В Крыму полным ходом претворяют в жизнь грандиозный туристический проект — Большую Крымскую тропу (БКТ). Этот линейный маршрут длиной 750 километров к 2030 году свяжет Керченский полуостров с мысом Тарханкут через степи и горы. Небольшой уже готовый участок протестировала корреспондент ForPost.
Возрождая традицию
Как рассказали в пресс-службе Министерстве курортов и туризма РК, идея проекта — перед глазами каждого, кто любит путешествовать по горным тропам Крымского полуострова.
«Все знают, что Крым — родоначальник пешеходного туризма. Человек с рюкзаком в советское время был символом Крыма, спрос на пешеходный туризм был колоссальный, сюда съезжались туристы со всего Советского Союза. Была большая сеть горных пешеходных маршрутов — однодневных, многодневных, с турбазами и стоянками. Эта сеть троп и маршрутов сохранилась, но требует комплексного подхода к восстановлению», — подчеркнули в ведомстве.
Сегодня в регионе снова отмечают растущий спрос на такой вид отдыха. По данным пресс-службы министерства, тенденция на экологический, индивидуальный туризм наедине с природой наметилась после пандемии коронавируса.
Крым полностью отвечает таким потребностям: природа полуострова уникальна, а исторические и археологические достопримечательности — старинные монастыри, пещерные города в горах — побуждают погружаться в историю полуострова.

Более того, как уточнили в министерстве, проект БКТ «соотносится с поручением Президента России о создании единой системы экологических, природно-рекреационных, туристических троп и маршрутов национального и регионального уровня, доступных для широкого круга посетителей».
Грандиозные планы
Большая Крымская тропа — линейный маршрут, который, как заверили ForPost в Минкурортов РК, соединит запад и восток, а также захватит часть горного полуострова.
«Тропа пройдёт через семь муниципальных районов, шесть городских округов и более двадцати особо охраняемых природных территорий. Общая протяжённость маршрута составляет около 750 км. Однако в процессе обустройства этапов тропы появляются корректировки, которые зависят от изменения ландшафтов, динамики тропиночной сети и рекомендаций собственников земельных участков, по которым проходят этапы БКТ», — обратили внимание в пресс-службе.
Тропа состоит из 52 этапов по 15-25 километров. Такая протяжённость позволяет преодолевать каждый этап в течение одного светового дня. Маршрут рассчитан на туристов разной физической подготовки и возраста. Как подчеркнули в Минкурортов, «предусматривается возможность аварийного схода на всём протяжении пути».
При этом выбор точек входа и схода продуман: старт и финиш каждого из этапов будут располагаться в основном вблизи автомобильных дорог. Маршрут будет ориентироваться на существующую дорожную сеть с проходящим по ней общественным транспортом.

Нитка БКТ построена на основе природных достопримечательностей с вкраплением исторической составляющей. Это поможет, как ожидают в Минкурортов, сохранить интерес посетителей и задержать их на тропе подольше.
«Маршрут объединит более трёх тысяч туристических объектов, находящихся на пути прохождения и в непосредственной близости от него. Среди них — Караларский парк, Осовинская степь, Тихая бухта, тропа Волошина, тропа Грина, пещерные города Бахчисарая, Большой каньон Крыма, мыс Меганом, Демерджи, Ай-Петри, турмаршрут «Малый Иерусалим», Атлеш, Тарханкутский парк, — перечислили в пресс-службе ведомства. — Помимо основной нитки маршрута БКТ планируется создание более ста дополнительных маршрутов — сопряжённых, линейных, радиальных».

В перспективе министерство предполагает, что путешествовать по тропе можно будет налегке, без палаток, с возможностью «отдохнуть на туристической стоянке, принять душ, пообедать локальными продуктами». Кроме этого в планах — параллельно пешеходному маршруту проложить велосипедную дорожку.
Что уже сделано
Начиная с 2023 года, удалось оборудовать лишь 6 из 52 этапов БКТ: эти участки общей протяжённостью 150 километров проходят по территории Алушты, Судака, Феодосии, Белогорского и Кировского районов.
«Туристы теперь смогут пройти по маршрутам: “Загадочный Меганом”, “Тропа Волошина”, “Тропа Грина”, “Святыни Армянской церкви”, “На просторах Караби”, “Сказочная Демерджи”. [Здесь] установлены информационные стенды, навигационные знаки, марки и метки. Оборудованы туристические стоянки и места для кратковременного отдыха», — перечислили в Министерстве курортов результаты двухлетней работы.
Кроме этого, на Ангарском перевале оборудована «главная входная группа с обозначением этапов Большой крымской тропы».

Как ранее сообщал министр курортов и туризма Крыма Сергей Ганзий, в 2025 году планируется открыть четыре этапа БКТ от Ангарского перевала в направлении Бахчисарайского района. Закрытую для посещений территорию национального парка «Крымский», как объяснили ForPost в пресс-службе ведомства, маршрут Большой Крымской тропы будет огибать.
«На данный момент рабочим вариантом является обход по границе Национального парка «Крымский» от Ангарского перевала через плато Чатыр-Дага к пещерам “Мраморная” и “Эмине-Баир-Хосар” с установкой металлических ограждений вдоль опасных участков. И далее через леса Симферопольского района к пещерному городу Бакла в Бахчисарайском районе», — уточнили в министерстве.
Большую Крымскую тропу целиком планируют ввести в эксплуатацию в 2030 году. Единый бюджет на весь проект при этом не заложен: как пояснили в пресс-службе, «согласно Государственной программе развития туризма в Республике Крым, ежегодно планируется финансирование определённых участков работ, которые должны быть выполнены подрядной организацией, выигравшей конкурс согласно ФЗ-44».
Как ранее писал ForPost, в планах у организаторов БКТ соединить её с Большой Севастопольской тропой в районе Байдарской долины.
Испытано на себе
Насколько удобно по новому проекту ориентироваться в горах Крыма, корреспондент ForPost выяснила на практике, пройдя от Ангарского перевала на запад, до перевала МАН, и обратно.
Когда приближаемся к деревянной арке с вывеской «Большая Крымская тропа», чтобы начать поход, то оказывается, что входа на маршрут нет. За входной группой находится склон, поросший буковыми деревьями, а тропа проложена в стороне.

Не успеваем пойти дальше, как в нос ударяет неприятное амбре от туалета, который никак нельзя миновать, если следовать по указателям БКТ. Почему именно такое место выбрали организаторы маршрута, сказать сложно, а ведь традиционно маршрут в этом направлении начинается прямо за мозаичной остановкой, специально, чтобы не приближаться к общественному санузлу с его характерными запахами.
«Остановка такая красивая, с мозаичным панно лыжников, но стоит заброшенная — троллейбусы и автобусы подбирают пассажиров чуть дальше. Почему не дали вторую жизнь остановке? Можно было бы обыграть и сделать здесь входную группу, места достаточно», — делится мнением наш провожатый.
Между тем поход продолжается. Столбы с указателями БКТ расставлены регулярно, поэтому сбиться с основного маршрута сложно. Смущает только их серый цвет — такая неброская расцветка плохо заметна в лесу. Как позже пояснили ForPost в пресс-службе Минкурортов Крыма, цветовая гамма «определена утверждённой “Концепцией создания комплекса активного туризма “Большая Крымская Тропа”». Все элементы навигации изготавливались «на основе из световозвращающей плёнки типа А», что должно облегчить туристам ориентирование при плохой видимости.

Миновав обелиск, сооружённый в честь строителей первой шоссейной дороги из Симферополя через Ангарский перевал в Алушту, проложенной в 1824-1826 годах солдатами вторых батальонов Козловского и Нашембургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова, углубляемся дальше в лес. Как выясняется из информации на указателях, следуем по 26-му этапу БКТ, который называется «Сказочная Демерджи» и ведёт на гору Демерджи.
Перед горой Кудрявая Марья (или Эльх-Кая) ждёт сюрприз: на развилке дорог навигационного столба нет. Те, кто не в первый раз идёт по этому проторенному пути, знают, что более простой и короткий путь в направлении перевала МАН и дальше Демерджи траверсирует склон Кудрявой Марьи, а более сложный вариант проходит через её вершину. А вот новичок без указателя в важном месте может легко сбиться и пойти не туда.

Как пояснили ForPost в пресс-службе Минкурортов, навигацией на маршруте, в частности, указателями, их расстановкой и направленностью, занимается «подрядная организация под контролем Министерства курортов и туризма РК и лесхозов Крыма, которая определяется при проведении закупок в соответствии с ФЗ-44».
Мы же, не ища лёгких путей, штурмуем вершину Кудрявой Марьи, на время, как оказывается, сойдя с этапа «Сказочная Демерджи»: указатели снова появляются в поле зрения лишь на перевале МАН. Полюбовавшись на этой смотровой площадке панорамой Алуштинской долины, возвращаемся без затруднений по навигационным столбам обратно на Ангарский перевал.
Пелагея Попова
Фото автора