В деле АО «Макфа» поставлена точка – компания национализирована после того, как Генпрокуратура доказала в суде причастность её бенефициаров к коррупции, сообщает «Коммерсантъ». Вместе с «Макфой» в госсобственность обращено также имущество АО «Смак» и АО «Первый хлебокомбинат».
Тем самым государство ещё раз дало понять, что чиновник при власти не может использовать своё положение в бизнес-интересах. А именно это и происходило с «Макфой» и другими названными компаниями.
История вопроса
«Макфа» появилась на базе созданной ещё в 1937 году Челябинской макаронной фабрики. В 1993 году предприятие было приватизировано Михаилом Юревичем — будущим мэром Челябинска, а затем губернатором региона и депутатом ГД.
К началу двухтысячных это был уже крупный холдинг, куда входили в том числе и АО «Смак» и АО «Первый хлебокомбинат». В 2023 году чистая прибыль холдинга составила 3,6 млрд рублей. В него входило на тот момент 26 компаний, зарегистрированных в разных регионах РФ. А совладельцем бизнеса и партнером Юревича являлся бывший депутат Госдумы Вадим Белоусов.
Примечательно, что оба коммерсанта и экс-чиновника к моменту подачи иска Генпрокуратуры об обращении в доход государства активов «Макфы» и других предприятий уже были осуждены в России за коррупционные преступления, но скрылись от ответственности за границей. А речь идёт — ни много ни мало — о взяточничестве на сумму в более 3 млрд рублей при дорожном строительстве.
«Естественно, в этих условиях к упомянутым «коммерсантам» со стороны Генпрокуратуры было повышенное внимание. И неспроста, ведь Генпрокуратура смогла в суде доказать коррупционную деятельность бенефициаров, которая позволила "Макфе" стать чуть ли не первым производителем макаронных изделий в РФ», — отметил в беседе с ForPost юрист Егор Фёдоров.
К слову, стоимость активов, которые должны были в результате рассмотрения дела перейти государству, Генпрокуратура оценила в 46 млрд рублей. Но это только активы. Поскольку все национализированные предприятия приносили их владельцам миллиардные прибыли – как сказано в иске, речь идёт о более 13 млрд валовой прибыли. А пока дело рассматривалось, сообщалось, что стоимость арестованных судом активов составляет 100 трлн рублей. Для сравнения, доходная часть бюджета РФ на этот год – это 35 трлн рублей.
Себе в карман
Миллиардные прибыли были получены благодаря коррупционным схемам. По мнению надзорного ведомства, Юревич и Белоусов, находясь при власти, активно использовали административный ресурс в своих бизнес-интересах.
«Ответчики Михаил Юревич и Вадим Белоусов, работая в органах госвласти, в течение многих лет нарушали установленные антикоррупционным законодательством запреты и ограничения», — цитирует «Коммерсантъ» исковое заявление.
По словам юриста Егора Фёдорова, согласно федеральному закону «О противодействии коррупции» чиновники обязаны прекратить участие в бизнесе, а управление своими активами передать другим лицам так, чтобы не иметь возможности влиять на бизнес.
Однако, как отметила Генпрокуратура в иске, ответчик Юревич «создал ложную видимость дистанцирования от бизнес-проектов» путём вовлечения в управление активами всех близких родственников, включая сына и родителей, а также второго ответчика Белоусова, который к делу привлёк даже тёщу.
«Но закон однозначно и прямо говорит, что для избежания конфликта интересов чиновники не могут оставлять себе возможность извлечения дохода через лиц, состоящих с ними в близком родстве. Имеются в виду родители, супруги, дети, а также братья, сёстры, родители, дети супругов и супруги детей», — пояснил юрист Федоров.
Именно это обстоятельство дало прокуратуре неоспоримые аргументы в суде для того, чтобы обратить в собственность государства, обманутого чиновниками-коммерсантами, их так неряшливо замаскированные активы.
По Салтыкову-Щедрину
Публицист и депутат Госдумы Анатолий Вассерман в беседе с ForPost отметил, что требование закона об избежании конфликта интересов на госслужбе введено не просто формально. По его словам, чиновник, который продолжает заниматься бизнесом, даже подсознательно и как бы неумышленно может добиваться принятия для себя и своего дела выгодных решений.
«Человек, имеющий возможность принимать решения, обязательно оказывается перед соблазном принимать их в свою пользу, даже порой не осознавая этого до конца. Но почему требованием закона так долго пренебрегали? Напомню, что русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, который при том был ещё и вице-губернатором нескольких губерний Российской Империи, ещё полтора века назад сказал: "Свирепость законов российских умеряется повсеместной необязательностью их исполнения"», — отметил Вассерман.
По его мнению, в России высказывание Салтыкова-Щедрина не потеряло актуальности и поныне.
«Я понимаю, что за случаи, подобные истории с "Макфой", нужно серьёзно наказывать, поскольку это будет хорошим примером для тех, кто захочет делать что-то подобное. В то же время я считаю, что владельцы "Макфы" до конца вообще не понимали, чем могут обернуться их нарушения закона, то есть просто действовали глупо», — высказал мнение депутат.
Проверенная схема
Генпрокуратура не в первый раз успешно национализирует активы коррупционеров.
Достаточно вспомнить нашумевшее дело экс-министра открытого правительства Михаила Абызова, который, занимая высокую госдолжность, владел акциями на 9 млрд рублей. Аналогичное дело касалось и активов на 2,5 млрд рублей, принадлежавших экс-губернатору Марий Эл Леониду Маркелову. То же самое сейчас происходит с крупнейшим автодилером «Рольф», владелец которого Сергей Петров продолжал заниматься бизнесом, являясь депутатом Госдумы.
«Стоит сказать, что государство всё больше усиливает свою работу по борьбе с коррупцией по самым разным направлениям. Одно из них – это как раз коммерция, сопряжённая с государственной службой. И, полагаю, рано или поздно в этом вопросе порядок будет наведён. Во всяком случае коррупционеры уже сейчас не могут так нагло в открытую продолжать заниматься бизнесом, как это было ещё лет десять назад. Тут стоит напомнить, что упомянутые Маркелов и Абызов не только лишились своих богатств, но и получили весьма серьёзные реальные сроки заключения. Маркелов был осужден на 13 лет, а Абызов — на 12 лет», — отметил юрист Егор Фёдоров.
Он напомнил, что в 2022 году Владимир Путин подписал закон, по которому у чиновника могут конфисковать неподтверждённые деньги, если сумма превышает его официальный доход за последние три года.
«Кроме того, ещё в 2019 году Конституционный суд РФ издал определение об изъятии в доход государства имущества близких осужденного за коррупцию чиновника, если они не докажут, что купили его за свои средства», — добавил юрист.
Андрей Мединский
Обсуждение (5)
а по-моему просто отжали успешный агрохолдинг, времена сейчас неспокойные , продукция стратегическая , пишут что:
"работая в органах госвласти, в течение многих лет нарушали установленные антикоррупционным законодательством запреты и ограничения"
как такое возможно в течении многих лет у всех на виду воровать, а где пособники ?
Лапша была вкусная. Как и макароны с лазаньей.
Честно говоря, на мой взгляд, просто продукция была самая известная и покупаемая...
А куда ты вложил свой ваучер?
Как сложились судьбы партнеров? Как там миноритарии поживают?
Нельзя пересматривать итоги этого кидалова, как говорили в кино про бутлеггеров, что пройдет 20 лет и никто и не вспомнит откуда у вас эти деньги.
Что касается этого кейса,перераспределят другим эффективным.
В принципе у МАКФЫ неплохие макаронные изделия, посмотрим что будет дальше, в смысле после национализации компании?