Крым

Дары шторма: какие артефакты хранит музей морских курьёзов в Крыму

Почти 20 лет крымчанка спасает природу.

Фото:
Пелагея Попова|ForPost
Анна Лопакова у входа в музей «Морские курьёзы».

Лето позади, а значит — совсем скоро на смену штилю придут осенние шторма. Многие находят особую романтику в разгуле стихии. Жительница села Штормовое Сакского района Крыма Анна Лопакова как раз из таких: после каждой морской бури она отправляется на пляж, чтобы найти очередное сокровище, вынесенное волнами. Самые необычные артефакты пополняют коллекцию уникального музея.

Красота в глазах смотрящего

Режиссёр по образованию, Анна Лопакова переехала в Штормовое в конце 1980-х годов. Несколько лет она работала в местном доме культуры, пока тот не закрылся из-за нехватки финансирования. В «лихие девяностые» никакой работы в селе не было, поэтому семья перебралась в Симферополь, возвращаясь домой лишь летом.

«Как-то после шторма я пошла на море и впервые увидела этот кошмар на берегу — столько мусора! Говорю мужу: «Саш, что с этим делать?! Раньше такого не было!». Действительно, летом люди мусорят: бросают на песок пляжа окурки, пластиковые стаканчики. Но в этот раз море вынесло столько всего», — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost.

Поразившись увиденному, супруги сделали единственное возможное в такой ситуации: взяли большие пакеты и начали очищать побережье, методично собирая бытовые отходы, разбросанные под ногами.

Пляж в Штормовом покрыт бытовыми отходами.

Работать пришлось несколько дней подряд. Однажды на глаза крымчанке попалась необычная находка — стеклянная бутылка, заросшая раковинами мидий и других моллюсков.

«Я такой красоты и дизайнерской работы моря никогда не видела! Мы много лет здесь жили, но я даже не знала, что в море предметы так обрастают со временем», — призналась Анна Лопакова.

Найденное произведение морского искусства и дало импульс к созданию будущего музея морских курьёзов. После этого, призналась собеседница ForPost, она целенаправленно стала искать обросшие водорослями и моллюсками предметы.

Музей начался с этих бутылок.

Чем большим числом артефактов обрастала коллекция, тем понятнее становилось, что море тоннами выносит на берег не обломки природных объектов — причудливые поленья или камни, а мусор, созданный человеком.

«Моей целью стало показать людям дизайнерские работы моря. А с другой стороны, мы ведь видим, на чём дизайн вырос: железки, консервные банки, пластиковые бутылки, одиночные шлёпки, детские игрушки, — перечислила Анна Лопакова, и напомнила: — Чёрное море устроено по-особенному: большая его часть занята неживым слоем сероводорода, где годами копится огромная свалка наших “подарков”».

Проводя дни на море, вечерами женщина возвращалась домой и садилась за работу. Найденным предметам она давала вторую жизнь, превращая их в настоящие арт-объекты. Так, бывшего пластмассового медвежонка она инкрустировала мелкими ракушками, а из нескольких одноразовых пластмассовых тарелок разного диаметра сделала оригинальный тортик.

Бывший игрушечный медведь, декорированный ракушками.

Первое время все находки и поделки оседали в трёхкомнатной квартире собеседницы. Родные поначалу отнеслись к увлечению скептически, но особо не возражали. Но когда коллекция достигла критических размеров, стало очевидно, что её надо куда-то переместить.

Серьёзные курьёзы

В 2008 году коммунальное предприятие Штормового сдало в аренду Анне Лопаковой цокольное помещение в четырёхэтажном многоквартирном доме. Именно сюда женщина и перенесла большую часть найденных артефактов, а муж помог благоустроить территорию вокруг, соорудив фонтан и лавочки, а также создав несколько фигур диковинных существ из дерева и глины.

«Название музея “Морские курьёзы” родилось случайно, за чтением Владимира Набокова. В романе “Подвиг” он описывает юность героя в Крыму, и там есть такое место: “<…> выискивая с Лидой в прибрежном галечнике мелкие морские курьёзы <…>». Я сразу, подумала: «О! То, что надо для названия!», — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost.

Впрочем, не все выставляемые в Штормовом курьёзы веселят или удивляют. Многие, наоборот, сразу настраивают на серьёзный лад, заставляя задуматься.

Первым посетителей музея встречает дельфин, попавший в сети.

У самого входа посетителей встречает грустная инсталляция: фигура дельфина, покрытая рыболовными сетями.

«Все любят дельфинов, но мало кто знает, что в Крыму водится три вида, и каждый из них находится на грани исчезновения. В основном эти млекопитающие гибнут, запутываясь в рыболовных сетях. Поэтому мы всегда рассказываем, что делать, если нашёл на пляже дельфина. Вот телефоны служб помощи», — показывает Анна Лопакова.

Проход в музей декорирован орнаментом из морских ракушек. Внутреннее пространство напоминает жилище владыки морей. С потолка свисают обрывки сетей и гирлянды из буйков. Стены заставлены вынесенными волнами дарами, которые дополняют фигуру в центре — Карадагского Блэки, легендарного морского змея, живущего в акватории Коктебеля.

Карадагский змей в центре экспозиции.

Туловище змея смонтировано из металлического каркаса, который «начинён» всевозможным мусором: детскими совочками, разноцветными пластиковыми ведёрками, сдутыми мячами, тапками, застывшей массой монтажной пены, обрывками шлангов и даже обломком электрочайника.

«Я не задавалась целью положить сюда дизайнерские предметы, а, наоборот, собрала обычный мусор с пляжа, всё подряд. Самое большое чудовище — это люди. И чтобы не становится чудовищем, давайте задумываться над своими поступками», — пояснила свою задумку Анна Лопакова.

На стене позади Блэки полки размещены каскадами, по словам собеседницы, они символизируют потухший крымский вулкан Карадаг. Его подножие украшено обломками античных амфор, которые музею подарили дайверы, исследующие акваторию Штормового.

Бывшие женские шлёпки теперь экспонируются в музее.

На противоположной стене внимание привлекают экземпляры газет на русском и немецком языках. На первый взгляд, эти предметы далеки от подводного мира, но тем не менее также были переданы в дар ныряльщиками.

«Дайверы зашли к нам в квартиру и просто передали в руки: вот эта на немецком была совершенно сухая, а вот эти на русском — полностью мокрые и хрупкие. «Нате, это с “Волга-Дона”!», и ушли, — поделилась историей Анна Лопакова. — Дело в том, что напротив базы отдыха на расстоянии трёх километров от берега на глубине 20-25 метров лежит транспортное судно "Волга-Дон", ставшее немецким в годы войны и потопленное советской подлодкой в 1943 году. Раньше это было популярное место для ныряния с аквалангом. Эти газеты на русском языке — листовки, напечатанные немцами для наших солдат».

Газета на немецком языке с затонувшего судна «Волга-Дон».

За годы работы необычный музей в Штормовом стал одной из визитных карточек западного побережья Крыма. Посетив экспозицию, невозможно позабыть о том, какой след после себя оставишь.

Между тем на другом конце Крымского полуострова ещё один энтузиаст уже много лет также собирает связанные с морем предметы. Житель Керчи Виктор Густой спасает от забвения старинные якоря, буи, рынды и навигационные знаки, выставляя их в «Музее морского якоря».

Пелагея Попова

Фото автора

11327
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (6 голосов)

Главное за день

Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят

Цена вопроса достигла сотен миллионов, а перспективы стали вовсе туманными.
20:00
34
4153

Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?

Политолог Алексей Макаркин рассказал, как Путин, став «анти-Ельциным», влюбил в себя либералов.
18:26
14
1491

Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища

«Возможно восстановить практически всё», - говорит один из авторов книги.
18:20
6
2691

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
2070