Россия

Как россияне ощутят на своём кошельке новое решение ЦБ

Жителям нашей страны придётся пережить ещё один непростой год, но есть и позитив.

Как россияне ощутят на своём кошельке новое решение ЦБ
Фото:
Алексей Лохвицкий \ ForPost

На заседании Совета директоров ЦБ 15 февраля регулятор принял решение оставить ключевую ставку на прежнем уровне в 16%. При этом отмечалось, что обсуждение шло относительно вопроса сохранения или повышения ставки.

На следующий день глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала о том, как регулятор видит ситуацию в экономике и какие решения намерен предпринимать относительно собственной денежно-кредитной политики ради снижения инфляции.

Взгляд из Центробанка

Эльвира Набиуллина отметила, что повышение ключевой ставки уже приносит свои плоды: после осеннего пика роста цен в декабре 2023 и январе 2024 годов отмечено снижение как самой инфляции, так и потребительского спроса. Однако, по мнению регулятора, проинфляционные риски по-прежнему сохраняются.

Если отбросить внешние факторы, такие как санкции, то многое зависит от проинфляционных ожиданий в самой России. А они по-прежнему высокие. При этом спрос всё ещё обгоняет предложение, что в конечном итоге оказывает влияние на динамику роста цен.

Однако регулятор уверен, что к концу года инфляцию удастся вернуть к 4-4,45%. При этом динамика ВВП будет на уровне 1-2%.

«Мы повысили прогноз среднегодовой ключевой ставки на 1 процентный пункт. В этом году средняя за год ставка будет находиться в диапазоне 13,5-15,5% годовых, в следующем году — 8-10% годовых», — отметила Набиуллина.

При этом она допустила, что перейти к снижению ставки ЦБ сможет во второй половине года.

Напомним, ранее экономисты давали прогноз о начале снижения ключевой ставки с марта этого года — по 1 процентному пункту в месяц. Из сказанного Набиуллиной явно следует, что этим прогнозам сбыться не суждено.

Но цифры цифрами, а как на себе простые граждане почувствуют эти решения ЦБ?

Верны ли оценки?

Сразу после принятия решения о сохранении ключевой ставки некоторые эксперты оценили влияние этого решения на рынок вкладов и кредитования.

Так, директор проекта Финуслуги Московской биржи Игорь Алутин в комментарии «Известиям» отметил, что такая ставка сохранит привлекательность депозитов и дороговизну кредитов, что собственно для рынка и не является сюрпризом. Напомним, глава ЦБ Эльвира Набиуллина не раз указывала, что повышенный спрос на потребительском рынке, который и является фактором стимулирования роста цен, во многом обусловлен именно ростом потребительского кредитования.

«Данные по кредитам говорят о значительном замедлении темпов роста потребительского кредитования, что также указывает на эффективную работу трансмиссионного механизма, однако говорить об устойчивом охлаждении рынка ещё рано», — отметил Алутин.

Впрочем, по мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, делать акцент именно на этом не стоит.

«Решения ЦБ основаны на монетарной теории, согласно которой избыточное количество денег и является главным проинфляционным фактором. Соответственно, если ограничить доступность денег, в том числе и кредитных, то можно снизить инфляцию. Но эта теория если и была применима, то только на Западе и только в короткий период после Второй мировой войны. Сейчас во всём мире, в том числе и в России, главным проинфляционным фактором являются действия монополий, но никак не избыточная денежная масса», — объяснил Беляев в разговоре с ForPost.

Одновременно он отметил, что экономический итог прошлого года показал 3,6% роста ВВП, тогда как ЦБ давал прогноз в 1,5-2,5%. Это, по словам Беляева, говорит не только о том, что ЦБ намеренно занижает свои прогнозы, исходя из консервативного взгляда, но и о том, что регулятор может не до конца понимать, что в действительности происходит в экономике.

«На самом деле прошлогодний результат по ВВП — это следствие работы финансируемого из бюджета военно-промышленного комплекса и отраслей, связанных с ним. Иными словами, это не рост всей экономики. Если же принять во внимание цели, стоящие перед Россией, и ресурсную базу страны, то прогноз ЦБ на нынешний год в 1-2% роста ВВП — это крайне мало. Такая динамика, на мой взгляд, не позволит развиваться экономике и не приведёт к росту качества жизни россиян», — резюмировал эксперт.

Ничего хорошего?

В конечном счёте, по словам Беляева, низкие темпы роста экономики, ограниченные в том числе и дороговизной кредитных ресурсов, приведут к негативным последствиям, которые почувствуют на себе простые люди.

«Да, возможно темпы роста цен не будут высокими, но при отсутствии развития экономики не будут расти и доходы, за исключением отраслей, связанных всё с той же ''оборонкой''. Также не будут появляться новые рабочие места, при том, что уже сейчас есть большая нехватка специалистов рабочих профессий. Наконец, не будет развиваться потребительское кредитование, а это значит, что россияне откажутся от приобретения товаров длительного пользования. Следовательно, эта продукция не дойдёт до потребителя, что негативно скажется на производителях. Исключение тут составляют лишь льготные программы. В конечном счёте, всё это никак не приблизит нас к улучшению качества жизни», — высказал мнение Беляев.

Впрочем, эксперты сомневаются и в том, что жёсткая денежно-кредитная политика ЦБ позволит в этом году привести инфляцию к запланированным значениям в 4-4,45%.

По мнению, главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, пик инфляции может прийтись на июль, когда она достигнет 8,4%. На это повлияет, в том числе, плановое повышение тарифов по ЖКХ. Затем темпы роста цен могут снизиться до 6%.

«При этом риски скорее смещены в сторону более высокой инфляции», — уточнил аналитик, по мнению которого, планового значения инфляция достигнет только в 2025 году.

Ничего плохого?

В то же время доктор экономических наук Иосиф Дискин в беседе с ForPost отметил, что не стоит оценивать политику ЦБ исключительно в негативном свете.

«Всё более-менее укладывается в прогнозы, которые давались ранее. Инфляцию удалось сбить, и это уже большое достижение. ЦБ и многие эксперты отмечают тенденцию и к дальнейшему снижению темпов роста цен. При этом напомню, что инфляцию называют налогом на бедных. В этом смысле позитивным является тот факт, что доходы этой части населения не будут интенсивно обесцениваться. Иными словами, для простых людей снижение темпов инфляции действительно представляется очень важным фактором. Да, высокая ключевая ставка ограничит потребительское кредитование, и многим людям придётся отложить покупку товаров длительного пользования, в том числе и автомобилей. При этом для людей обеспеченных высокая ключевая ставка сохранит возможность получения дополнительных доходов от размещения средств на депозитах», — высказал мнение эксперт.

Одновременно он не согласился с оценкой ЦБ относительно темпов экономического роста в 2024 году в 1-2%.

«Помимо кредитов есть и другие факторы роста. Например, повышается конкурентоспособность отечественных товаров, отлаживается прямой и параллельный импорт при постепенном снижении цен на иностранные товары. К этому стоит добавить довольно высокие доходы ряда компаний, которые позволяют им инвестировать в развитие производства без привлечения дорогих кредитов. По моим оценкам, по итогам года в результате действия названных факторов мы сможем увидеть рост ВВП даже выше 3,5%», — заключил Дискин.

Андрей Мединский

31000
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1679

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2793

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5010