с продавцом лично или позвонить в компанию, напомнила Лариса Строкина.
Ранее эксперты рассказали ForPost, как не поддаться всеобщему, лишающему здравомыслия ажиотажу в «чёрную пятницу». Одна из хитростей предпринимателей — завысить цены заранее, а в день распродажи снизить их.
Юлия Суконкина
Фото: Татьяна Воробьёва|ForPost, ForPost, Виталий Халевин|ForPost
Обсуждение (2)
Безусловно, важная информация мелким шрифтом — маркетинговая уловка, но она есть, и в этом случае обвинять сотрудников компании в обмане нельзя
На сомом деле обвинять можно и нужно - пусть пишут все условия и крупными буквами! В противном случае наказывать надо и серьёзно!
В наших магазинах обычно за цифрами - 80-90% скрывается жульническая формула -"мы оставили всего-лишь 80-90% цены на наш товар, а скидка то всего 10% ))))/
Или манипуляции с цифрами. Типа стоило 30000 руб, а продаем за 15000, а реально цена товара 5000 руб)
Огромные скидки - это не для нашего продавца. Лучше сгниёт и выбросить, чем продать дёшево.
Ну или продать совсем уж гниль и никому не нужное, ну хотя бы в половину стоимости, а не -90%
Вот и весь маркетинг.