Беспилотники прочно вошли в нашу жизнь, но с негативным шлейфом. Ассоциация «дрон» — «атака ВСУ» становится неразрывной, а любой жужжажий звук над головой воспринимается как опасность.
Однако беспилотники могут быть очень полезны и значительно упрощать выполнение многих задач. Поэтому эксперты считают, что россияне зря невзлюбили дроны. Важно не то, какой дрон, а то, кто им управляет.
Польза дронов
Беспилотники широко используются государством в мирных целях. Так, дроны позволяют полицейским обследовать территории происшествий, искать людей и контролировать движение на трассах.
Например, беспилотную аппаратуру используют инспекторы ГИБДД Краснодарского края, пишет autonews.ru. За один день техника помогает выявлять по четыре случая выезда на встречную полосу. В Госавтоинспекции региона отмечают, что «профилактические рейды проходят регулярно, их цель — снижение аварийности, профилактика агрессивного вождения и антиобщественного поведения на автодорогах».
Семь лет назад с помощью дронов в Тюменской области ловили любителей езды по обочине. В 2015 году беспилотники стали использовать на Дальнем Востоке и в Свердловской области. Уже тогда техника могла распознавать номера автомобилей и факт пересечения сплошной линии разметки.
Фото: УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области
Фото: ГК «Автодор»
Пригодились беспилотники и в сельском хозяйстве. Так, Кабардино-Балкарский научный центр РАН применил октокоптер для обработки сельхозугодий. Также его использовали для выявления на полях обгоревших участков и больных растений.
Не остались в стороне и сотрудники МЧС России. Они использовали БПЛА во время лесных пожаров в Якутии в 2021 году, чтобы определить, с какого места начать тушить огонь. Также с помощью дрона они искали очаги возгорания при лесных пожарах в Красноярском крае в 2022 году.
А в Москве уже запланировали применение дронов для доставки продуктов, готовой еды и почты, а также для проверки вышек мобильной связи и оценки строительства объектов, написали «Известия». Тестовое использование начнётся уже в следующем году. В проекте будут участвовать «ВкусВилл», X5 Group («Пятёрочка, «Перекрёсток»), «Почта России», «Додо Пицца», МТС и Capital Group.
Разные взгляды на отрасль
Во время проведения СВО у российских производителей беспилотников увеличился спрос на работников. Сейчас предприятиям нужны минимум две-три тысячи специалистов. Больше всего требуются операторы дронов, программисты, конструкторы, технологи, а также работники для станочных и сборочных операций.
В отрасли уже заняты до 25 000 человек, но в ближайшие пару лет их может быть 50 000, сообщили «Коммерсанту» участники отечественного рынка БПЛА.
Они отметили сильнейший рост занятости в этой сфере с 2022 года, когда в ней работали около 5000 человек. Одна из причин этого — расширение государственного оборонного заказа и переход гражданских специалистов в оборонно-промышленный комплекс.
Но возник вопрос: что будет с кадрами по окончании СВО? Они могут оказаться не у дел из-за снижения спроса на беспилотники, который в настоящее время обеспечен «оборонкой», полагают эксперты. Они считают, что специалисты, участвующие в спецоперации, после её завершения смогут найти себе место в гражданском секторе.
А в правительстве РФ и вовсе настроены оптимистично. В проект федерального бюджета на 2024-2026 годы заложены деньги на новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы».
«Что это даст? Увеличим объём российского рынка беспилотников, запустим профессиональное образование в этой сфере», — сообщил министр финансов Антон Силуанов 22 сентября.
Премьер-министр России Михаил Мишустин напомнил об утверждённой стратегии развития отрасли производства и эксплуатации БПЛА. В нашей стране по использованию беспилотников уже лидируют сельское хозяйство, строительство и энергетика, аппараты задействованы в геодезии и картографии, автотранспортной и судоходной отраслях, отметил глава Кабмина.
Но нужно систематизировать и масштабировать производство лёгких БПЛА, количество которых пока «исчисляется десятками тысяч» и которые изготавливаются в основном технологическими энтузиастами, добавил он.
Власти РФ планируют, во-первых, увеличение отечественного рынка тяжёлых и средних БПЛА почти в два раза в ближайшие семь лет, а во-вторых, подготовку более миллиона специалистов для отрасли, обратил внимание Михаил Мишустин.
Читайте также: Почему и как изменилась тактика атак дронов ВСУ на Россию
Дрон — значит, враг?
Вопреки активному развитию отрасли беспилотников, которые применяют в различных сферах мирной жизни, рядовые россияне относятся к ним предосудительно.
Во время СВО, когда новостная повестка забита сообщениями об атаках беспилотников со стороны Украины, у людей могут усиливаться сомнения, мягко говоря, в этой технике.
Россияне далеки от понимания различий между дронами: им не важно, что именно находится в небе, но, чтобы это ни было — оно, по их мнению, должно им почему-то навредить, говорит основатель Академии Аэросъёмки для обучения полётам на дронах Александр Шевченко.
При нынешнем информировании населения средствами массовой информации и соцсетями любой аппарат в воздухе представляют нежелательным, отметил он.
«Но давайте их разделять по функциям. Например, квадрокоптер — это дрон чаще всего с четырьмя моторами, может использоваться как для слежки, так и для создания видеороликов, контроля полосы движения, опрыскивания растений, поиска очагов возгорания или поиска людей. Да, есть модели, которые сейчас используются на СВО, их применяют для отслеживания, к ним можно прикрепить специальные устройства сброса для переноса небольших взрывных устройств. Но такие дроны летают не более, чем пять километров по прямой, то есть они не долетят до 99% городов, и поэтому остаются только в зоне боевых действий. К сожалению, часто вижу в новостях упоминания об атаке БПЛА на какой-то город и картинку ни в чём не винного дрона фирмы DJI, который точно ни при чём. Да, эти дроны относятся к БПЛА технически, но не так, как их освещают в новостях. Для атак используются другие дроны, чаще всего это самосборные дроны, которые собираются самостоятельно из отдельных запчастей», — рассказал собеседник ForPost.
Несмотря на множество отличий между гражданскими дронами и военными, неподготовленному человеку сложно определить, какой аппарат в воздухе. К тому же сейчас нет «никакого мирного инфополя» вокруг них, констатировал Александр Шевченко.
«В СМИ не рассказывают, как полезны дроны, в каких мирных целях они применяются — и в строительстве, и в аграрном сегменте, и в создании видеоконтента от рекламы до фильмов и сериалов. Поэтому общее впечатление у граждан страны складывается такое, что дроны опасны», — посетовал основатель Академии Аэросъёмки.
По его мнению, во время СВО отношение россиян ко всем дронам, даже к самым маленьким и безобидным, изменилось в худшую сторону.
«Я с 2016 года работаю в аэросъёмке, и так как дроны являются моей основной работой и неотъемлемой частью жизни, мне пришлось переехать в другую страну, чтобы продолжить свою деятельность. Но те коллеги, которые остались работать в России, говорят, что летать на дронах невозможно: во-первых, в большинстве регионах есть запреты на это, во-вторых, при виде дрона люди вызывают полицию», — сказал он.
Читайте по теме: Проблема дронов: почему оптимистичный план чиновников похож на «Фитиль»
Будущее развитие
Однако к людям придёт понимание большой пользы дронов через один-два года — при условии, что в скором времени СМИ и соцсети начнут подробно объяснять различия беспилотников, представляющих и не представляющих опасность, полагает Александр Шевченко.
«Касаемо действий со стороны правительства, я думаю, в течении ближайших лет будет ужесточено регулирование воздушного пространства, как это сделано, например, в Дубае. Там для получения возможности управления дроном необходимо зарегистрироваться в системе, пройти обучение и получить лицензию. Чтоб каждый дрон, находящийся в воздухе, мог быть идентифицирован органами правопорядка и было полное понимание о пилоте, управляющем дроном в текущий момент. Так, я думаю, будет легче отслеживать беспилотники в небе, ведь помимо военных целей, в которых сейчас они используются, есть и десятки мирных задач, которые помогают мирному населению», — заключил он.
В России на горизонте 2030-2035 годов будет сформирована новая отрасль экономики гражданских БПЛА с количеством самой разной техники, превышающим миллион единиц, полагает кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
После отмены ограничений использования коммерческих беспилотников в большинстве субъектов РФ эту часть рынка ждёт экспоненциальный рост с увеличением объёма в физическом и денежном выражении на порядок в среднесрочной перспективе, добавил он.
«Практический менеджмент любого направления, от агробизнеса до финансового сектора, будет встраивать в свои бизнес-модели использование дронов, и через некоторое время вслед за крупными промышленными предприятиями и госсектором в этот сегмент зайдёт малое и среднее предпринимательство, превратив технологию в массовую. К разворачиванию такого сценария должны быть готовы и смежные сферы. Недостаточно развитая компонентная база и дефицит профильных специалистов как по производству, так и обслуживанию робототехнических систем, могут стать препятствием на пути развития новой отрасли народного хозяйства», — считает экономист.
Читайте ещё: «Ростех» анонсировал «воздушный щит» — как он спасёт россиян от дронов
Безопасность и упрощение труда человека
Сейчас беспилотники упоминаются в основном в разрезе вопросов обороны, но сфера их применения намного шире — в первую очередь в гражданском секторе, и это имеет экономическую эффективность, считает руководитель коммерческого блока IT-компании «Наносемантика» Григорий Винокуров.
По мере развития искусственного интеллекта в целом и нейронных сетей в частности круг использования беспилотных транспортных средств растёт в геометрической прогрессии. При прочих равных это дешевле и безопаснее использования труда человека, отметил он.
«Речь идёт прежде всего о роботизации в промышленном секторе — например, о беспилотных самосвалах и экскаваторах для горнодобычи, инструментах для мониторинга нефтепроводов и электросетей в экстремальных условиях. Подобные решения делают процесс более безопасным для человека, а также освобождают специалистов от рутинных задач», — уточнил собеседник ForPost.
Беспилотные решения в целом широко могут использоваться для контроля за городским хозяйством: открываются возможности для мониторинга дорожного трафика, состояния асфальтового покрытия, мачт городского освещения, — продолжил Григорий Винокуров.
Кроме того, беспилотники широко используют, например, для контроля и анализа поголовья скота, мониторинга состояния сельхозугодий и прилегающих территорий и даже для сбора урожая, добавил он.
«Например, в Японии с помощью системы стереоскопической визуализации попробовали определять расположение и степень зрелости клубники — испытания показали, что время сбора ягод сокращается до 40%», — заключил представитель «Наносемантики».
Читайте также: Как в Севастополе талантливым самоделкиным БПЛА подружиться с властью и бизнесом? — ForPost «Реактор»
Алексей Лохвицкий