Полторы сотни экспонатов различных размеров и форм, принципа работы и возраста уже год знакомят посетителей «Морского музея якоря» в Керчи с морским прошлым Крыма, развитием судоходства и рыболовства в Азовском и Чёрном морях.
Как создавалась коллекция, что видят экскурсанты и какие перспективы есть у учреждения, рассказал ForPost создатель музея Виктор Густой.
Спасение артефактов
Виктор Густой держит небольшой магазинчик на Центральном рынке Керчи. Но практически весь доход от бизнеса уходит на его увлечение: мужчина с молодости собирает различные предметы старины.
Коллекционировать якоря собеседник ForPost начал случайно около десяти лет назад: на одной из металлобаз Керчи он однажды заметил пару «кошек» и адмиралтейских якорей. Разговорившись с владельцем предприятия, керчанин узнал, что артефакты сдали на металл рыбаки. Увиденное не давало ему покоя, поэтому через несколько дней он вернулся, чтобы всё-таки их выкупить.
С тех пор, бывая на различных рыбацких причалах и хозяйствах, Виктор Густой всегда обращает внимание на хранящиеся там старинные морские символы. Кроме этого, у многих вышедших на заслуженный покой моряков и рыбаков города якоря нередко служат украшением приусадебного участка. При этом предметы оказываются совершенно уникальными.
Так, свинцовый якорь двухтысячелетней давности коллекционер увидел в огороде у одного пожилого водолаза из села Заветное Ленинского района.
«Длина этого римского якоря ровно два метра, вернее это лишь один из его элементов — верхняя горизонтальная часть, так называемый шток. Вертикальная часть, веретено, изготавливалась из дерева и уже утрачена. Длина веретена была около пяти метров, что говорит о том, что судно могло достигать в длину до сотни метров. А это очень крупное судно для того времени, а значит, и его хозяин был известный человек! Штоки специально делали сначала из камня, потом из металла, чтобы придать якорю отрицательную плавучесть», — со знанием дела объясняет собеседник.
Помимо якоря, Виктор Густой приобрёл у бывшего дайвера-фермера пару «качающихся» английских стопперов середины XIX века: якоря Портера и Тротмана. Коллекционеру удалось выяснить историю последнего из них. Оказалось, что этот якорь Тротмана использовался на немецком пароме «Зибель», потопленном в 1942 году советской авиацией недалеко от села Мама Русская (сейчас Курортное Ленинского района) на Азовском море.
Из склада в музей
Коллекция постепенно расширялась. Поначалу экспонаты Виктор Густой хранил на складе своего магазина на рынке. Самые крупные экземпляры собеседник «выставлял» во дворе гостиницы своего приятеля. Так было до тех пор, пока однажды не раздался звонок декана морского факультета Керченского государственного морского технологического университета (КГМТУ) Николая Ивановского: вуз намеревался приобрести один из якорей.
В ответ Виктор Густой предложил предоставить всю свою коллекцию, подав идею создать на территории университета полноценный музей. Николай Ивановский с готовностью пошёл навстречу, выделив помещение бывшего склада во внутреннем дворике второго корпуса КГМТУ.
«Буквально на следующий день я проснулся и представил, как этот музей должен выглядеть: деревянная стена на заднем плане, а в середине зала подиум, напоминающий палубу корабля. Я сделал чертежи, которые всем понравились», — делится воспоминаниями коллекционер.
Университет нашёл мастеров, и работа закипела. Несколько месяцев спустя «Морской музей якоря» был готов принимать первых посетителей.
Кстати, содержать в достойном виде предметы коллекции Виктору Густому помогают студенты КГМТУ под чутким руководством декана морского факультета.
От античности до наших дней
Экскурсия по музею начинается со знакомства с самыми древними экспонатами — якорными камнями, которыми первые мореплаватели удерживали свои лодки.
Со временем оборудование совершенствовалось: на грузилах появились бороздки и технологические отверстия.
«В основном все якоря наши, местные, принадлежали судам Чёрного и Азовского морей. К примеру, плоские якоря неоднократно находили у побережья Севастополя. Видимо, в античном Херсонесе работала династия или артель камнетёсов. Они догадались, что якорь такой формы благодаря не только весу, но и широкой площади нижней поверхности буквально «присасывается» к грунту, и его сложнее оторвать», — объясняет принцип действия экспоната собеседник.
По его словам, эту технологию древних мастеров используют и сейчас, изготавливая якоря-присоски или мёртвый якорь.
Следующая группа экспонатов — покрытые ракушками и другими донными отложениями якоря более привычной формы: со штоком, веретеном и лапами.
«Они практически не сохранились, потому что были изготовлены из стали во времена Византии. Этот вид металла достаточно быстро разрушается в морской воде, а за тысячелетия на дне на нём образуется каменный саркофаг, внутри которого он всё равно продолжает разрушаться. Поэтому если убрать эти наросты, не факт, что якорь останется целым», — уточняет коллекционер.
По соседству представлены экспонаты, среди которых практически каждый хранит тайну или историю. На поверхности одного из них выбиты иероглифы: по словам Виктора Густого, якорь как самый важный предмет на корабле (ведь от него зачастую зависит судьба людей в море) нередко обладал личным именем. Рядом виден свинцовый якорь, скрученный буквально в бараний рог. По предположению собеседника, во время бури он застрял в скалах и изменил форму под натиском стихии.
С другой стороны подиума размещены более современные экспонаты различной формы и принципа работы: бронзовый американский якорь 1954 года с лапами, напоминающими рога лося, якорь Ивана Матросова, который сейчас используется на небольших судах, якорь Дэнфорта и якорь Давида. На видном месте расставлены пузатые якоря-лоты, которые применяли во время сплавов на реках Урала.
«Русские якоря очень ценились за границей, потому что у нас был металл высокого качества. Кузнецы его так отковывали, что изделия получались очень прочными. Известно, что за наши якоря платили золотом», — рассказывает собеседник, уточняя, что мастерские находились в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде.
Всего в музее экспонируется более 150 якорей. По собственной оценке собеседника, его коллекция ценна и уникальна своим объёмом даже по мировым меркам.
В Севастополе, как писал ForPost, один из местных жителей также обладает не меньшим количеством якорей, которые, правда, хранятся в основном под открытым небом и, к сожалению, ржавеют под влиянием осадков.
Важно сохранить память
Для глубокого погружения в морскую тематику стены музея украшены коллекциями штурвалов, рынд, фонарей, навигационных приборов, водолазного оборудования.
Особняком в этом разнообразии стоят стеклянные буи — полуметровые шары, которыми рыбаки помечали установленные в море сети в начале XX века. На выставке они оказались случайно.
«Я как-то был в одном рыбколхозе Керчи, где был большой старый склад. Внезапно сквозь щели пола под досками заметил эти стеклянные буи. Рыбаки про них даже не подозревали, никогда не замечали. Я упросил отдать их мне», — уточняет собеседник.
В будущем Виктор Густой планирует расширять экспозицию, сделав отдельный стенд о рыбацком деле и рыбодобывающей промышленности. Пока ещё есть участники этой славной страницы Керчи, коллекционер подбирает экспонаты и иллюстративный материал.
«Это важно для сохранения истории Керчи. Еще живы люди — рыбаки и моряки, которые хранят у себя многие свидетельства прошлого. К сожалению, нередко многие артефакты сдаются на лом и могут быть утрачены навсегда», — сетует собеседник.
Кроме этого, коллекционер надеется официально оформить музей, сделав его учреждением культуры, что поможет привлечь больше туристов и, наконец, начать приносить доход его создателю. За год работы этого, увы, пока так и не удалось добиться.
Справка
Морской музей якоря находится во втором корпусе Керченского государственного морского технологического университета (улица Орджоникидзе, 48).
Режим работы: по будням.
Телефон для записи групп: +7 (978) 001-79-23.
Пелагея Попова
Фото: Власта Пидпалая|ForPost
Обсуждение (3)
Замечательный человек!
И в нашем городе есть такие энтузиасты. 😶
Тина Севастополь,
хорошо бы если бы местные власти им еще помогали. У ветеранов гидронавтов есть подводная лодка под музей. Так местные власти не могут выделить место недалеко от причала, что бы ее плавкран поднял с воды и установил на берег. Потом ее можно было оттащить подальше от причала - что бы не занимать ценный причал.
Вот даже 20 квадратных метров под полезный музейный обьект не могут выделить.