Санкционная война продолжает идти с переменным успехом. Но оказывает влияние на экономику России не одна она. Не менее значимым фактором является мобилизация. И главный сектор, на который она оказывает влияние, — это рынок труда.
Рынок труда и мобилизация
Большинство мобилизованных — работающие граждане. Военкоматы и юристы долго разбирались, кого мобилизовать, а экономисты ещё не оценили влияние этого процесса на экономику в целом и на рынок труда в частности.
«Бронь» технических и технологических специалистов, работавших прямо или опосредованно на оборонную промышленность, была очевидна. Равно как и «бронь» для работников IT-сектора. Хоть и не всего, а только для той его части, которую Минобороны и Минцифры посчитали значимой. Рынок труда быстро разделился на обычную и «бронированную» части. Первой пришли повестки, а вторая приготовилась к авралам и переработкам.
В ходе мобилизации также возникло некое гипотетическое региональное неравенство. Случилось это потому, что мобилизовали в первую очередь граждан, недавно прошедших срочную службу. В основной массе ими являлись те, кто имеет рабочие профессии и проживает в населённых пунктах малого и среднего размера, а также в сельской местности. И здесь речь идёт о регионах, которые по численности населения находятся от 20-го места и далее с некой погрешностью на регионы СКФО. Очевидно, что в этих регионах численность молодого и трудоспособного населения не самая высокая и теперь она упадёт ещё сильнее.
Защита профсоюзов
Далее опыт показал, что в случае продолжения мобилизации (а оно будет) высока вероятность большой активности ведомств и профсоюзов по защите работников от призыва. Это объективное явление, т. к. военкомы не являются специалистами по трудовому рынку. Более того, выяснилось, что они даже не имеют доступа к данным о семейном положении резервистов. Как следствие: профсоюзы и сами работодатели вынуждены будут начать активную защиту собственных работников — особенно специалистов.
Как пример уже начинающихся процессов — история с организацией авиадиспетчеров на Дальнем Востоке. То же самое будет и у их смежников в авиакомпаниях, и в структурах РЖД, и в сфере автоперевозок, и особенно в коммунальных службах. «Лишние люди» на рынке труда есть, но грести всех подряд критически нельзя.
Читайте по теме: Без водителей, медиков и фермеров: какие профессии станут дефицитными в мобилизацию
Кто вне риска?
Вырастет сектор самозанятых. Связано это с тем, что военкоматам проще работать с большими объёмами призывников, а значит, с организациями, куда они централизованно присылают повестки. Эффективность очевидна, но вот самозанятые для них — сумеречная зона. Отдела кадров там нет, карточек учёта тоже. Зарплатных проектов нет. Эффективность работы по ним на порядок ниже. Соответственным будет и эффект.
И, наконец, произойдёт корректировка спроса на обучение специалистов. В частности, вырастет спрос на специалитет в сфере IT. Там — «бронь». А на заводе или в офисе её нет. Или есть, но в ощутимо меньших объёмах. Результаты этого станут очевидны уже весной, когда пойдёт поступление в вузы и ПТУ.
В целом же это огромный вопрос, за развитием которого нам придётся следить ещё очень долго.
Павел Кухмиров