На территории Республики Крым продолжается работа по рассекречиванию старых документов, касающихся событий Великой Отечественной войны. Они помогают местным историкам восстановить пробелы в знаниях о прошлом родного края и порой приоткрывают завесу тайны над некоторыми ужасными событиями.
Каждый новый рассекреченный документ — это своего рода «детонатор» для исследователей. Таким сравнением в ходе тематической пресс-конференции в пресс-центре РИА Новости Крым в Симферополе поделился председатель Комитета Госсовета Республики Крым по патриотическому воспитанию и молодёжной политике Владимир Бобков.
«Свежая информация позволяет историку открыть новый вектор поиска. Потому что документы в фондах нашего государственного архива уже давно опубликованы и изучены. Но с их помощью не все ниточки судеб подпольных групп, партизанских объединений могут быть распутаны до конца. А когда появляется новый блок документов, исследователи ищут в нём ответы на старые вопросы», — объяснил он ценность рассекречивания старых данных.
Порой такая работа открывает исследователям эпизоды, о существовании которых никто не догадывался. Например, из допроса немецкого врача Эберхарда Мюллера, который проработал около полутора месяцев в лазарете для военнопленных в Симферополе, стало известно следующее.
«Следствию он поведал, что те военнопленные, которые, по мнению немецких медиков, не могли быть излечены в кратчайшие сроки для дальнейшей эксплуатации или пересылки на территорию Германии, подлежали умерщвлению с помощью инъекции, — рассказал Владимир Бобков.— И он сказал, что лично отдал приказ об умерщвлении 50 человек, а в целом за период только его службы было умерщвлено порядка тысячи человек».

Вплоть до недавнего времени вся информация об опытах фашистских оккупантов на полуострове оставалось обрывочной. Но на днях сотрудники УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю сняли гриф секретности со спецсообщения, открывающего новые страшные страницы военной истории полуострова, связанной как раз с медицинскими экспериментами нацистов.
Так, в конце апреля 1944 года начальник отдела контрразведки «Смерш» 51-й армии полковник А.Т. Никифоров писал начальнику Управления контрразведки «Смерш» 4-го Украинского фронта генерал-майору Н.К. Ковальчуку об опытах, которые немецкие врачи ставили на военнопленных, мирном населении и телах уже умерших людей.
Об этом в ходе допроса агентам рассказал бывший санитар Первой Советской больницы Симферополя Иван Семёнович Галкин. По словам мужчины, немецкие военные врачи долгое время проводили на территории больницы свои эксперименты.
«Прозектуру (морг – Прим.) возглавлял оберарцт (главный врач) Готфрид Кюнтер, а его помощником был оберарцт Оскар Шульц, которые помимо своей основной работы как патологоанатомов вели “научную” работу. Оберарцт Кюнтер — над почками, а оберарцт Шульц — над сосудами», — сказано в спецсообщении.
Начиная с января 1942 года санитар Галкин и его коллеги стали находить в секционном зале морга неизвестные трупы, с которыми немецкие врачи зачем-то работали по ночам. На каждом из тел виднелись наспех зашитые надрезы в области, из которой удобнее всего вырезать почки. Рядом стояли банки с соответствующими органами.
Порой тела принадлежали гражданским, которым, по словам работника больницы, «было примерно 17 лет», а иногда мёртвые были одеты в красноармейские мундиры.
«Были случаи, когда застигали неубранные и неодетые трупы. Кроме обычных разрезов для удаления почек у них имелись разрезы на шее по ходу сонной артерии и ниже. <…> В таких случаях они (работники больницы — прим.) видели кроме банок с почками банки с кусочками сосудов с мышцами шеи и недогоревшие остатки одежды в печи. По-видимому, одежду сжигали», — писал полковник Никифоров.

По воспоминаниям Ивана Галкина, помимо трупов в том же секционном зале санитары часто находили флаконы из-под эфира и хлороформа, а также респиратор — то есть всё, необходимое в те времена для операционной анестезии.
Кроме того, примерно с мая 1942 года Готфрид Кюнтер стал держать при лазарете особую группу из восьми человек, над которыми проводил опыты. Чаще всего немецкий врач наведывался к несчастным по утрам со шприцами.
«Позднее он же (Иван Галкин — Прим.) видел, как из этого подвала принесли два сильно отёкших трупа, что характерно при болезнях почек. Впоследствии трупы этой группы доставлялись в прозектуру в дневное время при изоляции всего русского персонала», — сказано в спецсообщении.
Однажды сын служителя прозектуры Игорь Старун нашёл на полу выброшенную из подвала записку. Из неё он узнал, что Кюнтер проводил свои опыты на русских военнопленных, и те просили о помощи. Как предположил полковник Никифоров, мальчик и его отец действительно попытались помочь узникам, так как вскоре их обоих расстреляли как партизан.
Позднее сведения санитара Галкина подтвердили и другие работники больницы. Например, лаборантка прозектуры Татьяна Спиридоновна Трухина рассказала, что лично видела, как Готфрид Кюнтер и другие врачи анатомировали живого военнопленного.
По словам женщины, в коридорах ей регулярно мерещился запах наркотических веществ и каких-то неизвестных лекарств.
«Другие свидетели показали, что немецкие врачи хирурги держали группу из 35 военнопленных, у которых без из согласия брали кровь до 800 куб.см одновременно для своих раненых солдат и офицеров. Над этими же военнопленными проводили опыты по действию тропакокаина как анестезирующего вещества», — рассказал в спецсообщении сотрудник «Смерш».
Наркотическое вещество бойцам вкалывали прямо в позвоночник. Из-за этого пленные теряли контроль над своими конечностями на срок до 20 дней.

Не жалели немецко-фашистские захватчики и детей. Как напомнил официальный представитель УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю Игорь Верешков, совместная работа по рассекречиванию документов с коллегами из Кабардино-Балкарской Республики помогла пролить свет на историю маленьких пациентов, замученных в санатории «Теберда».
Оказалось, что осенью 1943 года с территории курортов Крыма и Краснодарского края в город Теберда эвакуировали больных детей. Но уже вскоре в городской санаторий приехал карательный отряд нацистов.
«По заранее составленным спискам нацисты отобрали евреев и тех, чьи родители были комиссарами-коммунистами. Более 60 детей были убиты одним днём в душегубке, их тела выкинули в ущелье. Свидетельства об этом мы обнаружили в нашем архиве, где было уголовное дело в отношении одного из работников санатория “Теберда”», — рассказал Игорь Верешков.
Сейчас работа по рассекречиванию и оцифровке старых документов продолжается. По словам Игоря Верешкова, в специальном «Фонде 100» управления ФСБ России накопилось уже 38 дел, к каждому из которых подшито около трёхсот страниц.
Напомним, на днях управление ФСБ по Республике Крым и Севастополю представило новый пакет рассекреченных документов. Как рассказывал ForPost, благодаря бумагам стали известны детали допросов партизан, которыми занималось Старокрымское гестапо. Среди жертв нацистов были юный партизан Витя Коробков и его больной туберкулёзом отец.
Елена Фокина
Фото: скриншот видео РИА Новости Крым|ВКонтакте, пресс-служба УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю
Обсуждение (1)
Европейцы в мировой истории всегда были людоедами. Любую страну Европы возьми - садисты, насильники, убийцы, извращенцы.